НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...

Александр Довженко: "Думай неуклонно только о великом"

15 Сентября 2014 г.

kino 88

Каждый сеанс Венецианского международного кинофестиваля теперь начинается фирменным роликом, где в тридцать секунд уложены мини-фрагменты базовых шедевров мирового кино. Среди них - образ бунта-бессмертия, созданный Александром Довженко, рассказывает «Российская Газета».

dovzhenko3
Фото: РИА Новости/ www.ria.ru

Если суммировать главное качество жизни и фильмов Довженко - это будет горение. Он был человеком горячим. Искренним до потери чувства меры и самосохранения. Он остро воспринимал события бурной истории, остро на них реагировал и претворял их в художественные образы, столь острые и метафорически насыщенные, что извилистая, вечно колеблющаяся "линия партии" за ними не поспевала. А он и не стремился следовать этой "линией" - жил убеждениями и своей страстностью. Сжигал себя, пытаясь постичь эту сумбурную жизнь, найти в ней хоть какие-то закономерности.

Он был, конечно, плодом революции и ее преданным поэтом. Вышедший из бедной многодетной семьи, много учился, преподавал в школах, комиссарил в театрах, но хорошо знал цену и достоинство оплодотворяющего землю крестьянского труда. Был максималистом: верить в идею - значит отдаться ей без остатка, любить - так уж на всю жизнь. "Думай неуклонно только о великом", - завещал он своим студентам, среди которых - гений мирового кино и тоже максималист в творчестве Сергей Параджанов. Цель революции - дать землю крестьянам, а мир - рабочим - понимал с обжигающей простотой, в ней не сомневался и вечную подозрительность властей воспринимал с усталым недоумением. Он был предан партии - а его из ее рядов выгнали, поселив в душе горечь непонимания. Он делал фильмы, на которых затем выросло знаменитое украинское поэтическое кино, они сразу входили в мировые киноучебники - а власти заставляли их переделывать в угоду каким-то перестраховочным принципам. Так было и с его лучшими сценариями, которые при жизни он так и не смог поставить, - их осуществила его супруга и соратник, красавица актриса и режиссер Юлия Солнцева: "Повесть пламенных лет", "Поэма о море", "Золотые ворота"...

Склонный к возвышенным поэтическим образам, он понимал человека как отражение космоса, личность - как Вселенную. Отсюда субъективизм этих образов, убежденность в самоценности каждого живого организма, находящегося в нерасторжимой связи с породившей его землей. Вероятно, поэтому он долго грезил о картине "Жизнь в цвету" - о человеке, преобразующем природу, "поднимающем ее до самого себя". Этот герой, бросавший вызов законам природы, пугал кинематографическое начальство, оно справедливо видело и в этом метафору. "Жизнь в цвету" беспрерывно переделывалась, стесывалась в угоду цензурным нормам и в конце концов превратилась в бескрылый и тусклый биографический фильм "Мичурин".

Я уверен, что Довженко восстал бы против сегодняшнего понимания правды жизни как зеркала, отражающего реальность объективистски, безоценочно, а значит, бесстрастно. Он считал, что "правду жизни нужно поднимать до уровня сердца, а сердце нести высоко". И не уставал воплощать и развивать в своем кинематографе горьковский образ Данко, который вырванным из груди пылающим сердцем осветил дорогу людям. Все в его фильмах - философский символ, далеко поднимающийся над реалиями своего времени и уходящий к вечным, основополагающим категориям.

Как многие его талантливые современники, мастер искренне разделял советскую идеологию с ее крайностями, не сомневался в ней и с ее позиций снимал свои фильмы. Идею, безусловно, ставил выше человека. В "Аэрограде" герой убивает бывшего друга, который, с его точки зрения, предал идеалы советской власти, и этот "подвиг", перекликающийся с поступком Павлика Морозова, многие годы потом формировал сознание зрителей: раньше думай о родине, а потом о себе. Он видел в самопожертвовании высшую красоту, эта красота вырастала из нищеты и грязи окружающей повседневности и воспринималась как истинное человеческое богатство - недосягаемое, как коммунизм, но единственное, к чему стоит стремиться.

Он был патетичен во всем. "Будьте свидетелями моей печали!" - обращался к зрителям в кинозале герой "Аэрограда" Степан, расстреливая друга. Патетику несли в себе уже сами сценарии, написанные Довженко в стиле эпических летописей, - таков, к примеру, сценарий "Щорса", где герою гражданской войны автор естественнейшим образом передоверял собственные мысли и собственную велеречивость. Исторические герои обязательно выходили к кромке кадра и на крупном плане возглашали свое кредо. Читая написанное Александром Довженко, отчетливо чувствуешь нарастающий градус самозавода: вал вдохновения несет художника к таким горним высям, откуда уже не видна реальность, и где звучат только победные трубы архангелов.

Почему же эти воздвигнутые на котурны фильмы так врезались в души зрителей и немедленно становились мировой киноклассикой? Да потому, что первый в мире советский эксперимент по учреждению принципиально нового общества тогда привлекал всеобщее внимание: эти безумцы пытались воплотить в реальность вековую мечту человечество о всеобщем равенстве, эти идеи будоражили умы и воодушевляли художников: страна-подросток - твори, выдумывай, пробуй! Горячим идеям были нужны горячие головы и пылающие сердца. А Довженко, как никто, умел из всего этого кипящего варева извлекать чистейшую, почти стерильную и безусловно высшую красоту - в его фильмах жили и заживо сгорали потомки и единомышленники горьковского Данко, их пламя завораживало. Герой "Арсенала" в ответ на угрозу расстрела рвал на груди рубаху - верил в бессмертие если не физическое, то идейное: убежденный атеист Довженко прямо на глазах своего поколения творил новую религию - коммунистическую. Это не могло не воспламенять всех, кто чуток к безумству храбрых.

Он бесконечно любил плодородную природу своей Украины и воспринимал ее как поэт - живым организмом, которым человек пытается овладеть, укротить его и сделать своим верным другом. И из этих сложных отношений любви-дрессировки тоже извлекал высшую красоту. Умел любой конфликт многократно усилить, придать ему масштаб вселенской битвы при помощи монтажа, которым он владел как никто другой. Его монтаж - словно удар хлыстом, разит неожиданными сопоставлениями и хлесткими параллелями, его образы сразу врезались в память и становились символами кинематографа тех яростных времен. Но партийной критике это тоже казалось чрезмерным и порождало не просто близкие к доносу отповеди, но и стихотворные памфлеты - так, например, откликнулся на образы фильма "Земля" Демьян Бедный в установочной и непререкаемой "Правде". Раны, которые наносились режиссеру такими опусами, были особенно болезненны: он отдавал партии свое сердце - а партия в ответ разражалась мелкими и раздраженными плевками.

В конце жизни Довженко преподавал во ВГИКе и все мечтал еще раз увидеть родную Украину. Но его возвращение на родину власти почему-то запрещали, и мастер умер и был похоронен в Москве. В истории мирового искусства он остался не как летописец "пламенных лет", но как их ослепительно яркий протуберанец, магнитные волны от которого уже много раз обогнули земной шар и не вполне утихли до сих пор.

Главные фильмы Александра Довженко

  • "Сумка дипкурьера" (1927)
  • "Арсенал" (1928)
  • "Земля" (1930)
  • "Иван" (1932)
  • "Аэроград" (1935)
  • "Щорс" (1939)
  • "Мичурин" (1948)
  • "Поэма о море" (сценарий)
  • "Повесть пламенных лет" (сценарий)
  • "Зачарованная Десна" (сценарий)

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!