НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Описание Сибири

10 Мая 2012 г.

По списку императорской публичной библіотеки описание новые земли сибирского государства, в которое оно время и какимъ случаемъ досталось за московское государство, и какое той землѣ положеніе

 

 

Въ 7061-мъ году царь Іванъ Васильевичъ самъ своею персоною со многими войски Казанское царство подкопомъ подъ Булатъ рѣку и царя Казанского Симеона жива взялъ и, избодя ему очи, в Звенигороде за сторожию жити указалъ.

А по взятіи Казанского царства по двадцети по осми лѣтехъ з Дону самоволные казаки с атаманомъ своимъ Ермакомъ Тимоѳѣевымъ сыномъ вышли на Волгу и многую пакость всякого чина людемъ Рускимъ чинили, грабили і воровствомъ своимъ проѣзду не давали, для чего царь Іванъ Васильевичъ многие посылки своихъ ратныхъ людей на нихъ посылалъ, которыхъ они побивали. I въ 7080-мъ году указалъ великій государь царь Иоаннъ Васильевичъ, всея Росіи самодержецъ, изъ великого своего Московского государства множество ратныхъ людей, водою въ судахъ и горою на коняхъ, со всякими воинскими припасами, послать на него самоволнаго атамана Ермака с товарыщи унять ихъ отъ такова зланачинания і самоволства. Онъ же атаманъ Ермакъ с товарищи своими, слыша велій гнѣвъ государя своего и приходъ многоратныхъ людей Московского государства, убояся и с Волги, не доходя Казанского царства за 60 поприщъ, вверхъ по великой рекѣ Камѣ поиде судами з дружиною своею храброю, с иновѣрцами, некрещеными людми, с подданными прежняго взятого Казанского царя Симеона, съ Черемисою, Мордвою, Вотяками, Башкирцами, Камскимъ уѣздомъ; а тотъ народъ и до нынѣ глупъ, і урядства воинского на малѣ у нихъ. I тако идя Ермакъ по Камѣ рекѣ і по Вяткѣ рекѣ і по инымъ многимъ рекамъ тѣ живущия народы покори и аманатовъ побра и ясакъ с нихъ на великого государя идя взялъ. И отъ устья Камы рѣки вверхъ по Камѣ рѣке прошелъ городъ Рыбную, Чертово городище, Алабуху, Сарапуль, Осу, городы с уѣзды побралъ и покорилъ подъ его государское величество.

I пріиде по той же рекѣ Камѣ вверхъ живущаго мужика Строганова вотчины. А тотъ мужикъ Строгановъ породою Новгородецъ, посадцкой человѣкъ, іже отъ страха смерти і казни великаго государя царя Иоанна Васильевича, всеа Росіи самодержца, изъ Новаграда убѣжалъ со всѣмъ домомъ своимъ в Зыряны, сиречь въ Пермь Великую, чрезъ Великой Устюгъ на вершину Камы рѣки, на мѣста изобилныя, на великую рѣку Каму. И егда к нему мужику Строганову пріиде атаманъ Ермакъ с храброю своею дружиною, и онъ мужикъ Строгановъ, изобилуя богатствомъ своимъ і славою своею во оной странѣ и народѣ, убояся атамана Ермака с товарищи і возвѣсти ему о всемъ Сибирскомъ царьствѣ и о звѣряхъ всякихъ, что в той странѣ Сибирской всякаго звѣря ізобилно, і люди живущия не храбры: «Мы же отъ нихъ живемъ отъ здѣ за 1000 поприщъ. I ты, атаманъ Ермакъ с товарыщи своими, послужи великому государю, і государь царь Иоаннъ Васильевичъ, всеа Росіи самодержецъ, милосердъ, пожалуетъ вину твою, видя службу твою, и тебя с товарыщи твоими проститъ». И того жь лѣта осению мужикъ Строгановъ атаману Ермаку с товарыщи велию честь воздаде и на подъемъ на службу в Сибирское государство всякими запасы, пушками, пищалми, порохомъ, свинцомъ і к судовому ходу всякими припасы надѣлилъ и отпустилъ изъ Камы рѣки на правую руку к степи Уткою рѣкою вверхъ рѣки. И оттоле отъ Строганова жилища атаманъ Ермакъ с товарыщи своими поиде Уткою рекою направо степью до каменя Верхотурскаго, которой камень лежитъ отъ моря-океяна поясомъ до моря Хвалинского высокъ і широкъ зѣло; и на томъ камени великия озера, а въ нихъ всякая рыба, кромѣ осетровъ і стерлядей. Изъ того камени на полдень къ Московскому государъству многия реки, Кама с товарыщи, изъидоша и устьемъ падоша в великую рѣку Волгу, а иныя рѣки: Кама рѣка изъиде іс камене Верхотурскаго в Волгу, поиде Яикъ і Дарья рѣки сибирския, надшил в Хвалынское море, и с того жъ камени устиемъ падоша в Хвалынское море яко то Яикъ и иныя рѣки с товарыщи, и Дарья река, которая пошла подъ Бухарию в великую Ѳиву с товарыщи. А с Москвы водянымъ путемъ стругами Москвою, Окою, Волгою, Камою, Уткою рѣками до камени Верхотурского, которой камень граница между Московскимъ и Сибирскимъ царствѣ, 2000 поприщъ; и тотъ камень Верхотурской черезъ Утку реку в вершинѣ той рѣки въ лѣсахъ страшныхъ. И Ермакъ с товарыщи своіми осеновалъ до зимнего пути і тѣмъ первымъ зимнимъ путемъ, водяныя суды по сю сторону оставя, подѣлавъ лыжи, нарты зъ запасы своими прешелъ тотъ Верхотурской камень на вершину рѣки Ницы.

Которыя рѣки в Сибирскую сторону с того жъ камени пошли в Сибирь, в море-океянъ, яко то: Верхотурка рѣка, Тоболъ рѣка, Обдоръ река, Ісѣть рѣка и иныя великия реки с товарыщи; а тѣ всѣ реки пали устьемъ в великую реку Обь; великая же рѣка Обь устьемъ пала в море-океянъ, сибирскимъ прозваниемъ в Мангазинское море студеное, отъ котораго моря Мангазейского городъ Мангазея нарицается, стоиътъ же надъ рѣкою Мангазѣйскою, а та рѣка устьемъ пала в море-океянъ студеное. Моремъ-океяномъ ѣзды лодьями корѣлскими мимо ІІустоозеро до города Архангелского три недѣли, а отъ камени Верхотурскаго сибирскими городами, рекою Ницею и рѣкою Тоболомъ и рекою Иртишемъ, мимо Тюмени с уѣзды и мимо Сибирскаго царства Тоболска и Тоболскаго розряду и уѣзду, великою рѣкою Обью до моря-океана Мангазейского и моремъ-океаномъ, мимо города Пустозерскаго, до города Архангелского 6000 поприщъ. И отъ камени Вѳрхотурскаго с вершины Ницы рѣки внизъ по Ницѣ рѣке вешнимъ ходомъ и по Верхотурку и по Тоболу и по инымъ многимъ сибирскимъ рекамъ, с вершинъ внизъ, которые рѣки всѣ устьемъ пали в Тоболъ рѣку... царства Сибирскаго Кучюма царя, удѣлныхъ его бояръ и княжцовъ і подданныхъ ево и ясачныхъ взятіемъ подъ царское величество в подданство побралъ и аманатовъ с тѣхъ городковъ, ясакъ взялъ. I с тѣхъ мѣстъ тѣми жъ рѣками Верхотуркою, Исѣтею, Ницею і Пелынкою, Тоболомъ доиде до города Тюмени и городъ Тюмень с уѣздомъ атаманъ Ермакъ з дружиною своею храброю войною взялъ і покорилъ великому государю. И то услышавъ Сибирской царь Кучюмъ, что атаманъ Ермакъ с товарыщи разстояниемъ отъ царства его Тоболска 180 поприщъ, нахождениемъ своимъ і ратнымъ промысломъ побралъ, ея же бѣды не возмогши стерпети, послалъ любимаго своего совѣтника Канцелѣя со многими ратными людми подъ Тюмень городъ, дабы того атамана Ермака с товарищи к царству своему не припустить и городъ Тюмень с товарыщи очистить. Божиею же милостию и государскимъ счастиемъ і святыхъ чудотворцовъ Російскаго царства молитвами атаманъ Ермакъ с товарищи до Тюмени Сибирскаго царя Кучюма и ратныхъ ево людей, конницы воеводы, его ближняго совѣтника, мурзы Канцелѣя не допустилъ за 5 поприщъ и многихъ людей огненнымъ боемъ побиль, а мурзу Канцелѣя раненаго жива поималъ, токмо с вѣстию к царю Кучюму нѣкия немногия люди его возвратишася. Царь же Кучюмъ, слышавъ о такой побѣде совѣтника і ратныхъ людей своихъ, в велицей бысть скорби і посла по всему Сибирскому царству ко всякого чина людемъ своімъ, дабы вскорѣ к нему безъ всякого ослушания собралися, і посла вмѣсто царскихъ своіхъ грамотъ стрѣлы своі золоченыя, чтобъ другой посылки не дожидались, понеже де ідетъ на насъ невѣдомо какой лютой неприятель. I то слыша орды Сибирския указъ царя своего вскорѣ в царство его Тоболескъ безчисленно в женами и дѣтми своими съѣхались. Царь же Кучюмъ, видя многихъ людей к себѣ собравшихся, мало отъ прежде бывшей печали обрадовася и іс Тоболска на всякъ день скорыхъ своихъ посылаше гонцовъ, слыхати хотя, гдѣ неприятель его, Ермакъ с товарищи, пребываетъ і камо хощетъ путь свой і намѣрение імѣти. Вѣстницы же, вземше вѣсть іс Тюмени чрезъ ізмѣну, возвѣстиша, что хощетъ атаманъ Ермакъ ітти в царство Сибирское в Тоболескъ на тебя царя. Услыша то, царь з женою своею царицею Симбулою і зъ дѣтми своіми серцемъ падоша в велій страхъ і трепетъ и ізъ царства своего свою жену зъ дѣтми і кошъ отпустилъ на велбудахъ и на коняхъ горою вверхъ степью по Иртыше рѣке в любимую свою вотчину на Абалакъ, ідеже нынѣ благодатию Христовою весь велия православныхъ християнъ и церковъ каменная пресвятыя Богородицы Обалацкия чудотворныя иконы Знамения пресвятыя Богородицы.

I оттоле отъ Тюмени атаманъ Ермакъ с товарищи своіми внизъ Тоболомъ рекою на стругахъ поиде к царству Сибирскому подъ Тоболескъ городъ. Тоболъ рѣка устьемъ впала подъ Тоболскомъ в ЬІртышъ реку. Градъ Тоболескъ стоитъ надъ рѣкою Иртышемъ, повыше Тобола реки 2 поприща, на горахъ высокихъ; городъ деревяной с осыпью былъ у Сибирскаго царя Кучюма. И Ермакъ атаманъ з дружиною своею, Тоболою плывущи, до Тоболска не доходя 7 поприщъ, урочище нарицаемое нынѣ Шишкина деревня, тамо же стоялъ і начевалъ; и назаутрее по утру рано поплылъ судамы подъ горы Тоболския на лужокъ, гдѣ нынѣ стоятъ анбары хлѣбныя государевы. I видя то пришествие казаковъ и Ермака с товарищи з города з горы, царь Сибирскій Кучюмъ выслалъ з города подъ гору высылку ратныхъ своіхъ людей с лучнымъ боемъ многое множество; атаманъ же Ермакъ, видя то, что еще у царя Кучюма много людей во граде, нежели на выласкѣ, i повелѣ дружинѣ своей козакомъ мушкеты свои пыжами зарядить, дабы ихъ отъ себя вдругъ не отстращать. Сибирского же царя Кучюма ратные люди на бой крѣпко на казаковъ устремишася; козаки же, иновѣрцовъ изъ пищалей стрелюще пыжами, ни единаго убиша; они же, то видяще, гнашася за ними до пристани ихъ козацкой и до судовъ и ни единаго казака не раниша. Атаманъ же Ермакъ повелѣ казакомъ в струги свои отъѣхать прочь отъ горы и отъ пристани на островъ итти. И тако козаки прочь отъ Тоболска в целости отъидоша и на островѣ противъ Тоболска с версту черезъ рѣку сутки стояли. И на завтрие атаманъ Ермакъ товарищомъ своімъ козакамъ заповѣдалъ всякому, чтобъ оружие было чисто, а заряжать бы всякому по два, по три і по четыре желѣзныя жеребья вмѣсто пуль свинцовыхъ усѣчки і быть смѣлымъ серцемъ, битися, не щадя головъ своихъ, и поучая ихъ козаковъ, своихъ товарищей: «Братия моя милая, атаманы, козаки, постойте за вѣру християнскую і послужите царю православному Иоанну Васильевичю, всеа Росіи самодержцу, и за свою вину страдничию, что мы предъ нимъ, государемъ своимъ, виноваты і предъ всѣмъ Московскимъ християнствомъ: государскую казну и его государъскихъ подданныхъ людей грабили и многую кровь християнскую пролили и многия души християнския осквернили; послужите, государи братцы, нынѣ вѣрою и правдою. А когда мы виноватые ему, государю своему царю, послужимъ и прибыль учинимъ, и онъ, государь нашъ царь Иоаннъ Васильевичъ, за нашу службу пожалуетъ насъ, вину нашу страдничию отдастъ». I то слыша дружина его храбрая козаки отъ атамана своего Ермака слезы отъ очесъ своихъ аки рѣки іспущаху, глаголюще сице: «Во всемъ, аки Богу, великому государю царю своему служити рады и головы свои складывати не пощадимъ; а тебя, аки отца своего, слушать рады: какъ ты изволишь, тако да і будетъ». I с того мѣста с острова атамань Ермакъ с товарищи своіми, всего 600 человѣкъ, к Тоболску на прежнее мѣсто на пристань на лужекъ поиде. Царь же Сибирской Кучюмъ с совѣтники своіми і с ратными людми, з города Тоболска видя пришествие козаковъ и атамана Ермака с товарищи, глагола людемъ своимъ: «Поидемъ, братия, безъ всякого сомнѣния і страха, понеже онѣ намъ поганцы не могутъ никакова зла смратнаго сотворити, понеже бози наши с нами оберегаютъ насъ отъ нихъ; токмо станте мужественно, а я васъ за вашу службу пожалую». I то слышаще людие отъ царя своего с радостию на бой все множество изъ града людей устремишася к бою, аки на нѣкое пиршество, другъ друга понуждающе, всѣ к бою изидоша; токмо царь во граде з ближними своими немногими людми остася, изъ града з горы внизъ на бой зряще. Иновѣрныхъ же много множество ратныхъ людей снидеся подъ горою битися [съ] козаки. Атаманъ же Ермакъ глаголаше козакомъ: «Братия моя любимая, атоманы, козаки, не устрашитеся множества ихъ бусорманского, с нами убо Богъ, стойте смѣло: аще Богъ с нами, никто же на ны". И тако атаманъ Ермакъ товарищемъ своимъ козакомъ повелѣ на иновѣрцовъ изъ мушкетовъ своихъ заряженыхъ стрѣлять половинѣ, а другой стояти до исправы.

И тако Божиею милостию і государскимъ щастиемъ і промысломъ і радѣниемъ атамана Ермака с товарищи сибирскихъ іновѣрцовъ, многихъ ордъ и языкъ ратныхъ людей на томъ бою побили і живцомъ взяли, а за досталными побѣгшими во градъ вниде. Царь же Кучюмъ, видя силу свою людей множество побитыхъ, изъ града с неболшими людми убежа к женѣ своей царицѣ і к детемъ в любимое село свое на Обалакъ, отъ Тоболска растояниемъ 20 поприщъ. А в Тоболскѣ градѣ у царя Кучюма были двѣ пушки желѣзные литые в четыре аршина длиною, а ядро 20 ѳунтовъ; и какъ с казаками бой былъ, і в то время велѣлъ царь іс техъ пушекъ стрелять на козаковъ, і пушки стрѣлбы не дали, и царь разгнѣвался: повелѣ тѣ пушки с высокия горы внизъ в реку Иртышъ ввергнути. Атаманъ же Ермакъ с товарищи своіми в царствѣ Сибирскомъ во градѣ Тоболску полтора мѣсяца жилъ.

А отъ вершины Ницы рѣки отъ каменя Верхотурскаго до Тоболска ѣзды внизъ водою 500 поприщъ.

И іс Тоболска изъ Сибири атаманъ Ермакъ с товарищи своими, избравъ атамана казака Грозу Івановича с товарищи і пять человѣкъ козаковъ, послалъ ихъ к Москвѣ к великому государю царю Иоанну Васильевичю, всеа Росіи самодержцу, да с ними жъ козаками послалъ к государю собранныя казны 60 сороковъ соболей с пупки і с хвосты да 50 бобровъ чернокарихъ, 20 лисицъ чернобурыхъ, да 3 человѣкъ с людми ихъ, ближнихъ пріятелей царя Кучюма, и отписку написалъ к великому государю царю Иоанну Васильевичю, всеа Росіи самодержцу, сице: «Атаманъ Ермакъ зъ дружиною своею храброю, с казаки і с атаманы, объ винѣ своей прислалъ, чтобъ великій государь с Москвы указалъ послать воеводъ своихъ в царство Сибирское городы с уѣзды принимать і росправу в народе чинить по своему государскому указу». И посланной изъ Сибири атаманъ Гроза Івановъ отъ атамана Ермака Тимоѳѣева товарищи к Москвѣ с вышеписанною казною приѣхалъ, і великому государю царю били челомъ и милости просили, чтобъ великій государь страдничию іхъ вину пожаловалъ, простилъ за многия ихъ службы и изволилъ бы присланную казну у нихъ принять і воеводъ своихъ отъ себя государя въ нововзятое царство Сибирское в Тоболескъ і в городы сибирские для росправы и державы послать. I великиі государь в то время в соборной и апостолской церкви со властни і боляры своіми молебствовалъ і мілости у Московскихъ чюдотворцовъ просилъ и атамана Ермака Тимоѳѣева і товарыщей ево козаковъ, дружину ево храбрую, за службу ихъ і за радение во всей прежнѣй винѣ ихъ пожаловалъ и казну у нихъ принять велѣлъ, а ихъ атамана Грозу Іванова с товарищи велѣлъ пожаловать и с ними свое государское жалованье и жалованную грамоту в Сибирь в Тоболескъ к атаману Ермаку с товарищи его послалъ; а воеводамъ своимъ великій государь указалъ готовится зимнимъ путемъ впредь по указу, а до тѣхъ мѣстъ указалъ государь царь Иоаннъ Васильевичъ вѣдать царство Сибирское з города взятыми атаману Ермаку Тимоѳѣеву с товарищи.  I того жъ году осенью с Москвы отъ государя царя зъ жалованной имъ грамотою Гроза атаманъ с казаками к атаману Ермаку в Сибирь приѣхали, и Ермакъ с товарищи государьской милости велми обрадовалися і на государской милости били челомъ до земли і молебствовали о государскомъ здравіи. А с Москвы сухимъ путемъ ѣзда в Сибирь на Троицкой Сергиевъ монастырь, на Переяславль, на Ростовъ, на Ярославль Великій, на Вологду: до Вологды с Москвы 500 поприщъ.

А отъ Верхотурья до Туринскаго острога и до Тюмени города и отъ Тюмени до Тоболска 500 поприщъ.

I какъ в то время отъ царя Іоанна Васильевича грамоту і и жалование присланное у атамана Грозы посланного приемъ, великому государю велие благодарение возсылаше і молебная пѣния Господу Богу воздаваше о государскомъ долгоденствіи; по семъ же изъ Тоболска Сибирскаго царства атаманъ Ермакъ с товарищи своими по совѣту, устроивъ воинскимъ обычаемъ со всѣми припасы, на стругахъ вверхъ отъ Тоболска по Иртышу рекѣ поиде доходити царя Сибирского Кучюма і доиде до Сибирки рѣчки, отъ Тоболска вверхъ по рекѣ Иртишу 20 поприщъ; рѣчка Сибирка пала устьемъ в Иртишъ подъ земляной городъ, ідеже царь Кучюмъ в великомъ опасеніи пребываше. I не дошедъ того мѣста за полтора поприща на той же горнѣй странѣ подъ крутымъ яромъ Ермакъ с товарыщи своими, вышедъ іс судовъ своихъ ясаулныхъ на берегъ, поставилъ на лугу полатки і спалъ в нихъ; и тогда неприятели со уготовленнымъ войскомъ своимъ ударили на обозъ его атамана Ермака с товарищи; тогда жъ Ермакъ, іс полатки своей спальной услыша то нахождение іноплеменныхъ на себя і не чая, что мѣсто плохо, и стоять не возможно, скочилъ с яру в судно в стругъ свой і прескочилъ три струги мочию своею, паде в воду в великую рѣку Иртишъ въ яръ в глубокое мѣсто, а на немъ в то время два панцыря были, іже утопе, абие и поиде ко дну, аки камень; дружина же его храбрая с того бою отъидоша в целости, і ни единъ отъ нихъ погибе. Послѣ же ихъ отходу козацкого царь Кучюмъ на томъ мѣсте, идеже подъ яромъ атаманъ Ермакъ утопе, повелѣ рыболовомъ и людемъ своимъ і сетми, і баграми, і всякими снастми промышлять, дабы тѣло Ермака изъ омута выволочь вонъ. А кто тѣло его Ермака атамана найдетъ, і тому царь Кучюмъ обеща отвѣсъ серебра і честь пожаловать: «А какъ сыщется, велю тѣло его вора атамана Ермака в части изрѣзать, и самъ мясо его с родителми своими стану ясти, такова разорителя своего царства».

Отъ Тоболска же города внизъ по Іртишу рекѣ до Демьянского яму і отъ Демьянскго яму до Саморовского яму плыть на низъ Іртишемъ рекою 10 дней, а отъ Саморовского яму рекою Іртышемъ устьемъ до великой рекѣ Оби сутки: і того разстояния отъ Тоболска будетъ Іртишемъ рекою до устья Иртишева 1000 поприщъ.

А отъ Самаровского яму внизъ великою рекою Обью по обѣ сторонѣ великой рѣки Оби и Іртиша и иныхъ всякихъ рѣкъ множество, живутъ великихъ государей нашихъ подданные ясачные люди Татарове, Вотяки, Самоѣды розными языки і улусами своими, а надъ собою тѣ ясачные люди імѣютъ началныхъ людей в улусахъ князцовъ, ясауловъ, сотниковъ, десятниковъ. А живутъ в лѣсахъ темныхъ надъ водами; зимние юрты деревяные въ земляхъ, аки в погребахъ, отъ великихъ мразовъ, а лѣтныя юрты імѣютъ в ыныхъ мѣстехъ надъ водами великими, токмо к лугамъ і пескамъ великимъ для того, что с весны у нихъ і во всѣ лѣто до осени бываетъ множество мошки і комаровъ, а нощию спятъ в пологахъ холщевыхъ на высокихъ краватяхъ, подъ кровати же кладутъ огонь і куриво, дабы комары і мошки дали нощию уснуть. В жилищахъ же ихъ велие множество всякого звѣря: лосей, оленей, медведовъ, лисицъ, росомакъ, соболей, бобровъ, выдеръ, рыбы всякой такожде безчисленно: осетровъ, стерлядей, щукъ, тайменей, карасей, линей, плотицъ і всякихъ птицъ: лебедей, стерховъ, журавлей, цаплей, бабъ, гусей, сказарокъ, ровныхъ родовъ утокъ, гагаръ, соколовъ, кречетовъ розныхъ цвѣтовъ, ястребовъ, орловъ, скопъ, челиковъ. А тѣ ясачные люди імѣютъ у себя, которые богатие, въ одномъ юрту по три і по четыре жены, маломошныя же люди по одной женѣ імѣютъ; а одеяние і обувь імѣютъ с рибихъ кожъ, с осетровъ, стерлядей, с налимовъ, со мней і со всякихъ птицъ; проделываютъ же тѣ кожи рыбьимъ жиромъ, аки рогдугу мяхкостию, которые отнюдь дозжа не боятся. А питаются всѣ звѣрнымъ мясомъ і птичьімъ да рыбою, хлѣба же не сѣютъ и отнюдь не знаютъ тѣ, которые отъ городовъ в далнемъ разстояніи живутъ. А ѣздятъ зимнимъ путемъ отъ юртъ до юртъ і до города, гдѣ кто ясакъ платитъ, нартами на собакахъ і на оленяхъ доморощеныхъ, потому что на коняхъ для великихъ снѣговъ ѣздити не возможно. Князцы же ихъ і прожиточные ясачные люди в улусахъ и юртахъ своіхъ імѣютъ у себя по сту, по двѣсти, по пятисотъ и по тысечи оленей, а тѣ олени питаются собою мхомъ і травою, і молоко у нихъ доятъ на потребу свою. Да с тѣхъ же ясачныхъ людей со всякого человѣка с лука ясаку на великихъ государей в годъ даютъ в государскую казну по десяти соболей с пупки і с хвосты, а лисицами черными, чернобурыми, бобрами і выдрами і всякимъ звѣремъ въ казну берутъ зборщики, государскые люди, посланные для збору соболей указного числа. Отъ Саморовского яму внизъ великою рекою Обью до города Березова 1000 поприщъ: городъ Березовъ стоитъ на лѣвой странѣ надъ рекою Сосвою, отъ Оби реки зa три поприща; Сосва река і Вагулка устьемъ пали в Обь рѣку. А отъ Березова города внизъ рекою Обью плыть на низъ до устья великия реки Оби мѣсяцъ, по смѣтѣ 3000 поприщъ. Великая река Обь устьемъ пала в великое море-океянъ, прозваниемъ Мангазейское море, студеное. Мангазейской городъ стоитъ надъ рѣкою Мангазейкою; река Мангайзейка пала въ море-океянъ, а тѣмъ океяномъ-моремъ Мангазейскимъ с устья великия рѣки Оби моремъ-океяномъ мимо Пустозерской острогъ к городу Архангелскому ѣзды карелскою лодию мѣсяцъ, своею силою, сирѣчь греблею, парусомъ же полторы недѣли, все по обоимъ островамъ моря; по островамъ и около рекъ живутъ государские ясачные люди Остяки, Самоеды, Лопяне.

Отъ Тоболска же царства Сибирскаго вверхъ по Иртише рекѣ по обѣимъ странамъ рѣки надъ рѣкою і по инымъ сторонимъ рекамъ живутъ государские люди Руские, Тоболского уѣзду служилые тоболские Татарове и ясачные люди, до Тары города не доходя за три дни. Отъ Тоболска же до Тары города 1000 поприщъ, а зимнимъ путемъ на лошадяхъ ѣзды пять дней: городъ Тара стоить вверхъ Иртиша рѣки на правой

сторонѣ отъ страны Черны[хъ] Калмыкъ к степи надъ рекою Аркавкою, отъ рѣки Іртиша три поприща, устьемъ пала в Ыртишъ реку. А отъ Тары города вверхъ же Іртишемъ рекою до Ямыша озера соляного стругами ходу пять недѣль. Озеро Ямышъ отъ реки Іртиша пять поприщъ; і служилые люди Сибирцы соль бузунъ іс того озера ломаютъ рычагами, емлютъ і возятъ тележками на себѣ, на лошадяхъ і на велбудахъ і струги грузятъ. А на то мѣсто у пристани Ямыша озера приезжаютъ съ товары китайскими ис Китайска Бухарцы, і Калмыки со всякими своими товары, с лошадми і со всякимъ скотомъ і съ ясыремъ і торгуютъ с Рускими людми поволнымъ торгомъ чрезъ аманатовъ своихъ. Соль же та зѣло чиста, аки снѣгъ или лѣдъ яснецъ, солна же велми і сладка. I кругомъ тѣхъ мѣстъ около Іртиша реки такихъ соляныхъ во многихъ мѣстехъ самосадныхъ озеръ много безчисленно, звѣря тожъ і птицъ і всякой рыбы много. А около тѣхъ мѣстъ вверхъ Ямышева озера живутъ Калмыки ровныхъ таяшъ, і с тѣхъ Калмыкъ на великихъ государей ясакъ не идетъ, токмо сосѣдственнымъ обычаемъ живутъ і между собою торгуютъ і пословъ своихъ в государские городы в Тоболескъ и на Тару і в Томской городъ отпущаютъ торговать. А отъ Ямышева озера вверхъ по Иртишѣ рекѣ Черныхъ Калмыкъ до улусовъ Бошохты хана урочище великому озеру, ширина тому озеру Зайсанкулу семь поприщъ, а посреде того озера бѣжитъ Іртишъ рѣка; ходу стругами два мѣсяца, а сухимъ путемъ степью, лошадми, двѣ недѣли кочевнымъ ходомъ. У Бошохты хана или у царя Черныхъ Калмыкъ и у тайшъ, у товарищевъ ево, в улусахъ іхъ служилыхъ людей в 15 дней збирается 100,000 человѣкъ конныхъ, а пѣшихъ нѣтъ і не бываетъ; бой у нихъ лучной, а огненнаго оружия небольшое, и то с ѳитилемъ; скота в ихъ улусахъ зѣло много, велбудовъ объ одной и о дву кочкахъ, лошадей добрыхъ, коровъ розныхъ родовъ, овецъ болшихъ, на задѣ с куйрунки по ведру, малыхъ лошадокъ, сирѣчь ішековъ родомъ, с великими ушми по аршину, много такожде бабровъ, барсовъ, лисицъ, бѣлыхъ птицъ і всякихъ рыбъ многое множество; хлѣбъ всякой яровой зѣло родится: просо і полба, пшеница. Отъ Тары города до улусовъ ихъ Черныхъ Калмыцкихъ Башохты хана сухимъ путемъ на лошадяхъ тяжелымъ ходомъ со вьюками полтора мѣсяца, а отъ нихъ и отъ улусовъ Бошохты хана черезъ камень Саянской и черезъ Желтые Калмыки Калги хана, Мунгалскаго хана, тѣмъ же ходомъ полтора мѣсяца, а отъ улусовъ Мугалского хана Калги до китайского рубежа Бойдускаго царя 10 дней и до стѣны Китайской, до перваго заставочного города, городами возлѣ стѣны каменныя три недѣли ѣзды до Камбалыка города, Богдоханъ Маха. В Китайское царство изо всѣхъ государствъ и земель всякия люди Калмыки і Мугалы, Бухарцы и Тагуты, с товары торговать приходятъ, в Китайскомъ же государствѣ торгъ всякому поволной безъ всякие обиды. А товары к нимъ изъ Сибири в Китай ходятъ: соболи, рыси, лисицы, бобры, выдры, горностаи мѣха, заячіи черевіи, юѳти, кожи красные, кожи золотые и серебряные, сукна красные, кость, рыбей зубъ доброй болшой, самые добрые коралки красные з бѣла, ентаріи добрыя: Калмыки же привозятъ ясырей, велбудовъ, коней и скотъ всякой; и за тѣ своі товары в Китайскомъ государствѣ кто что хочетъ беретъ спорочь себѣ товары ихъ: злато, сребро, всякое дорогое камение, камки, китайки, королки бѣлые и мскусъ.

Отъ Томского же города ѣзды на лошадяхъ верхами со виюками двѣ недѣли. Томской городъ стоитъ надъ рѣкою Томью: мѣсто всѣмъ изобилное, хлѣбомъ, звѣремъ і рыбою. А отъ Томскаго вверхъ водою, Томою рѣкою, до Кузнецкого острогу стругомъ ходу три недѣли, а малыми судами двѣ недѣли или десять дней; горою же, степью, на лошадяхъ ѣзды шесть дней, по смѣте 1000 поприщъ, а рѣка зѣло быстра; острогъ, стоитъ на той же сторонѣ, что и Томской городъ, стоить надъ Томью рѣкою. Кузнецы же словутъ потому, что ясачные люди государские тамо живутъ по берегу Томы рѣки и иныхъ тамошныхъ рѣкъ, трехъ терсей каменіи берутъ и жгутъ і плавятъ желѣзо і куютъ вмѣсто наковаленъ на камени же, а желѣзо то кузнецкое и укладъ велми добръ, лутче свейскаго желѣза, и мяхко желѣзо, аки свинецъ. Соболми, желѣзомъ в казну ясакъ платятъ. А отъ Кузнецкого острога и Томы рѣки ѣзды на лошадяхъ степю по одной сторонѣ три недѣли; а по другую сторону реки горы зѣло высокие каменныя, и лѣса на нихъ зело темные всякие; а около тѣхъ мѣстъ по рекамъ і по лѣсамъ живутъ государские ясачные люди Татарове, Тубинцы, Мразцы, Кондомцы, Верхние Киргизцы.

Отъ Томскаго города чрезъ Киргискую землю і чрезъ Мунгалскую землю Саингъ Лоджана хана Алтынова сына сухимъ путемъ на лошадяхъ со виюки мѣсяцъ ходу; а отъ Лоджана хана до Мухалского Очироя хана ѣзды десять дней; а отъ Очироя хана, Мугалскаго царя, до Китайского государства три недѣли пять дней ходу.

Отъ Томского жъ города мимо Киргизкую жъ землю чрезъ Красноярской острогъ до Енесейского острога сухимъ путемъ на лошадяхъ три недѣли ѣзды. Красноярской острогъ стоитъ надъ рекою Енесеею в вершинѣ Енесьи рѣки. До Красноярского острога, до Киргизской земли, на лошадяхъ три дни ѣзды. Отъ Томского же города с устья Томы реки, гдѣ она Тома в великую реку Обь пала, вверхъ великою рекою Обью до устья Біи и Катуни ходу стругами полтора мѣсяца. А около тѣхъ мѣстъ по обѣимъ сторонамъ рѣки Оби живутъ ясачные люди Татарове і Бѣлые Калмыки, ясакъ же платятъ Черныхъ Калмыкъ Богохтъ хану и інымъ тайшамъ, братиямъ і сродникамъ его ханскимъ. I вверхъ около великихъ рѣкъ і устьи Бѣи і Катуни мѣста зело изобилные лѣсами і полями, черность земляная в человѣка вышиною; звѣря всякого, птицъ і рыбы всякой велие множество. I чрезъ то мѣсто и устья Бьі і Катуни на великой рекѣ стоитъ острогъ великой, і тѣмъ мѣстомъ Калмыки Черные ізъ своей земли в Мунгалскую і Киргизскую земли ходятъ, а Мунгалы і Киргизы тѣмъ же мѣстомъ отъ себя ходятъ к нимъ Калмыкамъ. I толко бъ ізволили і указали великие государи на томъ мѣсте на устья Бѣі і Катуни городъ іли острогъ поставити и имъ бы великимъ государемъ великая прибыль была въ ясакъ отъ ясачныхъ і в проѣзде отъ торговыхъ людей всякихъ.

Отъ Саморовского яму вверхъ по великой рекѣ Оби стругами ходу до Сургута города три недѣли. Сургутъ стоитъ надъ рекою Обию. Отъ Сургута вверхъ великою рекою Обью водянымъ путемъ ходу своею силою, шестами и бечевою 4 недѣли. Нарымъ острогъ стоитъ надъ великою рекою Обью. А отъ Нарыма до устья Кѣти рѣки ходу по Оби рѣки в недѣлю; Кѣть рѣка пала устьемъ в великую рѣку Обь. Отъ Кѣцкого устья Обью рекою вверхъ ходу до Томского города и до устья Томы рѣки до Томскаго города ходу стругами 2 недѣли. Зимнимъ же путемъ іс Тоболска до Саморовскаго яму путь лежитъ лошадми, а с Саморовскаго яму до Сургута і до Нарыма і отъ Нарыма до Томского путь на нартахъ і на собакахъ ходъ, а лошадми тѣмъ мѣстомъ дороги нѣтъ, і потому что снѣги великие, і лошадми ѣздить не возможно. Велика рѣка Обь вышла одною вершиною ізсподъ Тангуцкой земли, тамъ же иновѣрцы имянуютъ оную Катуня; а другою вершиною вышла ісподъ Мунгалской земли изъ великаго озера Алтыня, и около того озера Алтынъ-кулъ кочюетъ Мугалской Лоджанъ ханъ и иные тайши; а рыбы в немъ всякой множество, і нерпа морская есть; і тѣ две вершины внизу сошлися, и иновѣрцы с тѣхъ мѣстъ назвали усть Бѣя і Катуня, а ниже того названа та рѣка отъ величины ея великая рѣка Обь.

Отъ устья Кѣти рѣки вверхъ Кетью до Кецкого острога стругами ходу три дни и четыре дни. А отъ Кецкого по той же Кети рѣки вверхъ ходу шесть недѣль до Маковскаго острога до волоку Генесѣйского, и Маковкой стоитъ на Кети рекѣ. Отъ Маковского до Генесѣйского острога сухимъ путемъ волоку, мостами і борами, на лошадяхъ три дни; Генесейской острогъ стоитъ надъ великою рекою Генесѣю. Генесѣею рѣкою внизъ стругами плыть день і ночь до острога Туруганского три недѣли; Турганской острогъ стоитъ на островѣ между Генесѣю до устья [Генесеи. Генесѣй пала устьемъ в море-океанъ студеный], толко жъ і лѣтомъ на томъ море лды плаваютъ великие. В Генесѣю жъ реку пало рѣкъ болшихъ: Елогуй, Подкаменная, Илимъ рѣка, другая Подкаменная рѣка великая. Отъ Генесѣйского острога вверхъ Ангараю рѣкою стругами ходу до Брацкого острога 4 недѣли. Вверхъ отъ Брацкого острога по той же рѣке Ангарѣ до Балаганского острога ходу 6 недѣль. Рѣка Унга, великая река, Иркутъ рѣка и іния реки пали устьемъ в Ангару реку. Отъ Балаганского острога ходу водою вверхъ до Иркуцкого острога 5 недѣль.

Отъ Иркуцкого острога до моря Байкала ходу тожъ 5 недѣль.

Ангара рѣка великая вышла изъ моря Байкала; а по Ангарѣ рекѣ пороги зело страшные: запасы і товары, вверхъ ідя и на низъ пловучи, на себѣ обносятъ, iной порогъ 4 поприща, а іные по два і по полтора поприща. А моремъ Байкаломъ і черезъ море тѣми жъ стругами до устья Селенги рѣки і до Селенги рѣки і до Селенгинского острога вверхъ рѣкою ходу 3 недѣли. Селенга рѣка верхиною изъ Мунгалской земли Очироя хана вышла; в Селенгу реку устьемъ пало рѣкъ: Тола, а Хилокъ—вышелъ изъ озера, на Хилкѣ рекѣ стоить острогъ Иргенской,—Уда и Тонца рѣки, и иныхъ рѣкъ много пало в Селенгу рѣку безъ имянъ. Селенга река устьемъ пала в море Байкалъ; а в морѣ Байкалъ пало рѣкъ много: Прорва, Мишиха, Мантуриха, Переемная, Снежная. В виршинѣ Ангарѣ рѣки стоить порогъ Ангарской. В море жъ Байкалъ пала рѣка Барбуза, а по ней остроги Барбузинской и Теленбинской; Баунъ река, изъ озера вышла великаго Баунта; Верхняя Ангара. Отъ Селенгинского острога черезъ Мунгалскую землю Очироя хана лошадми і велбудами со виюки ѣзды до Китайского царства мѣсяцъ, а какъ скорымъ дѣломъ, і в полтретьі недѣли съѣздятъ.

По правую сторону Китайской земли по рѣкамъ и около Амура и по лѣвую сторону Амура отъ рѣки Зіи, по инымъ всѣмъ рѣкамъ до устья великиія рѣки Амура, до моря-океана, живутъ подданные ясачные люди Китайского царя Богдозо хана Махи, и ясакъ с себя тѣ люди даютъ ему Китайскому царству всякимъ звѣремъ на всякоі годъ. А с устья великия реки Амура видѣть на мори-океане великій и страшный островъ і полаты каменные стройные, токмо до тѣхъ мѣстъ устя Амуры рѣки моремъ-акианомъ теплымъ доѣхать не возможно, [потому] что такихъ судовъ морскихъ козаки аморские строити не знаютъ.

С лѣвую сторону Лѣнскую позадѣ к Амурской сторонѣ в море-акеянъ болшихъ рѣкъ пало: Охота, Рама, Товой, Тадуй, Анадырь, Пенжонъ, Комчатка, Чюдонъ; а отъ Чюндона устья рѣки великій камень пошелъ во океянъ-море теплое за 500 поприщъ, и устья великия рѣки Амура возле края океана-моря теплаго; а за тѣмъ каменемъ носъ, которой в морскую пучину пошелъ в сторону царского величества в сибирскіи городы: в Якутской острогъ, в великую рѣку Лѣну, в Мангазѣйской острогъ і в Туруханской. А в великую реку Генѣсею моремъ-океаномъ водою і судами нѣтъ ходу за тѣмъ каменемъ великимъ і по ту сторону носа каменя зa великими страшными лдами.

А по тѣмъ рѣкамъ, которые по сю сторону каменя в Даурской земли, которые рѣки пали в великую рѣку Амуръ і которые рѣки отъ устья Амура рѣки до каменна носа, которой пошелъ на 500 поприщъ, в море-океянъ рѣки пали устьемъ, і по всѣмъ тѣмъ рѣкамъ лѣса темныя і страшныя, всякого рода і различного звѣря много жъ. I по тѣмъ мѣстамъ, по урочищамъ, по рекамъ живутъ подданныя ясачныя люди Китайского царя: Дючерцы, Богдойцы, девять языкъ с товарыщи розныхъ. А отъ Амурского устья по теплому морю до каменна носа и отъ каменна носа по студеному морю-океану до устья великия рѣки Лѣны и отъ Лѣны тѣм же океаномъ-моремъ до рѣкъ устя Енѣсея и Мангазѣйки по морю-океану по берегу много рыбией кости звѣря моржа лежитъ, и государския люди промышленые и иновѣрцы, великихъ государей подданныя ясачныя люди, на тѣхъ мѣстехъ около океана на берегахъ кость рыбию емлютъ себѣ и костию ясакъ великимъ государемъ на всякой годъ платятъ, а государские промышленые на тѣхъ мѣстехъ люди токмо с промыслу своего в казну государскую пошлину даютъ кост[і]ю рыби[е]ю і всякимъ звѣремъ десятину.

И отъ вышеписанного Даурского острога Албазинского, которой построенъ на великой рекѣ Амурѣ, чрезъ Амуръ и Шингалъ рѣки до Китайскаго царства десять дней ѣзды или двѣ недѣли. Китайского же царства стѣна каменная ведена: мысъ великій захваченъ; отъ моря-океана до того жъ моря-океана на 2000 поприщъ; степью городовая стѣна каменна зделана кирпичная, а в которыхъ мѣстехъ пришли горы каменные, и тѣ горы тутъ же пущены в стѣну; китайские же всѣ горы каменныя і пошли особь стѣнами; в той же стенѣ каменной и многие рѣки, которые исъ каменя вышли и идутъ сквось китайские горы и чрезъ пашни іхъ пали устьемъ позаде Китайского царства в морѣ-океянъ теплое.

А отъ Китайского государства на лѣвую сторону к востоку к морю-океану великое государство, китайскимъ языкомъ нарицаетъ Никанское, іные же нарицаютъ Великая Хина; сухимъ путемъ степию и чрезъ каменныя горы тяжелымъ ходомъ со виюками на лошадяхъ і на велбудахъ три недѣли, а скорымъ дѣломъ 10 дней ѣзды. И то государство Никанское паче Китайского государства зѣло людми и богатствомъ, златомъ и сребромъ і камениемъ драгимъ, шелкомъ, камками і шаѳраномъ изобилствуетъ; мужеской и женской полъ предъ китайскими людми зѣло чистъ. И нынѣ онъ Никанской царь

с Китайскимъ царемъ воюются, а Китайской царь чрезъ свое Китайское царство в Никаиское царство Рускихъ людей с товары для торгу не пропущаетъ.

Оть Генезѣйского острога по той же рѣкѣ вверхъ Ангарою рѣкою ходу стругами до Илимского устья 6 недѣль, а с устья Илима рѣки до Илимского острога ходу 6 недѣль; Илимъ река вершиною вышла изъ каменя. Отъ Илимского волокомъ на лошадяхъ до Верхолѣнского острога недѣля ѣзды чрезъ камень; Верхолѣнской острогъ стоитъ на вершинѣ Лѣны рѣки, гдѣ изъ камени вышла.

Отъ Верхолѣнского острога внизъ рѣками Ксупою и Мукою до Киринги 4 недѣли ходу; Киринга острогъ надъ Кирингою рекою; рѣка Киринга пала устьемъ в великую реку Лену. В великую рѣку Лѣну пали рѣки: Витимъ, Олекма, Тугиръ,—на ней стоитъ острогъ Тугирской,—Учирь, Ядома, Мая, Алданъ, Чучюйна, Варла, Чоса, Мутиха, Волоковая, Мусука, Вилюі рѣка. А отъ Киренги внизъ плыть великою рѣкою до Якуцкого острога 6 недѣль, а отъ Якуцкого острога до устья Лѣны рѣки плыть на низъ два мѣсяца; Лѣна пала в море студеное океянъ. По всѣмъ же тѣмъ стороннымъ рѣкамъ, по Ленѣ живутъ всѣ государские ясачные люди: Якуты, Браты, Рускихъ же людей і пашенъ на малѣ; звѣря всякого и рыбы много; лѣса і каменные горы зѣло великие, снѣги і морозы бываютъ великие; лошадми в тѣ мѣста ѣзды для камени высокого, для лѣсовъ, водъ, болотъ и снѣговъ отнюдь не бываетъ. [В] океянѣ лды страшно великие.

И отъ Байкала моря пошелъ поясъ камень великой і непроходной позадѣ Лѣны рѣки, а пошелъ тотъ камень далече в море-океянъ на 500 поприщъ, и для того с Лѣны моремъ в Китайское госудаство і в великую рѣку Амуру проходу и проѣзду нѣтъ. Изъ того жъ камени к лѣсной сторонѣ в государской державѣ много рѣкъ пало: Даура, Блудная, Улья, Ковыча, Колыма, Алазѣя, Индигирка, Тача, Піяная, Блудная, Хромая, Яна, Омолоха, Оленекъ, Волоковая, Анабара, Волокъ рѣка жъ; і по тѣмъ всѣмъ рѣкамъ і лѣсамъ живутъ государские ясачные люди Якуты и Браты; около же моря-океана Самоедь, розными языки глаголющи.

Отъ Байкала моря с устья Барбузинского острога вверхъ Барбузинскою рѣкою судами ходу 2 недѣли до острога Телѳнгинского, лошадми черезъ волокъ 10 дней ѣзды или 2 недѣли до Нерчинского острога, перваго Даурскаго. Нерчинской острогъ стоитъ мѣжду реками Нерчею и Черною; Нерча і Черная рѣки устьемъ пали в рѣку Ингару. В Ингару пали рѣки: Оной, Аруня, Амазаръ, Урка, Задуня, Кайларъ, Улуча, промежъ озера Кайлара, изъ которого озера вышла рѣка Кайларъ изъ реки Унери; в вершинахъ іхъ между Китайского государствомъ и Тангуцкою землею пещаная пустыня, і тѣмъ мѣстомъ люди не ѣздятъ, занеже во оной велие множество червей, сирѣчь змей, которые многихъ людей і скотовъ заѣдаютъ до смерти; а то мѣсто пустынное к самой Восточной Индіи лежитъ. Отъ Нерчинского государева города в Даурской земли построенаго лѣта 7159-го охочими сибирскими козаками, ѣзда лошадми і велбудами 2000 поприщъ. Унера рѣка і тѣ всѣ вышеіменованныя реки устьемъ пали в великую рѣку Амуръ. И с верху отъ Нерчинского города внизъ великою рѣкою Амуромъ плыть в судахъ до Камарскаго острога 3 недѣли; Комарской острогъ к Даурской земли стоитъ внизъ плывущи Амуромъ на лѣвой сторонѣ Амура рѣки к Лѣнской сторонѣ х каменю, а с правой стороны с китайского боку; противъ того острога Комарского рѣка Камара пала устьемъ в Амуръ; и отъ того Камарскаго острога внизъ плыть Амуромъ до Албазинского острога 4 сутки. Албазинской острогъ построенъ былъ на той же лѣвой сторонѣ с китайского боку; Албазинка рѣчка устьемъ пала в Аму[ръ]; і та земля зѣло добра, понеже изо всѣхъ государскихъ сибирскихъ городовъ на той Даурской земли всякой хлѣбъ родится: рожь и яровой, изъ единой мѣры родится 50 и 60 і 70 мѣръ. А по великой рекѣ Амурѣ по берегамъ і по островамъ самъ собою виноградъ ростетъ, кромѣ человѣческаго труда; в великой рекѣ Амуре противъ Албазинского острога і внизъ по тому жъ рыбъ, бѣлугъ чистыхъ болшихъ, калужекъ, осетровъ, стерлядей, сазановъ, лососей і всякой мѣлкой безчисленно много, і всякія безчисленныя ягоды родятся, иныя же имъ імены не знати. А с лѣвой стороны великия рѣки Амура с Лѣнского боку отъ камени зѣло великия лѣса і всякого звѣря безъ числа много і по рекамъ рыбы такожде много.

Отъ Албазинского острога внизъ Амуромъ рѣкою до устья Зіи рѣки 3 недѣли плыть: Зия река с той же нашей стороны лѣвой в Амуръ пала; и по той Зие рекѣ вверхъ построены два острога, и тѣ оба острошки во 191-мъ году отъ Китайскихъ людей взяты, а подъ тѣми жъ острожками на приступѣхъ было Китайскихъ воинскихъ людей по 10000 человѣкъ, нашихъ же Рускихъ людей в острошкѣ по 60 человѣкъ было. А отъ Зіи рѣки по той же лѣвой сторонѣ до рѣки Быстрыя 3 недѣли плыть; Быстрая рѣка в Амуръ рѣку устьемъ пала. А отъ Быстрыя рѣки до Хамунъ рѣки 2 дни плыть; Хамунъ устьемъ пала в Амуръ. Отъ Хамуна же до устья великия реки Амура мѣсяцъ плыть; і на устье Амура рѣки острогъ зѣло великій на 60 поприщъ. С китайскую правую сторону тѣ рѣки въ Амуръ устьемъ пали: Гарпинка, Туйманъ, Шингалъ. Ушуръ; і между рѣками Шигаломъ и Ушуромъ поставленъ былъ государевъ городъ, и тотъ городъ взятъ Китайцами. Да с китайскую жъ правую сторону около тѣхъ рѣкъ Китайского Богдохана Махи городами і посадами живутъ і пашни пашутъ Китайского царя подданныя люди.

А около великой реки Амура и Шингала к правой сторонѣ Китайского государства пошли рѣки изъ каменной вершины и устьемъ пали в великую реку Амуръ; а между тѣми реками, между каменемъ и Амуромъ, степные пахотные добрые хлѣбородные земли, черностию земля в человѣческой поясъ. Да на тѣхъ же степныхъ мѣстехъ многие соляные самосадные озера; к самымъ берегамъ около вышеписанныхъ рѣкъ, которые устьемъ в Аму[ръ] пали, лѣсъ неболшой і мало звѣря болшого, держатся же в тѣхъ лѣсахъ і в рекахъ толко бобры, выдры, лисицы, бѣлые зайцы, сѣрые рыси, волки сѣрочерныи, а инаго болшаго звѣря на китайской странѣ правой нѣтъ, токмо в камени, что подъ Китайскою стеною, в горахъ бываютъ бобры великие.

А по Шингалу рекѣ на срединѣ, к Амурскому устью не доѣзжая 5 дней, построенъ городъ каменной Шингалъ с уѣздами и деревнями; около Шингала реки і по инымъ вышеписаннымъ рѣкамъ в городѣ Шингалѣ, по уѣздамъ, по селамъ і по деревнямъ царя Китайского у жителей все палаты каменнаго строения, связи деревяные, безъ сводовъ верхнихъ, верхи деревяные жъ, доски косяки глиною, извѣстию умазаны. А в томъ китайскомъ порубежномъ городе Шингалѣ отъ царя сидятъ на воеводствѣ бояре; і с того города Шингала і со всего уѣзду с подданныхъ пашенныхъ Богдуйцовъ на Китайского царя Богдохана Маху Шингалской воевода собираетъ дань всякимъ яровымъ хлѣбомъ, а рожь не родится, понеже земля не прозябаетъ. В дань же по указу отъ царя даютъ всякимъ скотомъ, дровами і лѣсомъ, досками и брусьемъ для связей; и тотъ зборъ

на всякой годъ з города Шингалскаго и со всѣхъ уѣздовъ возятъ в Китайское государство на велбудахъ и на лошадяхъ и на волахъ зимнимъ и лѣтнимъ путемъ непрестанно молотой и немолотой хлѣбъ. В Китайскомъ же государствѣ дрова покупають в вѣсъ, по две гривны пудъ.

Прежде же сего 7160-го году в Китайскомъ государствѣ до сего нынѣшняго Богдохана царя Махи былъ в Китайскомъ старой ихъ природной царь Абадай, ханъ Китайской, и тотъ царь умре, а осталась жена, сынъ царевичь Абдура да дочь; Абдура царевичь послѣ отца своего в Китайскомъ сидѣлъ на царствѣ 7 лѣтъ. А что нынѣ в Китайскомъ государствѣ Богдоханъ Маха, и тотъ Богдоханъ Маха в то время, по указу прежняго Китайского царя Абадая хана і сына Абдуры хана, жилъ в подданствѣ в Шингалскомъ городе і былъ Богдуйскимъ князцемъ надъ всемъ уѣздомъ і надъ подданными Бойдуйцами, а отецъ ево і дѣдъ со всѣми улусами своими в подданствѣ жъ были у прежнихъ Китайскихъ царей и ясакъ с себя звѣремъ і всякимъ яровымъ хлѣбомъ і всякимъ скотомъ, лѣсомъ і дровами дань давали на всякой годъ, і в Китайское государство сами зборщиками привозили. I во 167-мъ году Китайского царя Абдуры хана бояре изменили і взяли па царьство сего нынѣшняго подданного Богдуйского князца Богдохана Маху. I в Китайское государство Богдуйской князецъ Богдоханъ Маха приѣхалъ лѣстию по согласию китайскихъ бояръ і с собою людей своихъ Богдуйцовъ воинскихъ избранныхъ с лучнымъ боемъ і с копіи копейщиковъ і с сулемами вмѣсто сабель взялъ; і будущи подъ стѣною Китайского государства, по 5 человѣкъ в войлоки обернутыхъ на въюки к велбудамъ привязать повелѣлъ на 3000-хъ велбудахъ вмѣсто указного числа дани хлѣбной, лѣсу и дровъ і простыхъ лошадей добрыхъ і всякого скота, и ту собранную дань бутто онъ, Богдуйской князецъ, прислалъ дань в Китайское царство по древнему указу і присылкѣ. I тако Богдуйской князецъ лестию і лукавствомъ с тѣми сокровенными воинскими людми пріиде в Китайское государство в самолутшей царевъ градъ Камбалыкъ; і пришедъ с тѣми сокровенными людми в царевъ дворъ, с великимъ смятениемъ многихъ царскихъ сродниковъ поби и царя Китайского Абдура хана абие удавити повелѣ, і тако прежде бывшаго царя родъ пресячеся. Послѣ же убиения царя Китайского стараго бояри китайския і всякого чина люди по своему обыкновению князцу Богдуйскому Богдохану Маху били челомъ на царствѣ и шертовали по своей нечестивой идолопоклонной вѣре и за царя быти себѣ в Китайскомъ обрали по совѣту бояръ своіхъ; і прежняго своего царя Абдуры хана жену, царицу его, і сестру его царевну, дву, в законныі бракъ поволи взять.

Со 167 году приѣхали изъ Рима чрезъ Полскую землю и 7167 чрезъ Московское государство кругомъ сухимъ путемъ в Китайское государство 6 человѣкъ ученныхъ людей езуитовъ, и царъ Китайской Богдоханъ Маха ихъ езуитовъ пожаловалъ, велѣлъ імъ в Китайскомъ царствѣ дать мѣсто подъ монастырь і поволилъ имъ построити костелъ римскаго закона, і кто похощетъ из Китайского народа, поволилъ отъ езуитовъ креститися і грамотѣ латинской учитися. И езуиты, по указу царя Китайского, в Китайскомъ костелъ построили зѣло преизрядный; і тако с приѣзду своего і по се число у царя Китайского імѣютъ к себѣ велию милость, жалование і близость всегда, понеже безъ ихъ езуитского совѣта царь Китайской никакова дѣла і росправы не чинить, токмо какъ онѣ ему царю в какомъ совѣтѣ приговорить что, тако и бываетъ. I с тѣхъ поръ, какъ езуиты в Китайское государство приѣхали, по нынѣшнѣе время Китайского народа людей мужеска и женска пола і всякого чина поволностию своею в римскую вѣру обратили, и четвертая часть Китайского государства крестилась, многие младые отроки грамоте іли писанию латинскому научились, іные же и нынѣ учатся в школахъ у езуитовъ, понеже самъ царь Китайской всякого чина людемъ безъ возбранения поволилъ, кто похощетъ креститися. I нынѣ в Китайскомъ два костела и два монастыри каменные, мужескій и женскій, зѣло изрядные построены; в костелахъ же во время службы по обыкновению римскаго закона сотворена мусикия всякая и органы зѣло великие устроены на хорахъ или криласахъ. У Китайцовъ же в царствѣ ихъ прежняя ихъ вѣра идолопоклонническая была кумиромъ златымъ, сребрянымъ, мѣдянымъ, глинянымъ, звѣрямъ, змеямъ, подобие ихъ напечатанымъ, которымъ Китайцы некрещеные и до нынѣ кланяются, а иные болваны литые болшие дву и трехъ саженъ величиною, ручные, в каменныхъ божницахъ іли в мечетяхъ, токмо по ихъ иновѣрническому званию имя ихъ церкви бурханнигеръ, сирѣчь церковъ Божия; идолния лица разные литыя, нагия, безодеждныя, аки живыя, такожде срамной удъ человѣческой мужеска і женска пола обнаженъ, в лицахъ болваны, звѣри и змеи на идолехъ напечатаны. Приносятъ же тѣмъ своимъ мерскимъ богомъ в почесть приношения всякие, скотъ, звѣрь, птицы і покупной полонной ясырь иныхъ вѣръ, кромѣ своего народа, мужеской і женской полъ молодой, а своихъ женъ и детей и рабовъ в жертву ідоломъ не приносятъ.

Въ Китайскомъ государствѣ народъ Китайской ядятъ въ ѣствахъ своихъ с розными травами всякой гадъ: ужей, змеі всякого рода, ящерицъ, черепахъ, лягушекъ. Руду златую и серебряную и мѣдную в Китайское государство Китайцы отъ стѣны крайняго своего города въ ихъ далнихъ городѣхъ, отъ Камбалыка, Китайского царства града, разстояниемъ отстояща 2 недѣли, возятъ ту руду на велбудахъ, а берутъ ту руду в высокихъ горахъ над рѣками, і тѣ рѣки ис тѣхъ горъ устьемъ пали в теплое море-океанъ, что въ іхъ Китайской стѣнѣ.

В Китайскомъ же царствѣ у идолопоклонниковъ у царя и у народа Китайского, которые люди китайски идолопоклонники, вмѣсто патриарха поставлена имянуютъ его и чинъ его кутуѳта-лама, вмѣсто архиепископа, вмѣсто священника или попа лама, вмѣсто диакона гичюлъ-лама, вмѣсто пѣвчихъ манжи-лама; а службу свою служатъ в капищахъ своіхъ с кутуѳтою-ламою, в службѣ по 300 человѣкъ ламъ. А попы ихъ, сирѣчь ламы, и кутуѳта не женаты; а кто младой падется зъ женскимъ поломъ и изъ ихъ чину ламы, имъ положенъ уставъ 6 недѣль поститися, и болши тою падения во грѣхъ не станетъ. А какъ службу свою служатъ і всѣношное пѣние до самого свѣта с вечера, днем же с третияго часа дня до полудня, і в то время в службѣ ихъ кутуѳта-лама, чиноначалникъ іхъ, на высокомъ престоле седитъ в равенство з балванами к стенѣ во всѣмъ нарядѣ по обыкновению своему; да с нимъ же кутуѳтою-ламою в службѣ служатъ власти его, ламъ, всякаго чина людей по уставу по 400 і по 300 человѣкъ; і во время службы ихъ идолской бываетъ мусикійское играние разное, в указное жъ время і в трубы великия трубятъ, трубы же мѣдяныя в двѣ і в три сажени величиною, в бубны биютъ, в колоколцы звонятъ і в желѣзныя доски вмѣсто клепалъ і в мѣдные в болшие чаши, аки кади, вмѣсто звона повѣшена, звонятъ; и иные всякие игры по ихъ ідолопоклонническому и древнему [с]оставленому обыкновению в службѣ бываютъ, кадилы же болшими серебряны

  • Расскажите об этом своим друзьям!

  • Легенда молодости нашей. К юбилею Александры Пахмутовой
    Эта маленькая светловолосая женщина давно стала символом советской эстрады. Она считалась и считается одним из самых востребованных композиторов СССР и России. По ее песням можно проследить всю историю страны, ее обычной жизни, великих строек и больших побед на военном и мирном поприще.
  • …И революция – в подарок. 145 лет назад родился Лев Троцкий
    Он появился на свет 7 ноября 1879 года (по старому, действующему до февраля 1918 года стилю, – 26 октября) – ровно в день, когда в 1917 году победила Великая Октябрьская социалистическая революция, как ее официально, на государственном уровне, именовали в советскую эпоху. И вся биография Льва Давидовича Троцкого похожа на революционный вихрь.
  • Искренне и от души
    Татьяна Ивановна Погуляева, окончив в 1986 г. филологический факультет Иркутского государственного университета, уже почти сорок лет работает учителем русского языка и литературы, в настоящее время в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77. В 2020 г. стала победителем (1­е место) Всероссийской олимпиады «Подари знание» по теме «Инновации в современном образовании» и Всероссийского педагогического конкурса в номинации «конкурс песни "Аты-баты, шли солдаты"» (2­е место).
  • «Буду тебе петь – все на мотив звезд...»
    «Зеленый трамвай». Остановка вторая
  • Абилимпикс, клининг и другие
    Ох, и гостеприимен же наш русский язык! И какого только беса он не привечает! Вот недавно во вполне официальном сообщении споткнулся на слове «абилимпикс». Сразу и не понял, что за зверь такой, что за набор в общем-то знакомых букв? Раскрыл словарь – а это в дословном переводе с английского означает «олимпиада возможностей». Ну чем не вполне адекватное название известному движению? Но захотелось какому-то грамотею «европеизироваться», и пошло гулять иностранное словечко по интернетам…
  • Cтарик и белка. Рассказ.Окончание
    Мы тогда под Темрюком стояли. В аккурат под Новый год прислали нам с пополнением молоденького лейтенанта. Мы калачи тертые, видим – не обстрелян, не обмят, тонковат в кости, глаза шибко умные.
  • Строки судьбы
    Редко встретишь в Байкальске, да и в Слюдянском районе, человека, прожившего здесь хотя бы одно десятилетие, чтобы он не знал её. Большинство мгновенно представят эту женщину, чья трудовая деятельность напрямую или косвенно связана с их судьбами.
  • Харрис или Трамп?
    Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной объем, то или иное количество смертей, ранений, разрушений, расходов. То – или иное. Или вообще без них. Разумеется, санкционное давление и много чего еще влияет на российскую экономику и на повседневную жизнь – и сегодня, и в будущем.
  • Между дьяволом и ангелом: вспомним Лаврентия Берию
    Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
  • Старик и белка. Рассказ. Третья часть
    Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался острой мордой в кусты, то взлаивал на белку, взлетевшую на ближайшее дерево. Хозяйкапыталась удержать непослушную собаку, но та шаг за шагомупорно тащила ее к скамье. Старик вздрогнул, завидев вытянутую крысиную морду с красными глазами, принюхивавшуюся к штанине.
  • Время комсомола: есть что вспомнить!
    Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
  • Тыл за колючей проволокой
    В Магадане, имевшем в то время население 20 тысяч человек, вице-президент США и сопровождавшие его лица осмотрели порт, авторемонтный завод, школу-десятилетку, дом культуры, побывали на одном из участков прииска имени Фрунзе, побеседовали с рабочими. Один из вопросов звучал таким образом: «Целесообразно ли на территории Чукотки и Колымы иметь железную дорогу или более рационально использовать авиацию?».
  • «Не ко двору и не ко времени»: к 130-летию со дня рождения Юрия Тынянова
    Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых столетий.
  • Старик и белка. Рассказ. Продолжение
    Трепетное свечение угасало вместе с остывающим солнцем и вскоре растворилось в сиреневом сумраке вечера.Оставив в сердце неизъяснимое томление и грусть по чему-то несбывшемуся.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка. Каких только упреков я не выслушал от генералов. Но прежде, чем что-то сказать, они смотрели на Андрея Антоновича, а потом уже ко мне… В чем обвиняли? Офицеры не так показаны. Солдаты в фильме в конце не награждены… Короче, претензий!.. В итоге Гречко передал мне длинный убийственный список поправок. Шел я оттуда черный. Исправили? Три-четыре от силы. Изловчился как-то. Шолохов заступился. Фильм вышел. Правда, не к 30-летию Победы, а к 70-летию со дня рождения М. А. Шолохова». (Евгений Степанов «Это действительно было». Книга мемуаров.)
  • Опять две России?
    Нет, разумеется, страна с таким названием – одна. И государство – тоже. Речь о духовно-нравственном измерении, если хотите – о разном восприятии и окружающего мира, и самих себя. По-иностранному – о ментальности.
  • «…Могучий, простой, чисто русский художник». Карен Шахназаров о Сергее Бондарчуке
    Франция. Канны. Город кинофестивалей. В 2010 году южный город встречал российскую культуру. В 13-й раз. Два российских региона представляли свое творчество, самобытность, народные таланты: Санкт-Петербург и Хакасия.
  • Герой мутного времени
    15 октября исполнилось 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Вот лишь некоторые из интересных фактов из жизни «поэта любви и печали».
  • Тыл за колючей проволокой
    Роль ГУЛАГа в Великой Отечественной войне и послевоенные годы.
  • Старик и белка. Рассказ
    Сегодня мы начинам публикацию рассказа А. Семёнова «Старик и белка» времен «Молодёжки». Прототипом этого рассказа стал большой друг редакции «СМ» той поры, талантливый журналист и великолепный спортивный радиокомментатор, участник Великой Отечественной войны Лев Петрович Перминов.