НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Писатели-фантасты Дяченко: Фэнтези — древняя штука, и ее истоки в сказках и мифах человечества

26 Сентября 2020 г.

Марина и Сергей Дяченко, пожалуй, самые известные русскоязычные писатели-фантасты. Они лауреаты многих премий (в том числе Eurocon-2005 — «Лучшие фантасты Европы»), авторы сценариев к успешным фильмам и телесериалам. Их книги переведены в Америке, Германии, Франции, Китае и многих других странах. В издательстве «Эксмо» выходит их собрание сочинений в 30 томах. Марина и Сергей жили в Киеве, Москве, а сейчас живут и работают в Лос-Анджелесе.

Писатели-фантасты Дяченко: Фэнтези — древняя штука, и ее истоки в сказках и мифах человечества

— Могли ли писатели-фантасты предвидеть эпидемию коронавируса и последствия, которые она принесла?

— Фантасты предвидели подобные эпидемии и связанный с ними хаос. Так, Стивен Кинг в вышедшем в 1978-м романе «Противостояние» описал последствия утечки вируса из секретной лаборатории США, практически точь в точь с тем, что происходит нынче в мире. С такими же путями заражения, распадом общества, бунтами, анархией... Есть много хороших фантастических книг и фильмов об эпидемиях. Например, «Эпидемия» Петерсена, «Заражение» Содерберга, недавний — потрясающий! — российский сериал «Эпидемия» Оганесяна. А уж зомби как последствие всяческих эпидемий, особенно после сериала «Ходячие мертвецы», так и вообще стали любимыми игрушками детворы. Всеобщим мемом.

У нас есть повесть «Лихорадка», еще 2005 года, — так там смертельный вирус ополовинил население планеты. Но главное в этой повести не погоня зомбаков за «мясом», а парадоксальные отношения героя с ученым, который синтезировал этот вирус в надежде сотворить бессмертие. Есть и роман «Армагед-дом» 2000 года, где описан апокалипсис. Многие критики назвали, кстати, эту книгу «самым оптимистичным романом о конце света».

— Как, с вашей точки зрения, развивалась постсоветская научная фантастика — с чего начала, к чему пришла, как изменилась?

— Советская фантастика родила титанов — Алексея Толстого, Замятина, Беляева, Булгакова, Ефремова, Булычева, братьев Стругацких... Но она была как бы под запретом, приветствовалась лишь фантастика «ближнего прицела» типа Владимира Немцова, а мистика, антиутопии и прочие вольности не допускались. Сергей помнит, как во время работы в Московском НИИ пришлось тайно читать почти слепую перепечатку «Гадких лебедей» Стругацких: за такие вещи выгоняли с работы. «Час быка» Ефремова был выдан, но потом изъят из библиотек и объявлен «антисоветским». «Мы» Замятина вообще стерли из памяти поколений ... И все же «Туманность Андромеды», «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Трудно быть богом», «Пикник на обочине» и многие другие романы, повести и рассказы тревожили душу, заставляли думать о жизни и будущем.

С развалом СССР, падением цензурных оков и наступлением эйфории от всяческих свобод, казалось бы, должен был произойти бум фантастики. И он наступил — за счет переводов западных авторов, прежде всего неизвестных нам классиков жанра. Но прошло несколько лет, и рог изобилия иссяк, вместо марочного вина издатели начали гнать шмурдяк. И, как следствие этого, тиражи книг стали таять. И тут издатели обратили внимание на отечественных авторов, в столах которых залежались рукописи. Так возникла четвертая, а потом и пятая волна отечественной фантастики. Огромную роль сыграл «живой бог» жанра — Борис Стругацкий. Он не только был эталоном совести и писательского мастерства — умный и общительный, бесконечно доброжелательный, Борис Натанович вел Литературный семинар, конференции (коны) писателей и издателей, он учредил жюри, премии... В этот период встала на ноги и радовала читателей череда талантливых, дерзких молодых писателей — Лукьяненко, Лукин, Рыбаков, Лазарчук, Успенский, Логинов, Громов, Брайдер и Чадович, Олди и другие... Борис Стругацкий приметил и нас, неизвестных ему киевских писателей, подарил нам свою дружбу... Какие славные были времена! Центры фантастики возникли не только в Санкт-Петербурге, но и в Москве, Киеве, Харькове, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске... Огромную роль сыграли журналы «Если», «Мир фантастики», «Реальность фантастики», а потом и «Полдень». Палитра произведений наших друзей и коллег была многогранной — от сказочных фэнтези до классической научной фантастики.

— В советское время и в 90-х научная фантастика была на пике популярности, она рисовала образ будущего, в которое верили и у нас, и на Западе. Это будущее было светлым, а ключом к счастью оказывалась наука. Сейчас, на мой взгляд, ощутим кризис веры и в будущее, и в науку. Есть ли в такой ситуации шансы у научной фантастики?

— Поколения были взращены на ниве социалистического реализма, берущего начало от статьи Ленина о «партийности литературы». Одной из догм соцреализма был принцип «конкретности». Поэтому космическая фантастика долго признавалась вредной, и это изменилось только после полета Гагарина. Огромную брешь в фантастике пробил Иван Ефремов своей «Туманностью Андромеды». В этом его историческая роль. Его эстафету подхватили братья Стругацкие. И не только в «Далекой радуге», где ученые проводят эксперименты по нуль-транспортировке и решают неразрешимые этические проблемы. Братья Стругацкие зримо и талантливо описали историю Будущего — мира Полдня, мира мудрых учителей, мира творчества и гармонии. Социальная фантастика стала частью фантастики научной. Сила научной фантастики именно в том, что это литература. Идею можно изложить в виде научной статьи, но ее аудитория будет в миллион раз скуднее, чем аудитория хорошо написанного романа.

— В наши дни бросается в глаза триумф жанра фэнтези, причем в нем работают не только профессиональные писатели. Им заполнен российский электронный самиздат. Кажется, что этот жанр отражает какую-то существенную черту сегодняшнего коллективного бессознательного. Так ли это? Если так, в чем тут дело?

— Наука развивается не линейно, а волнообразно, пиками, парадигмами. Сейчас, несмотря на успехи генной инженерии, искусственный интеллект, познание черных дыр, таких революционных научных идей, как теория относительности, нет. Отсюда мелководье тем для классической научной фантастики. Есть и другая причина, так называемая «технологическая сингулярность»: прогресс науки настолько сложен, что просто недоступен пониманию. Это одна из причин расцвета жанра «фэнтези».

Однако, с нашей точки зрения, фэнтези — древняя штука, и ее истоки в сказках и мифах человечества. Например, «Вий» Гоголя — типичное современное фэнтези, хотя и написано в XIX веке. Но, конечно, расцвет этого жанра связан с именами Толкиена, а теперь и Роулинг, Мартина, Кинга. В этом жанре много мишуры, но лучшие его проявления являются высоким искусством, отражающим архетипы души и коллективного бессознательного. Этот жанр позволяет ставить и решать такие сложные этические, социальные и психологические проблемы, которые просто невозможны в реализме или классической научной фантастике.

— На какую литературную традицию, традицию жанра вы опираетесь, кого считаете своими предшественниками и учителями?

Сергей: Моим первым учителем в литературе был Яков Павлович Фрумкин. Гениальный психиатр, заведующий кафедрой мединститута. Когда я начал работать психиатром, то наивно считал, что бывают неинтересные больные, так как их диагноз очевиден. Но Яков Павлович, анализируя личность человека, его анамнез и статус, открывал такие индивидуальные особенности, что обычный человек становился космосом, и эти особенности влияли на ход развития болезни и лечения.

Марина: Счастьем для нас было знакомство с Борисом Натановичем Стругацким — или БНС, как его любовно все называли. Я, как и Сережа, выросла на книгах братьев Стругацких... Общение, дружба с этим человеком — самое важное в нашей литературной и киношной жизни. Существовала премия «Бронзовая улитка» — личная премия БНС за лучшее произведение года. У нас 5 этих премий — и они нам дороже всех других...

Сорокин, Пелевин, с вашей точки зрения, — писатели-фантасты?

— Мы полюбили Пелевина еще с ранних произведений 90-х — «Затворник и Шестипалый», «Принц Госплана», а потом и за его нашумевшие романы. Но Пелевин и Сорокин — не совсем фантасты, они постмодернисты. Их проза насыщена сатирой, политикой, эксцентрикой, переплетением фантасмагории и реальности.

— Кто, с вашей точки зрения, лидер жанра — и на постсоветском пространстве, и на Западе?

— Трудно говорить о лидерстве в жанре на постсоветском пространстве, находясь под сенью Стругацкого... Такого лидера сейчас нет. Но мы радуемся новым работам Пелевина, Быкова, Лукьяненко... А на Западе — это Кинг, Гейман, Мартин. Лучшего писателя нашего поколения назовут, если повезет, наши дети. Скорее всего — внуки. По каким критериям они его вычислят, кто знает...

— Каковы перспективы жанра?

— Фантастика будет процветать все больше и больше, потому что от новостей и реалий жизни можно сойти с ума. Но есть еще один фактор, о котором мы уже говорили, — это пандемия коронавируса и те экономические разломы, которые неизбежны в связи с ней. Кино и сериалы — лучший катализатор жанра сегодня. Самые известные, кассовые среди них — с элементами фантастики или фантастика как таковая. Разве можно было раньше представить пустые кинотеатры или табу на их заполнение более 50 процентов? А ведь на киносборы и существует производство фильмов. В меньшей степени, но это коснется и сериалов — они тоже требуют коллективных усилий многих людей на ограниченной площади. Так что здесь будет жуткое проседание.

К этому следует добавить кризис издательского производства, многолюдного, коллективного дела. Книжные магазины были закрыты и получили пробоины ниже ватерлинии. Бумажная книга и так тихо умирает, — но в такой ситуации электронная книга просто сожрет своего старшего собрата. У электронной литературы есть огромные плюсы, но их нивелируют неотрегулированные во многих странах авторские права и мизерные гонорары, здесь неизбежно безудержное пиратство. Кроме того, в электронной литературе много мусора, — масса необразованных сочинителей, нетребовательных потребителей.

Кто же выиграет в поствирусном мире? Компьютерные игры. Их основа — фантастика. Они стремительно развиваются, но эта культура находится еще на том архаичном уровне, когда в истории кино были только немые фильмы и их сценарии писались на манжетах рубашек. Быть автором в литературе, кино или сериалах куда более почетно. Но все меняется на наших глазах. Литературно-киношный кризис заставит креативщиков обратить внимание на игровую индустрию, ведь потребитель игр не нуждается в кинотеатре или театре. Ему достаточно кресла, монитора и приставки, или даже просто планшета. Вот почему неизбежно вулканическое извержение связанных с фантастикой новых игровых возможностей и идей.

***

Писатели-фантасты иногда являются своеобразными пророками того, что случится в будущем. К примеру, Рэй Бредбери описал в своих книгах замок, который открывался при помощи отпечатка пальца хозяина. Писатель Герберт Уэллс упоминал лазер, хотя его еще не было. Это полезные вещи и существование их в настоящем радует. А есть и устрашающие, как повествования об эпидемиях и конце света. Эпидемия уже, к сожалению, ворвалась в нашу жизнь. Ждать что-ли и финала?..

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!