НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Будут ли писатели большими…

09 Марта 2023 г.

Заметки со съезда Союза писателей России. Свою точку зрения на происходящее в этой сфере нашей культуры высказывает литератор Татьяна Ясникова.

Андрей Румянцев (справа) и Сергей Бадмаев (руководит писательской организации Бурятии) у портрета Валентина Распутина в Центральном Доме литератора

Всемирный день писателя был учрежден в 1986 году 48-м конгрессом Международного Пен-клуба. Это была другая эпоха. Имена писателей звучали громко, словно это были имена героев. В СССР тиражи книг расходились миллионными тиражами, ненамного отставал и прочий мир. Гонорары (и, надо заметить, весьма немалые) могли стабильно обеспечивать творческий процесс, способствовать подготовке и выпуску последующих книг. Встречи с читателями оплачивались как из средств приглашающих предприятий, так и Литфондом. В Иркутске, например, – через хозрасчетную организацию Бюро пропаганды художественной литературы.

В минувшем феврале в Москве состоялся 16-й съезд Союза писателей России. Далеко не позитивный. Это ли не повод порассуждать на тему современного статуса писателя?

В частности, «главный писатель» Н. Ф. Иванов произнес на съезде в ругательной части своей речи следующее: «Обмен билетов позволил нам сформировать федеральные списки по регионам. Есть те, кто ухмыляется нашей скрупулезности в работе и считают ее напрасными потугами навести в творческом союзе строгую отчетность и едва ли не заставить ходить строем. А я заглядываю немного в будущее. Есть поручение руководства страны разработать профстандарт профессии «писатель». Копья в рабочей группе правительства до сих пор ломаются, кого можно считать писателем и с какого времени. И в первую очередь это Пенсионный фонд, который считает, сколько копеек было отчислено по налогам в доход государства. Но работа идет, и, хочу предположить, для тех, кто считает себя вольным литературным стрелком и ухмыляется на уставные права и обязанности. Когда решение по профессии «писатель» все же состоится, вы же первые и потянетесь за всевозможными справками на пенсию, на награды, поощрения, льготы. А их, как я представляю, сможет выдать только творческая организация. Самоназначений себя писателем, дай бог, не произойдет».

Большинство читателей нашей газеты писателями не являются и вряд ли поймут доподлинно, о чем идет речь. Но интонацию, извините, и любимая собака почует.

Большинство читателей, пенсионеры, – это люди образованные и помнящие те времена, когда книга была в почете. Поэтому порассуждаю для всеобщего интереса. В статусе профессионального писателя нуждаются немногие. Поскольку немногие на поверку оказываются профессиональными писателями. Речь идет о том, что писатель занимается исключительно созданием новых произведений, литературной работой, публикациями, а ему это засчитывается в стаж.

Большая часть старых писателей, работавших профессионально с советского времени, к сожалению, уже умерли. Если в настоящее время в Союзе писателей России велика численность лиц от 65 лет и старше, то это вновь принятые. Те, кто начал писать произведения на пенсии или около того, а в молодые и зрелые годы не связывал жизнь с литературой.

В нашей Иркутской областной писательской организации 24 члена. Из них сугубо писателями можно назвать четверых членов Союза писателей России. Остальные работают в своих отраслях. Кандидаты, доктора каких-либо наук, инженеры. Писать могли начать давно, но стаж заработали как преподаватели и производственники. Несколько талантливых молодых авторов литературу забросили, так как надо зарабатывать. Из них только один был бы готов стать писателем, если бы это обеспечивало ему хоть какое-то сносное существование.

Если бы не вновь принимаемые пенсионеры, вышедшие из советской эпохи, число писателей было бы невелико. И это число будет неуклонно уменьшаться. Молодежь нескоро покажет заметный результат.

Статус писателя и необходимость в подтвержденном трудовом творческом стаже – вещи разные. Здесь, если всерьез, можно было бы попросить у членов заявления: «Прошу присвоить мне трудовой статус писателя, так как иной деятельностью не занимаюсь». И доказательства. Публикации, книги, отзывы. Никто не оставит иную деятельность, если она есть, так как писательство не приносит дохода в 99 % случаев.

20 2

Писательский стаж нужно ставить в зависимость от профильного образования. Обучился на литературном, филологическом факультетах, сдавал на гуманитарных факультетах курс литературы, является переводчиком литературы, после окончания вуза занялся писательским трудом, это все засчитывается в стаж. Пять лет от поступления в соответствующий вуз, и можно эти пять лет включить в стаж писателя. А если занялся писательством позже, то что-то окончи, хотя бы заочно. Если 25 лет пробыл писателем без соответствующего образования, это тоже создает писательский стаж. В Союз художников не принимают без профессионального образования и участия в зональной выставке. Зональную выставку писателям могут заменить публикации в центральных журналах. Зона Сибири – в «Сибирских огнях», зона Урала – в «Урале» и т. д.

Всегда есть исключения из правил. Для наведения порядка нужен штат. Институт литературы, Пушкинский Дом.

Ставить работу писателя в зависимость от отчислений в ПФР неправомочно. С 1991 года писателям перестали выплачивать гонорары. Издание книг за свой или спонсоров счет стало нормой. Иногда, изредка вопрос о гонорарах поднимался, разово кое-где порой они выплачивались, мизерные, не обеспечивающие даже потребностей физиологии. Находятся средства на типографию, тиражи, только не на гонорар. Такая политика проводится сознательно, чтобы писатели исчезли как таковые. Но они не исчезли. Культура, мифы – это средства поддержания общества в человекообразном состоянии. Творческие способности, заложенные в каждом индивидууме, чтобы поддерживать его автономность, сколько бы ни подавлялись, в некоторых случаях находят выход на поверхность.

В пакете с решением о статусе писателя должно быть решение о запрете на безгонорарный, неоплачиваемый труд. Книга, публикация в журнале издаются только в том случае, если предъявлен гонорарный фонд в соответствии с утвержденными расценками. Это сразу уменьшит число издаваемых книг и публикации и исключит некачественные тексты, которые никто не захочет оплачивать.

В «МК-Байкал» № 3 за 11–17 января 2023 года было опубликовано интервью с петербуржским писателем Даниэлем Орловым, посетившим Иркутск по линии Ассоциации писателей и издателей России. «Культурная безопасность страны: как она связана с самоуважением писателя и стоимостью бумажных книг» – так называется публикация. Д. Орлов был в Иркутске 21–22 октября 2022 года. Интервью ждало очереди более двух месяцев. О культурной безопасности. Такая это неважная тема. В тексте меня крайне смутил вопрос о тиражах. «Чтобы вернуть гонорары, нужны тиражи», считает Д. Орлов. «Большие тиражи оказываются на мусорках», – так прокомментировал эти слова один иркутский библиофил.

Кто будет поглощать большие тиражи? После ряда «оптимизаций» за последние двадцать лет у работающих исчез досуг. Одни трудятся с перенапряжением сил, другие просиживают время в кафе, многие подались в мошенники. Работающие в бюджетной сфере с «документами» (бюрократия) не откроют книг. У них аллергия на слова и буквы. Так мне сотрудники одного бумаготворческого отдела объяснили.

В советское время читали книги и в рабочее время. Не за станками, конечно. Работа была нормированная восемь часов, взаимоотношения были не головоломные, можно было и после работы заняться чтением.

Однажды в девяностые меня от писательской организации отправили выступить со стихами перед студентами техникума. В актовом зале было человек двести. Мне задали вопрос, сколько я получаю за стихи. Я честно ответила, что нисколько. Аудитория тут же потеряла ко мне всякий интерес. Больше я нигде так не говорила. Людям непонятно, почему так. Они бесплатно работать не станут.

Очень многие книги теперь выходят за бюджетный счет. Там денег не жалеют. Выходят тяжелые кирпичи пустоты и жеванины. Но и при этом никакие гонорары не выплачиваются. На писателях экономят.

Вернемся к населению. Для поглощения тиражей населения нет. У нашей страны не излишек земли, а в ней мало людей. В результате катастроф, войн, экспериментов. Однако давайте, от щедрости решим, что у нас пять миллионов потенциальных/реальных читателей. Станем их холить и лелеять.

Во-первых, дома у них есть книги/библиотеки. Сориентировать их на произведения конкретного Д. Орлова можно только невероятной рекламой. Если он в космос слетает, героический подвиг совершит, поймает настоящего инопланетянина, то это не привлечет внимания к его книгам. Даже если он изречет неслыханную доселе мать-правду. Люди устали, пресыщены мусорной информацией помимо воли. Она хлещет отовсюду. Нажмешь на кнопку – и самая хорошая аудиокнига, музыка польются в отличном качестве целым океаном. Чтобы услышать плохое, нажимать на кнопку не надо, оно само обязательно прольется откуда-нибудь. Потом, читатели могут схватиться за Шекспира, Чехова, Х. Неизвестного. Ушедшие писатели создают конкуренцию. Если о ком-то говорили на протяжении ста лет, его уже из ноосферы не выкинешь.

Создать институт цензоров? Обучить безработных мошенников тонкому обращению с текстом, и, с даты икс начиная, выход каждой книги будет предваряться пятиступенчатым (или шести-?) отбором. Лиц, способных стать цензорами, физически не существует. Тридцатилетие людей пичкают Голливудом, Браунами и Коэльями. Забойным ширпотребом. Испорченность вкусов повсеместная. Люди культуры рождаются в определенной среде. Эта среда где-то на задворках общества.

Д. Орлов: «Вопрос книгоиздания – очень серьезный вопрос, вопрос культурной безопасности страны. И пока не вернутся тиражи, ничего другого не будет».

Нет культурной безопасности у нашей страны. Информационное пространство не закрыть, со всех сторон свищет разрушительный ветер. Замечание Д. Орлова, что библиотеки получают недостаточно средств на приобретение книг, кажется неубедительным. Иркутские библиотеки получают средств достаточно. Многие старики, расставаясь с личными библиотеками, не выбрасывают книги на мусорки, а приносят их в библиотеки. Последним нужен некий директивный список из АСПИ, какие книги приобрести, и местный список из городского управления культуры на местных авторов. А что, если в этом списке окажутся только Д. Орлов и его друзья? Что делать прочим? Переписывать книги от руки при простаивающем типографском оборудовании?

Д. Орлов: «Мы стоим на пороге страшнейшего перехода». Это верно. Этот переход все решит. Почти все созданное до начала XXI века создавалось людьми, несоединенными с электроникой. Молодежь, в том числе творческая, не сможет выйти на уровень умов прошлого и завалит развитие. Для объемных умственных операций память нужна хорошая в мозге, а не в гаджете. Во всяком случае, в литературе это очевидно. Писателю перед собой нужно видеть действительность, а не экран смартфона. Нужно реально жить. Путешествовать, рисковать.

За тридцатилетие все авторитеты унижены, разбиты при помощи сочинений о животных похождениях великих. Году в 1994-м редактор одного журнала вручил мне изданную в США книжку якобы Пушкина, записки о том, как последний подглядывает за женщинами в туалетах. Станет ли умный эстетически развитый человек этим заниматься! Дома у меня был камин, и я бросила книжку в огонь. А была она довольно зачитанная. Вскоре подобные стали широко издаваться и не за границей. В программе филологических факультетов появился Маркиз де Сад.

Единственный маленький шажок, который сейчас возможен в отношении книг – в условиях СВО и при наличии списка недружественных стран попытаться сдержать поток переводной лабуды. За тридцатилетие переводная литература получила безусловный приоритет перед отечественной. Да, многое нужно было перевести. Но получили преобладание книги «психологов», смысл которых сводится в целом к тому, как обвести вокруг пальца «лохов». Не обманутых людей давно не осталось, а книги все выходят. Чтение книг по «психологии» приводит к разрушению межчеловеческих отношений, семей.

Вряд ли людям не надо читать вообще. Они стали мало общаться, мало действовать. Они пишут мемуары и исследуют невнятные страницы истории.

Вдруг выяснится, что большинству писателей писательский стаж не нужен. Получившие же его не станут небожителями. Состояние современной цивилизации таково, что много энергии уходит на приспосабливание к ней, адаптацию и связанные с этим личные переживания…

  • P. S. А в перерыве съезда мы с Андреем Григорьевичем Румянцевым ушли в Московский зоопарк, да так и не вернулись из него на заседание – в зоопарке, право, было интереснее…

  • Расскажите об этом своим друзьям!