ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-18-05-38-49
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13...
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
2024-05-02-02-55-14
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры...

Воспитать характер

Изменить размер шрифта

 

«Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу».

«Что воспитывать, знают все, как воспитывать – не знает никто» (А. С. Макаренко). Я добавлю, и что воспитывать знают плохо. А главное воспитание в школе должно быть – воспитание характера. Почему?

Потому, что после 17 лет дурные привычки преследуют вас всю жизнь. Даже талантливые наркологи бессильны, что либо исправить. Помните у Чехова: «Вы пишите, что у меня чудесный характер. В молодости я выделывал чёрт знает что, но потом понял, что распускать себя порядочному человеку не подобает». Все мы были в своё время шалопаями...

«Какие нынче пошли дети... не уважают старших, не слушают родителей, изводят учителей» – писал Софокл 4500 лет тому назад. Каждое поколение повторяет: «Какие пошли дети...» Дети не при чём! «Нет детей правонарушителей, есть правонарушительская педагогика». (А. С. Макаренко). Все преступления подростков идут от пьянства или блуда родителей, или от дурного родительского характера.

Характер воспитывается в школьное время и в школьном коллективе, успехи которого лежат и в начальном семейном воспитании. Для воспитания характера нужна цель. В школе это образование. И родители, и ученики, и учителя. У всех групп одна цель. Основная среда – ученики. Они – главная воспитывающая сила.

Дети всегда готовы к дружбе со старшими для охраны самих от себя, непредсказуемых, и дружба у них крепкая – на года. Надо только, чтобы у каждого ученика в школе было своё интересное дело, то есть была интересная жизнь.

Давайте воспользуемся советами великих педагогов эпохи расцвета просвещения XVIII века: Бецкой: «Занятия должны учитывать способности и склонности ребёнка»;

Екатерина II: «Главное уважение к воспитаннику и его самостоятельности. Трудолюбие – отец добродетели»;

Дурылин: «Если не давать свободы и самостоятельности ребёнку, школа – тюрьма»;

Шацкий: «Мы – товарищи детей», «Объединять детей по интересам и товариществу», «Не подавлять правила детей, а подчиняться им»;

Ж. Ж. Руссо: «Искусство воспитывать детей состоит в том, чтобы не воспитывать, а жить с ними в общих делах», «Хорошо направленная свобода – лучший источник воспитания»

Всё это мы прослушали в начале обучения в пединституте на втором курсе, а к третьему – всё забыли, так как не понимали. В школе было всё иначе. Главное в школе было подавление ученика, чтобы было тихо, как в морге. Меня наставляли: «Мужик ты или нет? Когда возьмёшь класс в руки?». «Мать Иванова не вызывай, вызови отца, тогда ему неделю сидеть не на чем будет!». Большая проблема в том, что ребёнок с первого класса не включён в систему воспитания. Свобода не «Направленная», то есть негативная. Где со слабых берут дань. Выращиваем бандита и приспособленца. Когда поработаешь лет десять, начинаешь понимать – необходимо, чтобы в наших Центрах Образования повторяли теории педагогики!

В начале учебного года, будучи секретарём учительской комсомольской организации и и. о. директора школы, поручил комсомольцам школы выполнять план воспитательной работы. Как лихо всё закрутилось! Мгновенно и удачно нашлись руководители всех школьных дел. Вокруг них сформировались группы по 40–50 человек, объединённых по интересам и товариществу. Они подняли всю школу на выполнение плана. Как изменились дети! Они рано приходили в школу, чтобы внедрить пришедшие по ночам новые идеи. Исчезли нарушения дисциплины. Их статус поднялся до учительского. Появился результат. Городские культурные и спортивные мероприятия, проходившие в апреле-мае, у нас готовились с сентября. Готовились начинающими специалистами своего дела. Я сначала думал, что изменились они потому, что получили свободу, а потом понял, как прав был Гельвеций: «Каждый ребёнок рождается гением». Но становится им, если выйдет на указанную ему дорогу.

Все дети нашли свою дорогу, где каждый думал как все, делал как все, развивал вложенный в него характер. Свободное развитие должно быть хорошо направленным. Бесконтрольный коллектив обязательно будет негативным, так как в лидеры прорывается самый злой, наглый авторитет, подчиняющий ножом, а не умом.

Серьёзное внимание надо уделять воспитанию родителей. Безграмотность домашних воспитателей заключается в том, что они «лучше знают, что ребёнку надо». А закона природы не знают. А козлы, львы и другие – знают. «Все дети природы умственно и физически развиваются сами». Навяжут английский, музыку, мордобитие по правилам и без. Размажут необходимое. Оставят только ночной клуб с алкоголем и наркотиками и очень дурным характером. Десятки тысяч детей расстались с жизнью из-за того, что их заставляли учить нелюбимое. Как-то спросил я ученика третьего класса: «Сколько занятий в неделю вне школы?» – «Восемь. Три раза хожу в музыкальную» – «Что, так музыку любишь?!» – «Ненавижу!»...

В конце учебного года ученики составляли план воспитательной работы, иногда привлекали и других членов коллектива – учителей, родителей. Срыв выполнения плана считался преступлением. Папы привлекались к подготовке дня Вооружённых Сил и дня рождению Родины, Мамы к Восьмому марта и Новому году... Так, во всех моих школах дети создавали крепкий воспитывающий коллектив из учителей, родителей и самих себя.

В Киренской школе №1 побывал директор ИУУ Антипин, талантливый педагог: «Никогда не видел таких детей! Горят. Сам придумал систему?» «У Макаренко взял, там дети-бандиты вырастали отличными людьми с отличным характером» – ответил я.

В школе №2 под Санкт-Петербургом зам. зав. Облоно В. В. Кудрявцев познакомился с работой школы и сказал тоже самое: «Никогда не видел таких азартных детей! Систему сам придумал?» Я ответил: « Макаренко учил воспитывать в делах, а не в словах».

В уставе школы появилось: «Ввести в школах самоуправление». Не привилось. Что делать сказали, а как – нет. Свободу детям не дали, а дали указания. За такими директорами дети не пойдут. Главные идеи Макаренко: «Без наказания нет воспитания». «У воспитателя прав должно быть больше, чем у воспитанников». У него всегда была хорошо направленная свобода. Не подавлял правила детей. «Один раз плюнешь, три дня моешь». Плюй, сколько хочешь! Макаренко был товарищем детей. Жил с ними, участвовал в общих делах. Он говорил, воспитывает разновозрастной коллектив. «Коллектив – это группа людей, имеющих общую цель и связанных узами взаимной зависимости».

Науку воспитания пытался создать Выготский. Ей даже дали название – «педология», но логики там нет. Примеры он взял из жизни богатых семей, в которых кормили няньки, окультуривали гувернантки, учителя. Воспитывали на собственных примерах, на примерах окружающих. Воспитывали свободную личность от всего. Никаких указаний, никаких приказаний, ни каких соревнований. Соревнование – конкуренция – слово буржуазное, а не советское. И как добавил Амонашвили: «Не гнаться за оценками, ни каких соревнований! Мы не физику сеем, мы сеем любовь». Всходы уже в начальных школах и детских садах. Как видим одни запреты для проведения нормального воспитания. Абсолютно негодная педагогика для Советского народа и тем более для правонарушителей.

Макаренко создал советскую педагогику. Он говорил, что главная забота – создать воспитывающий коллектив, а он воспитает любого. Любая наука даст положительный результат, педология кроме вреда ничего не принесла. Макаренко дал результат. Взял сотню головорезов в 1920 году и к 1925 выпустил в жизнь отличных, добропорядочных людей. А в 1925 году взял 300 в конец разложившихся бандитов и в 1928 году выпустил компактную группу честных, нужных обществу людей с прекрасным характером. Это результат работы по науке воспитания.

Третий член школьного коллектива – Учитель. Главное для него – уважение к воспитаннику и его самостоятельности. У любимого учителя стыдно плохо учиться. Помню Валентину Петровну Бобрякову. Говорила тихо, всегда при полной тишине. Выпендриваешься, получишь укоризненный взгляд и только. Хватало. Московская учительница Овчинникова рассказывала «Подхожу к 5А, достаю нужную тетрадь. Радостная влетаю, кричу: «Ребята, а у Коли сегодня на три ошибки меньше. Ура!» Все довольные, радостные за Колю. Сопливый, замызганный Коля на пьедестале. Как никогда ему хорошо! У Коли двойка. Вчера 31 ошибка, а сегодня 28. К шестому классу ошибки исчезли. Все очень любят свою учительницу. Пишут шестиклассники баллады: «и взвилась она чайкой белою, вслед за братьями космонавтами».

Я перенёс науку воспитания в школу и у учёных, наконец, появится настоящая работа – совершенствовать школьные дороги. А у чиновников разносить передовой опыт по умам. Что и кто мешает идти школам по моей дороге?

Во-первых, чиновники. Все 55 лет работы в школе чиновники были мне абсолютно не нужны. Да их у меня и не было. Правда, в 1985 году в Отродненской школе инспектор РОНО Фераго вошла в 4-й «Г» и всем сорока учащимся задала один вопрос – ты кто? Все десятилетние с жаром рассказали не только «кто есть кто», а ещё – что они делают, и будут делать до конца учебного года.

В центре воспитания я рассказал директорам школ как надо работать. Ответили – а когда? Каждую неделю дают восемь-десять срочных, ни кому не нужных дел, справок. Дышать некогда! Как сказал Д. А. Медведев, только 30 % чиновников работают от Минпроса, а 70% – подпольных. По моему мнению, надо убрать всех чиновников, увеличить права директора и, если справляется, ежегодно его выбирать.

Первого сентября в первый класс приходят десятки тысяч детишек, и 11 лет коллектив школы выращивает данные им природой способности, строит им дорогу в жизни. И думается, что государство станет на ноги не благодаря природным ресурсам, а благодаря счастливым, грамотным, думающим патриотам своей Родины, которых должна вырастить школа. И только тогда, как сказали Кейси и Ванга, после всех испытаний Россия по праву станет духовным лидером Земли.

  • Расскажите об этом своим друзьям!