НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...
2024-11-05-07-55-03
«Зеленый трамвай». Остановка вторая

Уроки жизни

05 Февраля 2015 г.

Когда и где человек накапливает жизненный опыт? А постоянно и везде, начиная с домашнего воспитания в детстве, с дошкольных и школьных занятий, когда ребёнок, а потом уже и молодой человек приобретает знания о жизни. Особенно в специальных учебных заведениях, когда от человека требуется освоить выбранную им специальность, чтобы потом умело создавать новые материальные и моральные ценности.

Поделюсь своим жизненным опытом.

Ещё до школы, куда поступил в семь лет, тогда как все начинали учиться с восьми, я знал весь «Букварь» на память. А хорошо это или плохо? Оказалось – не очень хорошо. На занятиях я был невнимателен, мне неинтересно было слушать учителя, не научился вникать дома в учебники. На уроках математики, когда все ученики считали на палочках, связанных десятками, или на больших счётах, стоящих у доски, я уже складывал двузначные цифры столбиком. Дома уроки, кроме письменных заданий, не учил. Хватало того, что получал в классе. Так и не научился подробно вникать в материал, анализировать прочитанное. Большинство вопросов жизненных решал по наитию.

Другое дело было в Рязанском железнодорожном техникуме, на строительном отделении, куда я поступил ещё во время войны, в 1944 году. Тут надо было и общеобразовательные предметы учить в объёме средней школы, и специальные предметы серьёзно изучать. Нагрузка солидная. На первом курсе мы освоили почти все предметы за восьмой и девятый классы. А со второго курса параллельно пошёл учиться в 10-ый класс вечерней школы. В техникуме ежедневно было по 8–12 уроков из-за того, что отстали от программ, почти месяц помогая колхозам в уборке урожая.

Сейчас можно с гордостью отметить, что мы получили в техникуме глубокие системные знания, кроме, может быть, экономических и правовых. Тогда нам говорили, что мы будущие командиры производства. Но это было другое время...

Все теоретические знания, полученные в техникуме, особенно технические, мне пригодились на производстве. К сожалению, я в первые годы после выпуска из техникума, мало проработал по специальности, ушёл на комсомольскую работу. Но это тоже пригодилось мне, деревенскому парню, для общего политического развития. Там я научился работать с людьми. Потом меня призвали в армию, где отслужил три года и восемь месяцев. Сначала был топографом в минометном полку, потом старшиной-писарем политотдела дивизии, которая когда-то в Сталинграде обороняла Мамаев курган. Пригодилась и общая грамотность, и политическая. Ещё в полку закончил сержантскую, а в политотделе – офицерскую дивизионную партийную школу, где содержательные лекции по марксистско-ленинской философии нам читал работник политотдела майор Михайлов.

После демобилизации немного поработал на строительстве объектов торговли в Рязанской области. Потом меня, как коммуниста, направили в Казахстан осваивать целинные земли. Вот где потребовалось много работать над собой! Производственного и организационного опыта работы было мало, хотя всё делал, кажется, как надо. Даже одно время совмещал должности и заказчика от совхоза, и подрядчика от строительного треста. Даже самому кое-что пришлось строить по собственным чертежам. Но большинство объектов была мелочь типа «сборно-щелевых» деревянных домиков.

Захотелось приобрести серьёзный опыт на больших стройках. В Рязани строил потом нефтеперерабатывающий завод, трамвайное депо, в Подмосковье на станции Пески вёл реконструкцию известково-алебастрового завода. Работал мастером и прорабом на других объектах. Набрался и опыта руководящей работы.

А более солидную работу мне пришлось выполнять на строительстве Братского лесопромышленного комплекса, но уже в роли заказчика. Это был действительно серьёзный объект, грандиозность которого признавал даже начальник «Братскгэсстроя» Иван Иванович Наймушин. И действительно, ЛПК – это тысячи мелких и крупных объектов и конструкций, где и мне пришлось проявить свои знания и способности. В первые же дни работы инженером производственного отдела дирекции, меня, как ни странно, техника по образованию, несмотря на наличие в отделе дипломированных инженеров, перевели на должность исполняющего обязанности начальника отдела. Потом я несколько лет работал заместителем начальника отдела, курировал такие солидные объекты, как ТЭЦ-1 (ныне ТЭЦ-6), ТЭС-2, инженерные коммуникации и другие. Даже был членом пускового штаба при вводе ЛПК в эксплуатацию.

Однажды встретил на стройке делегацию из американского посольства. Решил похвастаться сборными железобетонными конструкциями, применяемыми, чтобы ускорить темпы строительства. Американцы сказали, что они не техники, а политики. Я сказал, что нам нужны высокие темпы развития народного хозяйства, чтобы догнать и перегнать США. Слышу: «О, это – уже политика!»

Хорошо было работать на ЛПК, но у хорошего есть злейший враг – лучшее. Решил перейти на самостоятельную работу начальником строительно-монтажного управления в тресте «Братсклесстрой» на строительство леспромхозов.

Как видите, у меня по работе всё шло нормально в практическом смысле, но хотелось подтянуться и в теории. Поэтому я поступил учиться заочно в Братский общетехнический факультет Иркутского политехнического института. Деканом факультета тогда была Клавдия Георгиевна Попова, жена Наймушина. Мне хорошо запомнилась и преподаватель высшей математики Иза Георгиевна Полынская. Однажды перед экзаменом шутливо помолился: «Господи, господи, царица небесная матушка, спаси меня от всех бед и несчастий, в том числе, и от формулы Тейлора!» Тяну билет – и достаётся № 13, где первым вопросом стояло: «Формула Тейлора»! Ответил на этот вопрос с выводом на целую страницу и на другие вопросы, и получил «четверку».

А политические знания мне пригодились на экзамене по марксистской философии. Беру билет с вопросом: «Как надстройка влияет на базис?». Отвечаю: «Активно». Преподаватель спрашивает: «А пример привести можете?» Отвечаю:

— Рост политического сознания рабочего класса ускорил ход революции.

— А ещё пример?

— Волюнтаристские методы в руководстве народным хозяйством со стороны Хрущёва (его тогда только что сняли с должности генерального секретаря компартии) замедлили ход экономического развития страны.

— Прекрасный пример, ставлю отличную оценку! На другие вопросы можете не отвечать!

Пришёл сдавать зачёты по работе с геодезическими инструментами. Иду к теодолиту, потом к нивелиру. Быстро взял нужные отсчёты. Преподаватель предлагает взять билет и готовиться. Я сказал, что могу отвечать без подготовки. Ответил, получил зачёт и пошёл к двери. Аудитория зашушукалась. На другой день одна из студенток сказала: «Ну, ты вчера всех удивил! Из 14 человек я одна еле «выползла», а ты пришёл, небрежно сдал и ушёл!». Я сослался на хорошую подготовку в техникуме и практику во время службы в армии.

Был и другой случай. Сдаю экзамены по технологии строительных материалов. Перед тем, как взять билет, уговариваюсь с преподавателем: «Если я рассказываю без подготовки, вы ставите мне оценку на балл выше!». Ответил на вопрос о технологии производства строительного гипса и на другие вопросы, даже написал химическую формулу о гидратации гипса, чем привёл в шутливое смущение преподавателя: «Не знаю, какую оценку вам поставить, ведь больше «пятерки» не бывает!»

Учился я хорошо, но институт так и не удалось окончить по состоянию здоровья – перенёс серьёзную операцию и вот уже почти сорок пять лет живу с одной почкой.

Работая в аппарате треста «Братсклесстрой», иногда ездил в Москву, решал серьёзные вопросы в Министерстве, Союзстройбанке и даже в Госплане Союза.

Однажды, чтобы завизировать какое-то письмо за подписью председателя Союзстройбанка Иванова, обратился к заместителю министра лесной промышленности СССР Виталию Яковлевичу Кану. Получил нужную подпись и, чтобы обезопасить себя, прошу: «Виталий Яковлевич, может быть, в такой высокой инстанции не хватит моего «сержантского» звания? Может быть, пошлёте со мной кого из работников Министерства?» Кан посмотрел на меня и сказал: «Иди один. Если начнут кочевряжиться, то ты мне оттуда позвонишь!». Но всё обошлось.

Вот такие они были – уроки жизни...

  • Расскажите об этом своим друзьям!