Уроки жизни |
05 Февраля 2015 г. |
Когда и где человек накапливает жизненный опыт? А постоянно и везде, начиная с домашнего воспитания в детстве, с дошкольных и школьных занятий, когда ребёнок, а потом уже и молодой человек приобретает знания о жизни. Особенно в специальных учебных заведениях, когда от человека требуется освоить выбранную им специальность, чтобы потом умело создавать новые материальные и моральные ценности. Поделюсь своим жизненным опытом. Ещё до школы, куда поступил в семь лет, тогда как все начинали учиться с восьми, я знал весь «Букварь» на память. А хорошо это или плохо? Оказалось – не очень хорошо. На занятиях я был невнимателен, мне неинтересно было слушать учителя, не научился вникать дома в учебники. На уроках математики, когда все ученики считали на палочках, связанных десятками, или на больших счётах, стоящих у доски, я уже складывал двузначные цифры столбиком. Дома уроки, кроме письменных заданий, не учил. Хватало того, что получал в классе. Так и не научился подробно вникать в материал, анализировать прочитанное. Большинство вопросов жизненных решал по наитию. Другое дело было в Рязанском железнодорожном техникуме, на строительном отделении, куда я поступил ещё во время войны, в 1944 году. Тут надо было и общеобразовательные предметы учить в объёме средней школы, и специальные предметы серьёзно изучать. Нагрузка солидная. На первом курсе мы освоили почти все предметы за восьмой и девятый классы. А со второго курса параллельно пошёл учиться в 10-ый класс вечерней школы. В техникуме ежедневно было по 8–12 уроков из-за того, что отстали от программ, почти месяц помогая колхозам в уборке урожая. Сейчас можно с гордостью отметить, что мы получили в техникуме глубокие системные знания, кроме, может быть, экономических и правовых. Тогда нам говорили, что мы будущие командиры производства. Но это было другое время... Все теоретические знания, полученные в техникуме, особенно технические, мне пригодились на производстве. К сожалению, я в первые годы после выпуска из техникума, мало проработал по специальности, ушёл на комсомольскую работу. Но это тоже пригодилось мне, деревенскому парню, для общего политического развития. Там я научился работать с людьми. Потом меня призвали в армию, где отслужил три года и восемь месяцев. Сначала был топографом в минометном полку, потом старшиной-писарем политотдела дивизии, которая когда-то в Сталинграде обороняла Мамаев курган. Пригодилась и общая грамотность, и политическая. Ещё в полку закончил сержантскую, а в политотделе – офицерскую дивизионную партийную школу, где содержательные лекции по марксистско-ленинской философии нам читал работник политотдела майор Михайлов. После демобилизации немного поработал на строительстве объектов торговли в Рязанской области. Потом меня, как коммуниста, направили в Казахстан осваивать целинные земли. Вот где потребовалось много работать над собой! Производственного и организационного опыта работы было мало, хотя всё делал, кажется, как надо. Даже одно время совмещал должности и заказчика от совхоза, и подрядчика от строительного треста. Даже самому кое-что пришлось строить по собственным чертежам. Но большинство объектов была мелочь типа «сборно-щелевых» деревянных домиков. Захотелось приобрести серьёзный опыт на больших стройках. В Рязани строил потом нефтеперерабатывающий завод, трамвайное депо, в Подмосковье на станции Пески вёл реконструкцию известково-алебастрового завода. Работал мастером и прорабом на других объектах. Набрался и опыта руководящей работы. А более солидную работу мне пришлось выполнять на строительстве Братского лесопромышленного комплекса, но уже в роли заказчика. Это был действительно серьёзный объект, грандиозность которого признавал даже начальник «Братскгэсстроя» Иван Иванович Наймушин. И действительно, ЛПК – это тысячи мелких и крупных объектов и конструкций, где и мне пришлось проявить свои знания и способности. В первые же дни работы инженером производственного отдела дирекции, меня, как ни странно, техника по образованию, несмотря на наличие в отделе дипломированных инженеров, перевели на должность исполняющего обязанности начальника отдела. Потом я несколько лет работал заместителем начальника отдела, курировал такие солидные объекты, как ТЭЦ-1 (ныне ТЭЦ-6), ТЭС-2, инженерные коммуникации и другие. Даже был членом пускового штаба при вводе ЛПК в эксплуатацию. Однажды встретил на стройке делегацию из американского посольства. Решил похвастаться сборными железобетонными конструкциями, применяемыми, чтобы ускорить темпы строительства. Американцы сказали, что они не техники, а политики. Я сказал, что нам нужны высокие темпы развития народного хозяйства, чтобы догнать и перегнать США. Слышу: «О, это – уже политика!» Хорошо было работать на ЛПК, но у хорошего есть злейший враг – лучшее. Решил перейти на самостоятельную работу начальником строительно-монтажного управления в тресте «Братсклесстрой» на строительство леспромхозов. Как видите, у меня по работе всё шло нормально в практическом смысле, но хотелось подтянуться и в теории. Поэтому я поступил учиться заочно в Братский общетехнический факультет Иркутского политехнического института. Деканом факультета тогда была Клавдия Георгиевна Попова, жена Наймушина. Мне хорошо запомнилась и преподаватель высшей математики Иза Георгиевна Полынская. Однажды перед экзаменом шутливо помолился: «Господи, господи, царица небесная матушка, спаси меня от всех бед и несчастий, в том числе, и от формулы Тейлора!» Тяну билет – и достаётся № 13, где первым вопросом стояло: «Формула Тейлора»! Ответил на этот вопрос с выводом на целую страницу и на другие вопросы, и получил «четверку». А политические знания мне пригодились на экзамене по марксистской философии. Беру билет с вопросом: «Как надстройка влияет на базис?». Отвечаю: «Активно». Преподаватель спрашивает: «А пример привести можете?» Отвечаю: — Рост политического сознания рабочего класса ускорил ход революции. — А ещё пример? — Волюнтаристские методы в руководстве народным хозяйством со стороны Хрущёва (его тогда только что сняли с должности генерального секретаря компартии) замедлили ход экономического развития страны. — Прекрасный пример, ставлю отличную оценку! На другие вопросы можете не отвечать! Пришёл сдавать зачёты по работе с геодезическими инструментами. Иду к теодолиту, потом к нивелиру. Быстро взял нужные отсчёты. Преподаватель предлагает взять билет и готовиться. Я сказал, что могу отвечать без подготовки. Ответил, получил зачёт и пошёл к двери. Аудитория зашушукалась. На другой день одна из студенток сказала: «Ну, ты вчера всех удивил! Из 14 человек я одна еле «выползла», а ты пришёл, небрежно сдал и ушёл!». Я сослался на хорошую подготовку в техникуме и практику во время службы в армии. Был и другой случай. Сдаю экзамены по технологии строительных материалов. Перед тем, как взять билет, уговариваюсь с преподавателем: «Если я рассказываю без подготовки, вы ставите мне оценку на балл выше!». Ответил на вопрос о технологии производства строительного гипса и на другие вопросы, даже написал химическую формулу о гидратации гипса, чем привёл в шутливое смущение преподавателя: «Не знаю, какую оценку вам поставить, ведь больше «пятерки» не бывает!» Учился я хорошо, но институт так и не удалось окончить по состоянию здоровья – перенёс серьёзную операцию и вот уже почти сорок пять лет живу с одной почкой. Работая в аппарате треста «Братсклесстрой», иногда ездил в Москву, решал серьёзные вопросы в Министерстве, Союзстройбанке и даже в Госплане Союза. Однажды, чтобы завизировать какое-то письмо за подписью председателя Союзстройбанка Иванова, обратился к заместителю министра лесной промышленности СССР Виталию Яковлевичу Кану. Получил нужную подпись и, чтобы обезопасить себя, прошу: «Виталий Яковлевич, может быть, в такой высокой инстанции не хватит моего «сержантского» звания? Может быть, пошлёте со мной кого из работников Министерства?» Кан посмотрел на меня и сказал: «Иди один. Если начнут кочевряжиться, то ты мне оттуда позвонишь!». Но всё обошлось. Вот такие они были – уроки жизни...
Тэги: |
|