НА КАЛЕНДАРЕ

ТУ-134 в водорослях: как самолет однажды сел на воду

Cherny, iksha-town.ru   
24 Июля 2023 г.

17 июля 1972 года на Икшинское водохранилище приводнился ТУ-134. Этот самолет выполнял испытательный полет. Но во время полета в зоне ожидания выключились топливные насосы обоих двигателей. Двигатели остановились. Была совершена в итоге аварийная посадка.

«Весь в каких-то водорослях»: больше полувека назад при авиапроисшествии на воду сел самолет

Тип происшествия: авария
Дата: 17 июля 1972 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Московское область, Акватория Икшинского водохранилища, в районе пристани «Речка Черная».
Тип ВС: Ту-134А
Регистрация ВС: СССР-65607
Авиакомпания: ГосНИИ ГА

Описание аварийной посадки Ту-134 на Икшинское водохранилище

Самолет выполнял испытательный полет. Отрабатывались вопросы функционирования электрооборудования, в основном курсоглиссадной системы, при питании от аварийной шины (имитация отказа всех генераторов в полете).

Во время полета в зоне ожидания выключились топливные насосы обоих двигателей. Двигатели остановились. Сравнительно малая высота и израсходованный заряд аккумуляторов не позволили запустить их в полете. Самолет совершил приводнение на акваторию Икшинского водохранилища.

После аварии самолет был перевезен на Клязьминское водохранилище, где примерно до 2000 г. использовался для тренировки кабинных экипажей ЦУМВС и позже а/к «Аэрофлот» на действия в условиях аварийной посадки на воду.

Сведения о пострадавших

На борту              Погибло
Экипаж                                         5                         0
Пассажиры                                    0                         0
Всего погибших                                                        0

Подробности происшествия

Категория происшествия           авария
Фаза полета                             полет по кругу
Установленные причины АП      отказ техники

Сведения о воздушном судне

Тип ВС                                     Ту-134А
Регистрационный номер (id) ВС СССР-65607
Государство регистрации ВС     СССР
Дата выпуска ВС                      1965
Заводской номер ВС                 6350104

Сведения о рейсе

Категория рейса                       Испытательный
Авиакомпания                          ГосНИИ ГА
Государство регистрации авиакомпании

СССР
Пункт вылета                          Москва (Шереметьево)
Пункт назначения                    Москва (Шереметьево)
Начальный пункт маршрута     Москва (Шереметьево)
Конечный пункт маршрута       Москва (Шереметьево)

Дополнение

Сведения об экипаже КВС       Вячеслав Кузьменко
Второй пилот                          Николай Малинин
Штурман                                Анатолий Карцев
Бортмеханик                          Анатолий Платунов
Бортрадист                            Геннадий Кожанов

Воспоминание очевидца

Тут вспомнилась история не столь давняя, из экстремально жаркого лета 1972 года (температура временами скакала за 35°, горели торфяники, и стоял удушливый смог).

Тогда на Икшинское водохранилище приводнился самолет Ту-134. Он выполнял какой-то технический полет, в районе аэропорта Шереметьево, испытывались какие-то системы, пассажиров не было. Вроде как из-за ошибки борттехника внезапно отключились все топливные насосы, движки встали. Запаса ни по высоте, ни по скорости у него не было, зато по счастью прямо перед ним оказалось водохранилище, куда он благополучно и плюхнулся.

«Весь в каких-то водорослях»: больше полувека назад при авиапроисшествии на воду сел самолет

Все живы-здоровы, самолет даже не затонул, «своим ходом» доплыл до мелководья и вскоре был вытащен на берег как раз на тот пляж, куда заезд от Трудовой.

В этот ли, или на следующий день, у нас в поселке пронесся слух об этом происшествии, захотелось посмотреть. Схватив велик, я помчался!

Самолет был хорошо виден с горы, тут же захотелось добраться до него. Ехать на такой, с позволения сказать, «технике» (девчачья «Ласточка» младшей сестры, мой «Спутник» стоял сломанный) через Трудовую было безумием, поэтому было решено пробираться вдоль берега. Пробираясь какими-то тропками, а то и без, таща велик на себе, кормя своим телом комаров, по 30-ти градусной жаре, я таки добрался. И увидел такую картину. Самолет имел довольно жалкий вид, весь в каких-то водорослях, с вывороченной передней стойкой шасси. Около него копошились техники и лениво прохаживался одинокий милиционер.

Самолет довольно долго стоял (Недели две. Потом, судя по всему, после снятия всего «лишнего» его фюзеляж был отбуксирован в Клязьминское водохранилище, где его (в виде некоего плавсредства) можно было видеть до недавнего времени.

***

И жертв не было, и самолет в дальнейшем пригодился – не все авиационные происшествия заканчиваются так удачно. А вообще когда летные составы учат, всем слушателям преподаватели желают, чтобы обязательно было сколько взлетов, столько и посадок. Конечно, лучше, чтобы все эти непростые процессы проходили только в штатном режиме.

На нашем сайте читайте также:

По инф. Икша

  • Расскажите об этом своим друзьям!