ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-12-01-26-10
Раз в четырехлетие в феврале прибавляется 29-е число, а с високосным годом связано множество примет – как правило, запретных, предостерегающих: нельзя, не рекомендуется, лучше перенести на другой...
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...

Штрихи к портрету Времени

Изменить размер шрифта

Вначале небольшое пояснение. Штрих – это не только тонкая черта на бумаге. Это ещё и характерный момент, часто очень важный, хотя и выглядящий порой незначительным. Одним словом, это некоторая частность, из элементов которой и складывается наша жизнь.

Новое поколение...

Недавно мне довелось выступать в лицее № 3 перед школьниками, большинство из которых родились уже в нынешнем тысячелетии и значит, являются людьми совершенно другого поколения. И я для них, появившийся на свет в середине прошлого века, наверное, должен был представляться неким шерстистым носорогом, вытаявшим из вечной мерзлоты. И, честно говоря, я боялся, смогу ли сказать им что-то новое, сокровенное, чего любой человек ожидает от писателя...

Встреча наша, рассчитанная на час двадцать, продолжалась около двух часов. И по многочисленным вопросам и заинтересованным лицам ребят было понятно, что она удалась и вызвала у школьников неподдельный интерес.

Да и вопросы, звучащие на ней, были теми же самыми, что и мы часто сами себе задавали в их возрасте. Например, в чём смысл жизни?

Над этим вопросом размышляли многие выдающиеся личности. Тот же Фёдор Михайлович Достоевский писал в своих дневниках: «Как много людей задумываются над тем, как жить? И только единицы – над тем, зачем жить?» В чём, собственно говоря, и состоит смысл жизни. Зачем жить? И этот вопрос, на мой взгляд, является главенствующим для любого человека.

Но при ответе на него важно иметь правильное мировоззрение и, как результат, правильное целеполагание которых в нашей повседневной жизни, увы, почти не встретишь. Поскольку люди живут как бы привычной сиюминутностью, совсем не задумываясь о перспективе, пусть даже и не совсем далёкой. Не говоря уже о вечности, которая (хотим мы того или не хотим, и я в этом убеждён) всех нас, рано или поздно, ожидает. В противном случае весь наш такой совершенный, такой бесконечный, такой неповторимый и такой неразгаданный мир просто не имеет смысла.

Однако от высот космических мне хочется перейти к делам земным, повседневным практическим, с которыми каждый из нас сталкивается в повседневной жизни.

  • Расскажите об этом своим друзьям!

... и мелочи будней

Вот лишь один простенький пример.

Каждый раз, прогуливаясь по новой набережной зимой, я с ужасом наблюдаю, как здоровенные трактора К-700 расчищают эту самую набережную, поскольку задача у них одна – убрать снег. Но эти мощные махины не только убирают снег, но и выдавливают своими ковшами плиты под парапетом с верхнего и нижнего яруса набережной. Некоторые плиты просто сваливаются затем в реку. Ломают трактора и металлическое ограждение парапета. И если не упавшие плиты можно потом как-то задвинуть на место, то детали парапета можно только заменить. Наезжают они, по-видимому, и на фонари, которые потом стоят кособоко, часто с разбитыми плафонами. Да и лавки на набережной, все будто пьяные, с подогнутыми почти у всех «ногами». То ли конструкция у них плохая, то ли те же трактора постарались. А плитка помельче, которой выложена набережная, во многих местах продавленная тяжёлой техникой, вместе со снегом просто вываливается в реку, оставляя на новой (так и хочется это слово взять в кавычки) набережной зияющие пространства.

А некие бетонные конструкции, которые строители оставили в реке, по-видимому, со дня строительства набережной, так и лежат на мелководье с торчащими из них ржавыми арматуринами. И никому даже в голову не приходит их убрать. Хотя бы потому, что зрелище сие неэстетичное. А человек, выросший среди неэстетичной, некрасивой обстановки (в тех же безликих микрорайонах, скажем), с огромным трудом может стать впоследствии поистине культурным человеком. Среда очень многое значит для нас: живём ли мы в домике на поляне или у выгребной ямы. Ощутите, как говорится в рекламе, разницу.

Тот же самый непорядок наблюдается и возле некоторых пешеходных переходов в районе сквера Кирова.

Для чего-то в нынешнем году понадобилось перед ними положить большего размера ребристую жёлтую плитку. Причём в каком-то, не поддающемся обычной логике, порядке. Для чего старая плитка была в некоторых местах убрана. Новая же плитка вскоре очень быстро выкрошилась (качество её, судя по всему, было неважнецким), а возле неё образовались пустоты из-за вынутой старой, более прочной плитки.

А ведь на всё это были потрачены деньги и силы. И, надо полагать, немалые.

И что тут, в связи с этими простыми примерами можно сказать? А то, что сразу несколько задач были поставлены неверно, не было в них правильного вектора.

Ведь задача по постройке новой набережной в 2011 году была какая? Построить её к юбилею города. Причём быстро. А быстро и хорошо, как правило, есть вещи несовместные.

Задача вторая. На этой, так и не ставшей по-настоящему новой набережной, нужно каждую зиму чистить снег. Причём опять же быстро. Значит, чем больше машина, тем больше её производительность. Это ведь тебе не дворник с лопатой или метлой. И снова неправильно. А почему – смотри написанное выше.

То же самое можно сказать и о дорогах, улицах, тротуарах нашего города.

Вы попробуйте после таяния снега, особенно быстрого, как нынешней весной, в начале апреля пройти, не утонув в огромных лужах, даже по близким от центра улицам. Той же Некрасова, Марата, Пролетарской и так далее. Свидетельствую как постоянный очевидец: задача сия не из лёгких. Причём иногда создаётся такое впечатление, что надо всеми этими улицами только что пролетела вражеская авиация, очень удачно отбомбившаяся. Ибо какие-то они, эти так называемые улицы, перекошенные, перекорёженные. И это ведь всё центральные улицы! А что уж говорить об окраинах! И будто бы нет на них и никогда не было никакой ливневой канализации...

А машины, зачастую в несколько рядов стоящие повсюду в центре города на тротуарах? Да так плотно, что и пройти порой непросто. Это разве не проблема для горожан? Для кого, собственно говоря, город – для людей или машин? Тем более что постоянная эвакуация машин с тротуаров, как показывает практика, задачи не решает.

Значит, нет правильного направления по развитию города, чтобы стал он чище, лучше, удобней для жизни горожан.

А в результате получается лишь ежегодное латание дыр. Из нашего с вами, кстати, кармана. Поскольку любое хозяйство живёт на наши с вами налоги...

Но от тем негативных перейдём к позитивным.

Пример для подражания

Я уже более тридцати лет дружу с Леонидом Михайловичем Юдиным – энергетиком, бывшим директором ТЭЦ-2. Ему уже за восемьдесят, но он всегда подтянут, подвижен, энергичен, элегантен, бодр.

В моём возрасте, а мне 67, он ещё вовсю играл за сборную своего предприятия на областных соревнованиях по волейболу. И команда их не просто играла, а частенько выигрывала эти соревнования.

И сейчас он дружит со спортом: регулярно играет в настольный теннис, бильярд, обязательно делает зарядку. А какие овощи он выращивает у себя на даче!

Долгое время, он, человек весьма начитанный, был адмиралом нашей банной партии – «самой чистой партии в мире», когда предоставлял нашей разношёрстной компании возможность париться в шикарной бане ТЭЦ-2 по понедельникам. (Остальные, более удобные, дни отдавались работникам ТЭЦ.) Контингент нашей партии был неоднородным: тут тебе и лётчик гражданской авиации, и офицер ФСБ, и писатели с поэтами: Василий Козлов, Владимир Скиф, Геннадий Гайда, ваш покорный слуга. Ну и, конечно, сам «адмирал», поскольку баня – это дело водное. И продолжалось это банное счастье лет пятнадцать, пока ТЭЦ не стали реконструировать. Оттого и понедельник для нас, членов банной партии, был днём не тяжёлым, а весёлым и лёгким, ибо каждый из нас уже с утра знал, что вечером он встретится со своими друзьями на жарком полке, а потом – за чашкой душистого чая. (Алкогольные напитки, как и разговоры о политике, были уставом партии категорически запрещены. Вот теннис перед парной или чаи с различными травами после оной с вениками из пихты, берёзы или дуба – это всегда пожалуйста. А всё остальное – ни-ни.)

И ещё одним ценным качеством обладает мой старинный друг Леонид Юдин: он надёжен, как автомат Калашникова. Если уж он дал слово, то держит его. В отличие от тех же чиновников и депутатов разного ранга, которые только в период выборной кампании и вспоминают об окружающих их людях. То есть электорате, как они сами нас обзывают.

Такими же, как и он сам, Леонид Михайлович вырастил и своих сыновей, которых из-за ранней смерти жены он поднимал со школьной скамьи один. Оба сына нашли своё дело в жизни и ведут его весьма успешно, регулярно занимаясь при этом благотворительностью.

А ещё Леонид Михайлович прекрасный дед и прадед...

И лично для меня – это пример для подражания.

Пушкин, Лермонтов, Чевелёв...

Конечно же, иркутского художника Валерия Васильевича Чевелёва, которому нынче исполняется 70 лет, я знал и раньше. Видел его на многих выставках и вернисажах. Но знакомы мы не были. А тут прикатил из Нижнего Новгорода мой давний приятель, фотохудожник и журналист Валерий Карасёв и пригласил меня в его мастерскую на ул. Фридриха Энгельса, где располагаются мастерские у многих иркутских живописцев.

Сидим, значит, мы беседуем. Попиваем, как водится, водочку, хрустим солёными огурчиками, заедаем рюмашки колбаской местного производства с чёрным хлебом и радуемся общению. А я нет-нет да поворачиваю голову в сторону от своих собеседников на стоящие кругом картины. И вижу таких любимых, таких узнаваемых Пушкина и Лермонтова.

Александр Сергеевич, лежащий в копне сена, с брошенным на него цилиндром, судя по всему, счастлив и безмятежен. Возможно, это его Болдинская осень, и ему так славно пишется, так славно гуляется (его лошадь стоит неподалёку). Ему предстоит женитьба на очаровательной Наталье Николаевне...

А Лермонтов напряжён. Его левая рука до побледневших костяшек вцепилась в подлокотник кресла. Он слушает своего собеседника, курящего чубук. И он так внимателен. И, может быть, это и есть тот самый момент, о котором он потом напишет: «Скажи-ка, дядя...»

Прекрасные картины. Прекрасный художник, живущий с нами рядом. Прекрасный день...

На этой восторженной ноте я и хочу закончить свои штрихи, сказав ещё, что для меня смысл жизни состоит и в том, чтобы попытаться сделать как можно больше добра, ибо сделанное бескорыстно добро всегда возвращается к тебе.

И если эта задача удаётся многим людям, то и мир, несомненно, становится значительно лучше...

  • Расскажите об этом своим друзьям!