НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Рифмы и рифы истории

25 Ноября 2015 г.

migrant 1

Все чаще вспоминаю финал одного из фильмов с Нино Манфреди середины семидесятых годов прошлого века - его герой решил вернуться в Италию после нескольких лет жизни в качестве нелегального мигранта в Швейцарии. Пишет "Российская Газета".

Он входил в вагон поезда, где сидели его соотечественники, попивая вино, вычесывая насекомых из одежды, выпуская струи дыма дешевых сигарет, нарезая чесночную колбасу и кольца лука, - мучительная симфония запахов словно врывалась в зрительный зал, настолько выразительно герой Манфреди реагировал на все происходящее вокруг него. И принимал неизбежное решение - не доезжая до итальянско-швейцарской границы спрыгивал с поезда и возвращался в чуждый мир германоязычной культуры, который оказывался ближе того, в котором он родился и вырос. И никакие унижения жизни среди белокурых валькирий не могли сравниться с убогой и вульгарной нищетой его земляков.

Нино Манфреди, последний герой блестящей эпохи итальянского кино 40 - 70-х годов ХХ столетия, был беспощадно раскритикован у себя на родине. Но никто не смог отказать ему в прозорливости: культурная, цивилизационная стена, воздвигнутая не только национальными, но и в не меньшей мере социальными обстоятельствами, была никак не ниже той, которую сегодня готовятся преодолеть беженцы, ворвавшиеся в Европу с Ближнего Востока и Северной Африки.

Сразу после того, как российская авиация стала наносить удары по базам запрещенной в нашей стране организации террористов "Исламское государство", мне приходилось слышать от западных коллег суждения о том, что именно действия России спровоцировали мощный поток беженцев в Европу, и прежде всего в Германию. Но это очевидное лукавство. Война в Сирии идет около четырех лет, трагические события в Ливии и Ираке насчитывают и того больше. При этом социально-политическая и экономическая миграция внутри Европы длится в течение веков. Только после Второй мировой она затронула десятки миллионов людей, в том числе 12 млн немцев. В докладе Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, опубликованном осенью 2013 года, указано, что число мигрантов в мире 232 млн человек, или 3,2% населения планеты (в 1990 году - 2,9%).

В Европе и в Азии в это время жило приблизительно равное число мигрантов - 72 и 71 млн соответственно. Среди стран, принявших наибольшее число беженцев, лидируют США (более 46 млн) и Россия (более 11 млн). Причин, по которым люди уезжают со своей родины, не менее десяти - первые серьезные исследования принадлежат британскому ученому Э. Г. Равенштейну, изучавшему проблемы миграции в конце ХIХ столетия.

Показательный пример: с 1492 по 1776 годы в Северную Америку эмигрировало порядка миллиона европейцев и было завезено пять с половиной миллионов африканцев, получивших равные права с белыми лишь в середине 60-х годов ХХ века. Сравните эти цифры с нынешними, и вы убедитесь, что страхи о поглощении европейской цивилизации пришельцами, в основном исповедующими ислам, сильно преувеличены. Какой бы либеральной ни казалась социальная система в странах, составляющих ядро Евросоюза, она готова справиться с такими вызовами. Вопрос - как и какими средствами.

Важно понимать, что Европа за последнее столетие не в первый раз встречается с проблемами, которые создают столкновения различных культур. Эта тема стояла в повестке дня еще до Первой мировой войны. Посмотрите документы британской Королевской комиссии по эмиграции, созданной в 1903 году, чтобы убедиться в моей правоте. В 1905 году в Великобритании принят закон об иностранцах. И хотя его появление в первую очередь должно было ограничить еврейскую миграцию из континентальной Европы, он касался всех небританцев, пытавшихся обосноваться здесь. Артур Бальфур, премьер-министр Его Величества, был уверен, что без этого закона британская нация неминуемо изменится к худшему.

При этом, как справедливо заметил американский литератор Кенана Малика, цивилизационные столкновения имеют не только национальную, но и социальную природу. Даже при поверхностном знакомстве с русской или английской прозой ХIХ века можно увидеть, какая пропасть отделяет господ от рабов, обитателей лондонских или московских трущоб от аристократии или просвещенных буржуа. Великий Октябрьский переворот в России, как и революции в других странах, вынес на подмостки истории миллионы людей, которые смели предшествующую культуру, образ жизни, понятия добра и зла. Фашизм и нацизм деформировали культуру и цивилизацию сильнее, чем этнические общины из Турции или Марокко, поселившиеся в европейских столицах.

Новизна проблем, с которыми сегодня столкнулась Европа, сильно преувеличена - просто для их решения нужно время, деньги и перенастройка социальных инструментов. Нужно терпение и взвешенность в выборе средств. Антитеррористические операции, замораживание конституционных свобод и прав граждан неизбежные, но временные меры, помогающие преодолеть криминальные последствия ошибочной социальной (и национальной) политики, но не устраняющие первопричины.

В начале нынешнего десятилетия лидеры Великобритании, ФРГ и Франции были вынуждены признаться в кризисе мультикультурализма. Но вскоре взяли свои слова обратно. Хотя, к примеру, в замечании Николя Саркози о том, что "речь должна идти о французском исламе, а не об исламе во Франции", не было ничего предосудительного. И сегодня ясно, что нужен разумный баланс между социальной и национальной адаптацией мигрантов в новой реальности и возможностью сохранения национальной идентичности. Именно в социальных и этнических гетто созревают разрушительные гроздья гнева.

  • Расскажите об этом своим друзьям!