НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Режиссер Виталий Мельников о сценарии "Кино для вождя" и будущем Ленкома

24 Ноября 2014 г.

alt

В Петербурге вышел сборник "Виталий Мельников. Сценарии". В нем известный петербургский кинорежиссер открывается читателям и как литератор. Виталий Мельников - классик нашего кино. В телевизионной сетке его фильмы появляются почти еженедельно: "Начальник Чукотки", "Старший сын", "Выйти замуж за капитана", "Семь невест ефрейтора Збруева", "Женитьба", "Бедный, бедный Павел"... Режиссер рассказал "Российской Газете" о новой работе, а также поделился своим мнением относительно будущего легендарной киностудии "Ленфильм", на которой ровно 50 лет назад снял свою первую игровую картину.

Виталий Вячеславович, о чем ваш новый сценарий "Кино для вождя"?

Виталий Мельников: О времени, пожалуй. И еще о том, что оно творит с нами. Первоначально сценарий назывался: "Те времена". Название мне и сейчас нравится. Если состоится фильм - уточнится и название.

Время действия - 1950-е годы, когда мы, советские люди, дисциплинированно "боролись за мир", искореняли "космополитизм" и славили "отца народов" товарища Сталина. Вождь был уже стар и очень полюбил кино. Он лично редактировал фильмы, награждал и "поправлял" суровою рукою растерянных и запуганных кинематографистов. От каждого его руководящего словечка зависели судьбы фильмов и людей. Один такой доподлинный случай стал первоосновой для сценария.

Это трагикомедия?

Виталий Мельников: Называйте эту историю как угодно, но все происходившее - чистая правда. Я был свидетелем событий и даже соучастником. В 1950 году меня, студента ВГИКа, направили ассистентом-практикантом в съемочную группу знаменитого режиссера Владимира Адольфовича Шнейдерова. Он был и кинооператором, снимал фильмы научно-популярные и художественные ("Джульбарс"), был ведущим "Клуба кинопутешествий", ставшего популярной в стране телепередачей.

А как назывался фильм Шнейдерова?

Виталий Мельников: Назывался он пышно: "Каспийские джунгли", но это была простенькая видовая короткометражка с рассветами, закатами и заповедными зверюшками. Шнейдеров был сослан на Волгу за "низкопоклонство перед Западом". Возможно, ему и нашей группе удалось бы спокойно отсидеться в этих джунглях, но волею случая по оплошности нерадивой реквизиторши и в силу повышенного внимания вождя к киноискусству дело вдруг приняло всесоюзно скандальный оборот. Оно было поспешно замято, конечно, и сейчас, много лет спустя, выглядит всего лишь версией или даже анекдотом.

А роль Сталина какова?

Виталий Мельников: Важная роль, разумеется, и хотелось бы тут избежать шаблонов и предубеждений. Сталин - это сложная, трагическая фигура, по-моему. К старости, в плотном окружении жаждущих власти "соратников", он и сам стал жертвой им же порожденной иезуитски жестокой системы.

Кто, по-вашему, может сегодня сыграть Сталина? Вы думали об этом, когда писали сценарий?

Виталий Мельников: Я больше думал и думаю о том, кто бы мог этот сценарий поставить. За 60 лет работы в кино я снял 22 игровых и 15 документальных фильмов. Не пора ли остановиться?

Это первый сценарий, который вы отдадите в чужие руки?

Виталий Мельников: Да. Большинство фильмов я снимал по своим сценариям.

И кому же доверитесь? Мэтру или перспективному и молодому?

Виталий Мельников: Единомышленнику, если таковой обнаружится.

Как вы относитесь к ремейкам советских фильмов? Были предложения что-то снять или продать права?

Виталий Мельников: Были, но я уклоняюсь. Каждому овощу свое время. Эти попытки "перелицевать" старенькое, чтобы было почти как новенькое и даже современненькое, мне не по душе. Решительно! Ремейк - это изящно оформленный и узаконенный плагиат.

В этом году у вас своеобразный юбилей: 50 лет назад вы сняли свою первую игровую картину на "Ленфильме".

Виталий Мельников: Верно. В 1964 году на "Ленфильме" после длительных колебаний и сомнений мне доверили постановку игровой картины. Это была короткометражка по рассказу детского писателя Николая Носова "Бобик в гостях у Барбоса" (и его же сценарию) - "Барбос в гостях у Бобика". В главных ролях снимались собаки, и большой худсовет киностудии во главе с самим Григорием Козинцевым важно обсуждал кандидатуры собак-исполнительниц. Все было как настоящее. В графике текущих студийных планов значилось: "Фильм "Гамлет", реж. Козинцев - строительство декорации "Замок Эльсинор". "Фильм "Барбос в гостях у Бобика", реж. Мельников - строительство декорации "Конура Барбоса". Ленфильмовские снобы при встречах вежливо мне кланялись и нехорошо улыбались. На заключительном худсовете после просмотра моего опуса Козинцев задумчиво сказал: "Ну что же... Мне кажется, здесь есть не только дрессура, но и режиссура". Так я стал ленфильмовцем.

Верите в возрождение "Ленфильма"? Многие сомневаются.

Виталий Мельников: Прежде чем ставить диагноз, следует разобраться. Что мы имеем в виду? Техническую базу или некий творческий коллектив единомышленников, которые хранят и поддерживают определенные традиции, творческие принципы. Если речь идет о кинофабрике, то можно сказать с уверенностью: "Ленфильм", конечно же, можно модернизировать и в этом смысле "возродить". А вот как возродить "студийность"? Это вопрос сложный. В это можно только верить. Никакие указания сверху и никакие денежные взбадривания тут не помогут. Не знаю, как другие ленфильмовцы, но лично я верю.

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!