Опасный хмель: пиво – болезнь, а не молодежная субкультура |
Евгений ДЕРКАЧ |
10 Августа 2022 г. |
Поколения, родившееся в 50–60-е годы, хорошо помнят время, когда за «разливным» стояли очереди с бидончиками, стеклянными банками, позже с целлофановыми пакетами. Гурманы старались запастись бутылочным – «Жигулевским», «Рижским», а чуть позже и монгольским «Боргио» и «Тангулак». Чтобы попить пивка, специально ходили в бани, редкие пивбары. Относительный дефицит этого народного напитка отчасти формировал и культуру его пития. И практически никто тогда, даже спортсмены, не задумывались, что пиво может быть опасным для здоровья. На стадионе «Труд» Иркутска долгие годы даже висела реклама пива. А знаменитая песня: «Губит людей не пиво, губит людей вода…» как бы уводила в сторону от этой проблемы. Когда в современной России пива стало запредельно много, оно превратилось в знаковый объект молодежной субкультуры. В каждом «культурном» заведении, в любом дворе, на стадионах, в транспорте и на пляжах молодежь потягивала это «благо современной цивилизации», закусывая «курятиной», то есть дымом от сигареты. И их родителям трудно было привыкнуть к такому зрелищу: ладно, парни, это еще куда ни шло, но девушки! Да и теперь еще людей с бутылками или банками пива можно видеть чаще, чем бегунов на набережной Ангары или на стадионе. Каждый, кто сталкивался со скинхедами или видел квасных патриотов и буйных хоккейных или футбольных фанатов, знает, что эта публика отупляет сознание и возбуждает агрессию именно пивными возлияниями. Невольно задаешься вопросом: почему в Древней Греции – родине Олимпийских игр – пиво не пили? И в Англии джентльмены пиво не пьют – это напиток у них считается для простонародья. Да и на Руси право варить пиво, и то в течение трех дней получали только особо работящие крестьяне перед главными праздниками. И потом: в современной России, в отличие от тех же Германии, Австрии и США пиво пьют стоя, на скорую руку, а не сидя подолгу за разговорами, как уважающие себя люди. Как могло пиво превратиться в знаковый объект субкультуры, кому это было выгодно, кто создавал и продвигал пивную рекламу? Новые власти новой России твердо знали, чего хотели. Надо было изменить смысл жизни молодого человека, сделать из него потребителя, а не созидателя, а пиво – неотделимым элементом его стиля жизни, синонимом успеха, веселья, независимости, ощущением взрослости. ТВ-каналы соревновались в рекламе пива, наделяя его «особыми» свойствами. Мол, пиво – это сказка для взрослых. С ним забываешь о времени, многих неудобствах в современной жизни. Одурманенная молодежь и не задумывалась. Но вот почему, например, те же немцы практически не рекламируют свое пиво? Да потому, что в рекламе нуждается только плохой товар, хороший и так все знают. В России же как всегда – цель оправдывает средства. Вот и растут продажи – бизнес же должен приносить прибыль! Недавно в нашем околотке, в 16-этажном доме улицы Гоголя открылся очередной, уже пятый по счету, магазин пива на розлив. Подобную картину можно наблюдать в каждом районе областного центра. Летняя жара заставляет человека постоянно утолять жажду. Понятно, что более всего для этого подходят прохладительные напитки, минеральная вода, квас. Но многие предпочитают пиво. И немудрено! Полуторалитровая бутылка хлебного кваса стоит 80-90 рублей, а пива – 135-150 рублей. Дорого стоит минеральная вода. Разве можно было себе представить в советское время, что пиво будет дороже хлебного кваса всего в полтора раза?! Что предпочтет купить человек? Тем более, что пиво, мол, не водка и, как внушает реклама, «изготовлено из растительного сырья, содержит уйму полезных веществ, включая дефицитные микроэлементы». Но нельзя забывать, что в пол-литре пива содержится до 20 граммов чистого алкоголя, то есть 50 граммов водки. И останавливаются ли молодые люди на одной бутылке? Минимум две-три, легко привыкают к этой дозе, чувствуя «бодрость» и хорошее настроение. А эта привычка приводит уже к раннему алкоголизму и многим болезням – почек, сердечно-судистой системы, ожирению, отрицательно влияет на половую активность. А сколько было сломано копий за последние лет 20 во время споров «за» и «против» рекламы пива, за его вред и пользу для здоровья человека! Как мужественно и долго «держало оборону» алкогольное лобби! И немудрено. Ведь 90 % предприятий, производящих пиво в России, принадлежат зарубежным компаниям. И «наши друзья» старались вовсю использовать предрасположенность россиян к алкогольной зависимости. Более того, эти компании были генеральными спонсорами чемпионата России по футболу, Федерации хоккея России, большинства спортивных трансляций! Превратилась ли сегодня бутылка пива из атрибута авангардной субкультуры в обыкновенный алкоголь, со всеми вытекающими последствиями? И да, и нет, поскольку трудно совершить такой переворот в привычках уже не одного поколения россиян. Сделать это за короткое время практически невозможно. Тем более, что боремся мы не с причинами этих несчастий, а с их проявлением. Можно же во время рейда правоохранительных органов отнять у молодых бутылку пива и одновременно крышевать рост пивных магазинов в своем районе. Да и что дать молодым взамен? Бесплатное высшее образование и спортивные секции? Интересную денежную работу и содержательную жизнь? Ведь обещанных правительством 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест не предвидится еще долгие годы. Вот и приходится юношам служить по контракту или становиться охранниками. И лишь немногие «везунчики» – сынки бизнесменов да чиновников – находят применение своим силам и знаниям в отечественных гос- и бизнес-структурах или в вожделенной загранице. А меж тем ситуация с пивом и другими крепкими напитками давно вышла из-под контроля общества. И порог инстинкта самосохранения в этом обществе довольно низок. Ведь мы сначала подсадили на алкогольную зависимость не одно поколение молодых, воспитав в нем убежденность, что без бутылки пива немыслим современный образ жизни, а лишь потом осознали, что вплотную приблизились к пропасти самоуничтожения народа. Сегодня на экранах телевизоров идет реклама только безалкогольного пива. Но что за этим стоит? Да та же реклама тех же его сортов и видов, но уже с алкоголем! Вот и показывает статистика, что производство пива и напитков на его основе продолжает у нас расти. В минувшем году выпуск пивных напитков вырос на 15 процентов, а традиционного пива – на 1,4 процента. Доля пивных напитков продолжит расти и в этом году, так как из-за резкого удорожания солода производители снижают использование этого сырья, что будет выводить их напитки из категории традиционного пива. Вот и возникает у любого здравомыслящего человека вопрос: а кому выгодно держать молодежь на пивной «игле»? И почему наши власти, в условиях жесточайших санкций с той стороны, по-прежнему допускают на российский рынок иностранных производителей пива? И не пора ли вовсе отменить рекламу этого хмельного напитка? Для молодых людей не должно быть даже намека на то, что глоток этого зелья способен утолить физиологическую жажду или жажду успеха в личной, общественной, спортивной жизни. И ни слова не должно быть о том, что этот алкогольный напиток полезен для здоровья. Если мы на пачке сигарет пишем, что «курение вредит здоровью», то почему о таком же вреде от пива молчим? А может, этого не происходит потому, что кому-то (не исключаю, что и в правительстве страны, и в Госдуме) очень выгодно, чтобы подобные инициативы даже не возникали в нашем обществе? Читайте также в связи с поднятой темой:
|
|