ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
2024-05-02-02-55-14
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры...
2024-05-02-04-58-12
Эту историю поведал Эдуард Копица, мой знакомый, живший в северном Усть-Илимске. Водитель грузовиков и автобусов, простой и светлый человек, он очень любил природу и многое знал о ней. Увы, ушедший туда, откуда не...

Моя педагогическая дорога

09 Июня 2016 г.

 

Она началась 1 сентября 1955 года в Киренской средней школе № 2. С первого дня установились добрые товарищеские отношения с каждым моим учеником. Поэтому многие мои ученики стали учителями.
В 1958 году я, как секретарь учительской комсомольской организации, предложил через Комитет ВЛКСМ школы ученикам самим поучаствовать в своей воспитательной работе. Как изменились дети! Исчезли нарушения, повысилась успеваемость – мы стали победителями городских соревнований. Это результат воспитания в делах.

Мою систему заметили, и с 1 сентября 1959 года я – директор Киренской средней школы № 1. Услышали о моей системе и в центре. Прилетел директор ИУУ Антипин А. Н., уважаемый в педагогических кругах. «Никогда не видел таких азартных детей. Систему сам придумал?» Я ответил, что в делах воспитания всегда советовался с Макаренко. Видимо, с подачи Антипина я стал заведующим Иркутским РОНО.

По совету врачей, спасая жизнь сына, пришлось переехать в Ленинградскую область и стать директором Кировской средней школы № 1. В это время в стране статус учителя определялся толщиной плана. Любили верха проверять планы – легко, и интеллекта особого не надо. Когда я сообщил учителям о том, что планы будут составлять и выполнять дети, мне предсказали «преждевременную кончину».

«Хоронить» меня приехал сам замзав ОБЛОНО Кудрявцев В. В. Прошёлся по школе, пообщался с ребятами, зашёл ко мне. «Никогда не видел таких живых, энергичных ребят. Систему сам придумал?» В результате этой проверки в новом Уставе школы появилась добавка: «ввести в школах самоуправление». Потом было для меня РОНО, затем – средняя школа в г. Отрадное Кировского района.

А в конце учебного года я получил непредвиденный, неожиданный ультиматум детей: «Мы не хотим расставаться на лето. Дайте нам дело». А я им: «Море тёплое, загорай, купайся, заслужил! У бабушки речка, рыбалка, грибы, ягоды». Нет. «Дайте нам дело!»

Поехал я в колхоз. Он нам построил пищеблок, спальню. Таким образом, мои дети «родили» КМЛ (комсомольско-молодёжный лагерь), который пошёл гулять по стране. Потом восемь лет работы в Ленинграде, затем – Отрадненская 8-я школа.

Каким образом дети среднего возраста справляются с самоуправлением? В конце учебного года воспитательную работу проверила инспектор РОНО Фераго. Пришла в 4 «Г» и спросила каждого из 40 учеников: «Ты кто?» И десятилетние дети с жаром объяснили, кто есть кто, что они делают сейчас, и что будут делать в будущем с глубоким знанием дела. Сегодня им по 40 лет, но никто из них не забыл счастливого детства. Как они, победители соревнований, маршировали по Дворцовой площади! Шесть лет не имея преподавателя физкультуры, они – победители спортивных соревнований по итогам года. Первое место в области по работе КМЛ и первое место по военно-патриотическому воспитанию. В день 40-летия Победы в Великой Отечественной войне 140 бывших участников прорыва блокады Ленинграда выразили огромную благодарность за прекрасный праздник, организованный им нашими школьниками.

Моё пожелание директору школы, желающему действительно воспитывать данных ему детей: дети очень любят коллектив, но только тот, в котором нет обид, где все друзья. Одна из шести школьных дорог должна быть для правоохранителей. С первого класса эта ответственная группа еженедельно подводит итоги общения. «В коллективе не должно быть человека, выпученного в виде прыща или размельчённого в пыль». Не будет прыщей, не будем выпускать преступников.

P.S. Оглядываясь на минувшие годы, можно с удовлетворением отметить, что всё, что было задумано, сделано, что уходящие годы были для меня и моих детей интересными, насыщенными событиями и добрыми делами.

  • Расскажите об этом своим друзьям!