НА КАЛЕНДАРЕ

Как борьба за хлеб определила будущее великих империй

По инф. polit.ru   
10 Мая 2023 г.

«Хлеба и зрелищ» — принцип существования всех империй в истории человечества. Историк Скотт Нельсон в книге «Океаны зерна: Как пшеница изменила мир» объясняет, почему именно контроль над зерном определил расцвет и закат великих империй, почему борьба за хлеб стала причиной разрушительных войн и революций. Ниже предлагаем прочитать небольшой фрагмент.

Как борьба за хлеб определила будущее великих империй

«Россия — позор Европы»

Экспансия Российской империи в Сибири, Центральной Азии и Маньчжурии казалась другим нерациональной реакцией на изменения в сфере торговли зерном. В марте 1898 г. российское правительство убедило Цинскую империю сдать в аренду Далянь (тогда он назывался Порт-Артур), а также территорию для строительства железнодорожного коридора через Ляодунский полуостров. Эта южная ветвь Китайской восточной железной дороги дала Российской империи то, о чем она давно мечтала — глубоководный порт в сердце Желтого моря. Со временем китайское правительство полностью уступило России военный и гражданский контроль над регионом. Русско-китайский банк, спонсировавший строительство железной дороги, взял под полный контроль таможню на входе и выходе из Порт-Артура. Китайская восточная железная дорога разместила свою штаб-квартиру в Харбине. Всего за несколько месяцев Харбин превратился в стремительно растущий город, поскольку русские промышленники обнаружили там нетронутые залежи древесины и угля.

Российское военное ведомство подкрепило свои претензии на финансовый контроль. Витте признался, что прибегал к уловкам при создании железнодорожной охраны, состоящей из отставных солдат и других временно уволенных с военной службы. В 1898 г. эти замаскированные русские войска изгнали китайцев и маньчжуров из окрестностей растущего города Далянь. Присутствие российских войск на территории, которая формально все еще оставалась китайской, способствовало активизации ксенофобского общественного движения, приверженцев которого европейцы называли боксерами. Быстро организовавшись, это самопровозглашенное гражданское ополчение, обвешанное амулетами для защиты от пуль и считавшее, что в них временно вселились души героев популярной китайской литературы, захватывало и сжигало железнодорожные терминалы, разрушая пути и, наконец, схватило и обезглавило железнодорожного инженера. В ответ казачьи полки устроили погром против китайцев. Вооружившись винтовками и дубинками, они сгоняли китайских жителей — в основном семьи рабочих, строивших железную дорогу, в реку Амур, приказывая им «плыть обратно в Китай».

В июле 1903 г., когда железная дорога Витте достигла китайского Порт-Артура в Маньчжурии, японские социалисты и либералы пришли в ярость. Ранее японцы уже захватывали Порт-Артур и весь Ляодунский полуостров в конце первой Японо-китайской войны, но уступили их обратно Китаю, когда Франция, Германия и Россия совместными усилиями вынудили их отказаться от притязаний на эти территории. В ответ на тройную интервенцию, заблокировавшую ее империю, Япония начала активно брать кредиты. Она создала внушительный флот из самых современных боевых кораблей, построенных компанией Vickers & Co. в Великобритании. При помощи своего мощного флота и армии Япония планировала защищаться от русских.
«Россия — позор Европы», — таким лозунгом пестрели передовицы крупнейшей японской газеты в феврале 1904 г. «Мы должны победить эту страну во имя цивилизации, во имя мира и во имя человечества».

В том же месяце Япония разорвала дипломатические отношения с Российской империей и без объявления войны атаковала российские корабли, стоявшие на рейде в Порт-Артуре. Флот был быстро уничтожен. Сухопутные конфликты поначалу казались благоприятными для Российской империи, однако с апреля по декабрь 1904 г. попытки России призвать резервные войска привели к 123 отдельным столкновениям, в основном в знак протеста против этой далекой иностранной войны. Осада Порт-Артура японцами длилась с августа 1904 по март 1905 г. В мае 1905 г. русский атлантический флот наконец прибыл в Порт-Артур и всего за три дня был разгромлен японским флотом.

Российский министр в Токио, барон Роман Романович Розен, отметил (увидев, как всё обернулось), что если Россия в конце концов будет вынуждена сдать порт, то миллиарды франков, потраченные на строительство Транссибирской магистрали, никогда не удастся возместить. Российская империя уже понесла невообразимые «потери жизней и средств», и теперь ей предстояло объявить дефолт по долгосрочному долгу из-за дороги в никуда. По сути, страна оказалась банкротом. Это бесполезное, баснословно дорогое расширение железной дороги и последовавшая за ним капитуляция, по мнению Розена, подписали Российской империи смертный приговор.

  • Книгу Скотта Рейнольдса Нельсона «Океаны зерна: как пшеница изменила мир» представляет издательство «Директ-медиа».
  • «Хлеба и зрелищ» — это выражение описывает не только устремления римского народа, но и принцип существования всех империй в истории человечества. Историк Скотт Нельсон в книге «Океаны зерна: Как пшеница изменила мир» объясняет, почему именно контроль над зерном определил расцвет и закат великих империй, почему борьба за хлеб стала причиной разрушительных войн и революций. Древние империи возникли как охранители земледельцев и путей торговли зерном, они контролировали логистику и собирали налоги. Империи обладали монополией на пищу: их существование зависело от возможности накормить своих солдат и граждан и от налогов на продажу зерна.
  • Скотт Нельсон объясняет роль зерна в истории России: цари стремились получить контроль над Константинополем, чтобы монополизировать торговлю зерном в Черном море. XIX век был веком противостояния между Россией и США в борьбе за право накормить Европу и разбогатеть. Первая мировая война стала войной за хлеб — нарушения в поставках хлеба вызвали голод, а затем недовольство и революцию.

На нашем сайте читайте также:

Polit.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!