НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Что мы знаем о Распутине? "Всё началось с неправды..."

30 Октября 2014 г.

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/30-10-rasputin как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

alt

"Исторические" ленты выпускаются на наши телеканалы с регулярностью поездов метро. Причем из проекта в проект дружно кочуют одни и те же актеры. В принципе, это не новость, но при таких темпах и на ограниченном временном поле сериальных сюжетов все это выглядит забавно. "Российская Газета" поговорила с одним из сценаристов киноленты о Распутине Ильей Тилькиным (первоначальный вариант сценария был написан Эдуардом Володарским).

{gallery}TXTS/2014/30-10-rasputin{/gallery}

Например, сыграла Ингеборга Дапкунайте императрицу Александру Федоровну в мини-сериале "Григорий Р.", который показывали на Первом канале с 27 октября. Вскоре та же Дапкунайте предстанет перед кино-, а потом, возможно, и телезрителями в фильме Алексея Учителя, посвященном балерине Матильде Кшесинской, в роли императрицы Марии Федоровны, матери Николая II. Владимир Машков, который сыграл Николая II в фильме "Распутин" 2011 года (режиссер Жозе Дайан, в роли "старца" - Жерар Депардье), теперь играет самого Распутина. И восьмисерийный фильм с его участием обсуждает вся страна. В российско-французском фильме рассказывается о последних годах жизни Распутина. В мини-сериале с Машковым подход к теме совсем иной.

- Наша история распадается две параллельных линии - Распутина и следователя Свиттена, которому Керенский поручает разобраться в убийстве старца и параллельно найти доказательства всех его "грехов". Но за время расследования этого уголовного преступления Свиттен от ярой ненависти к Георгию Ефимовичу приходит к тому, что требует от Керенского привлечь его убийц к суду. Ему не удается найти ничего такого, что бы он мог положить в обвинение Распутину, - говорит режиссер проекта Андрей Малюков.

Фильм уже заканчивается, а вопросов по отношению к нему осталось много. Один из главных - насколько вольно обошлись с историческим материалом? Обозреватель "РГ" поговорила с одним из сценаристов картины Ильей Тилькиным (первоначальный вариант сценария был написан Эдуардом Володарским). Илья Тилькин знаком зрителю по таким работам как "Свой-чужой", "Человек у окна", "Бандитский Петербург", "Сталинград". Сейчас он работает над лентой "Тихий Дон".

Илья, вы не первый раз пишете сценарий на историческую тему. Трудно с историей?

Илья Тилькин: Ой, не первый... Трудно, когда заранее представляешь, что скажут люди, которые относятся к историческому материалу, как к учебному пособию. Многие очень болезненно относятся к достоверности в каждой детали, и, конечно, не хочется подводить ни себя, ни обманывать их ожидания. Но, в конечном счете, как сказала Ингеборга Дапкунайте в одном из интервью: художественное кино - не учебник истории. Меня это поддержало. Художественный фильм - это попытка понять, какими людьми были эти исторические личности. Какие страсти в них бушевали. Какие у них были мотивации для поступков, которые, как потом выяснилось, изменили мир.

Как вы работали над сценарием? Это был заказ?

Илья Тилькин: Был огромный материал Эдуарда Яковлевича Володарского, который он, к сожалению, не успел привести в сценарную форму. Ко мне обратились продюсеры и поделились тем, что есть этот материал, и есть готовность снимать. А я естественно "вцепился", потому что такой персонаж, такая тематика и вообще такая серьезная работа - это подарок. Собственно, писал я сценарий практически с нуля, но с оглядкой на тот материал Володарского, который уже был.

Сколько времени вы писали сценарий?

Илья Тилькин: Это - мистическая история. Я написал его за месяц. Фактически невозможные сроки!

Вы писали сценарий в расчете на Машкова?

Илья Тилькин: Да. Более того, пока не появился Машков, я вообще не очень чувствовал нашего главного героя. Машков до такой степени включился, так перевоплотился, так вспыхнул, что можно было просто на него поглядывать и писать.

Вы знали об еще одном - российско-французском - фильме о Распутине? Смотрели его?

Илья Тилькин: Смотрел, конечно. Сколько смог. И когда я его смотрел, то еще понятия не имел, что буду писать сценарий о Распутине.

Влиял ли на вас этот фильм? И этот же вопрос касается знаменитого фильма "Агония", где "великого старца" играл Алексей Петренко.

Илья Тилькин: Фильм "Агония" - это классическое произведение, которое надо знать и обязательно смотреть. Но я его не пересматривал, не сравнивал, и не делал никаких заимствований, не косился в ту сторону. Потому что у нас совершенно другая история.

Для вас Распутин - человек со знаком плюс или минус?

Илья Тилькин: Он для меня абсолютно живой. Этот человек располагал к себе выдающихся людей - с образованием, чувством вкуса, воспитанием. Его же очень любили, и многие. Он был невероятно притягательным, талантливым, обладающим особенным магнетизмом. Я не разделяю точку зрения тех, кто считает его дьяволом во плоти, обольстителем. Для меня это абсолютно земной и простой человек, который попал, как сейчас выражаются в "замес" - политический, психологический - и просто не выжил в нем.

Как на вас повлияла фигура Распутина - он же очень сильный энергетически?

Илья Тилькин: Все началось с неправды. Когда я стал осваивать исторический материал, когда побежал в архивы, стал читать, с удивлением понял, что наше представление об этом человеке складывается на 95 процентов из неправды. Мы знаем о Распутине со слов его убийц, врагов и ненавистников. В любом материале о нем я встречаю цитаты из воспоминаний Пуришкевича, Феликса Юсупова. Справедливо ли составлять впечатление о человеке по мемуарам его убийц? Я думаю - нет, и если читать их отстраненно, то, мне кажется, там в каждой строчке ложь: сквозит попытка оправдаться, обелить себя. Представить себя героями, совершившими подвиг во имя высшей цели.

У вас в сценарии - правда об убийстве?

Илья Тилькин: У нас, прежде всего, обыкновенное убийство человека. Преступление. Жестокое, очень некрасивое, по абсолютно понятным мотивам. В фильме есть хорошая фраза: следователь Свиттен говорит, что не может быть преступления во имя России. Преступление есть преступление.

Три вопроса о фильме "Григорий Р."

Как нашли Машкова?

Андрей Малюков, режиссер: Года четыре назад Эдуард Володарский дал мне почитать первый вариант "Распутина". И у нас с продюсером Рубеном Дишдишяном состоялся разговор, на котором я сказал: "Начинать такое кино без актера - невозможно. Если вам удастся вытащить из Америки Володю Машкова, тогда можно пробовать". Я все время в работе, знаю нашу актерскую братию, и понимаю, что не так много людей, которые могли бы такое сыграть. И про Машкова сразу подумал. Продюсеру удалось Володю вытащить в Москву. Машков заинтересовался ролью, а сейчас - просто горит ей. Я на него иногда с осторожностью смотрю. Он шутит: "Во мне подселенец". Энергия, которая из него исходит, велика и, к счастью, она передается в кадр.

У Машкова своя борода или накладная?

Евгения Малинковская, художник по гриму: С Владимиром Машковым мы долго искали грим, подготовку начали еще до Нового года, а к финальному варианту пришли к середине февраля. Пробовали всяческие бороды, гуще или реже, экспериментировали с волосами, делали накладки. Решали, будет ли борода своя или искусственная? Остановились на последнем. Волосы тоже оставили свои, для роли актер их отрастил. Только для финального появления Распутина в картине мы будем их наращивать.

Грим Машкова сначала занимал два часа. Для Распутина мы придумали "эксклюзивную" бороду, мое ноу-хау. Это не наклеенная на тюли борода, а волосы, которые мы по одному вживляем в кожу. С ней актер может мыться, его даже можно за нее таскать - не отклеится. Всего для картины сделано 5 париков, порядка 150 бород и около 300 усов.

Был ли у Машкова дублер?

Дублером Машкова стал Сергей Трепесов, который работал с ним еще на фильме "Край". В самых "натуралистичных" съемках он заменяет актера. Так, на общем плане Юсупов с заговорщиками уже избивали его (для этого на каскадера надели специальный металлический жилет, под которым находилась смягчающая прокладка). Как шутит Трепесов: "Лупили по мне от души". Трепесов дублировал на общем плане Машкова и в сцене с верховыми. "Как бы ты не просчитал все, бывает, что кони задевают. И здесь важна моментальная реакция. В этой сцене я упустил один момент, в результате, лошадь наступила мне на руку".

Кстати

Актриса Юлия Снигирь сыграла Дору в российско-французском фильме "Распутин". А потом доросла до императрицы. Фильм "Екатерина", где она сыграла главную роль, как обещают, появится на Первом канале уже в этом сезоне. И эта работа тоже будет весьма обсуждаемой. Не менее, чем фильм "Екатерина Великая", где главную роль сыграла Марина Александрова. Эту премьеру готовит канал "Россия 2".

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!