НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-06-19-06-51-14
На прошлой неделе исполнилось 50 лет народному артисту России, почетному гражданину Иркутской области и города Иркутска Денису Мацуеву. За свою карьеру знаменитый пианист успел покорить главные концертные залы мира, стать лауреатом множества престижных премий и наград, а также оказаться в центре...
2025-06-20-06-27-49
От редакции: В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища. После его завершения уровень Ангары поднялся в иных местах более чем на 100 метров, и Братское водохранилище стало самым крупным в мире искусственным водоемом, который поглотил бесчисленное количество мелких и крупных...
2025-07-01-10-18-32
Константин Демидов – автор двух поэтических сборников: «Признание» (2003), «Есть у сердца Родина» (2021). Его стихи публиковались в сборниках поселка Большой Луг, Шелехова и...
2025-07-01-09-36-58
125 лет назад родился Антуан де Сент-Экзюпери.
2025-07-01-10-24-11
С этим нашим автором – Виктором Калинкиным наш читатель уже знаком (его рассказ «Сирота» был опубликован в апрельском номере «Перевала»). Виктор Николаевич родился в 1950 году в Забайкалье, окончил отделение журналистики ИГУ в 1978 году, работал в районных, городских и областных газетах. С 1982 по 2002...

«Братья-сестры, вместе в школу»: утвердится ли семейный принцип в образовании?

05 Декабря 2019 г.

На днях президент России подписал закон, призванный существенно упростить один из аспектов устройства детей в школы и детские сады. В Семейный кодекс и закон об образовании внесены поправки, согласно которым братья и сёстры детей, которые уже посещают конкретный садик или школу, получают преимущественное право на зачисление в то же самое образовательное учреждение.

По родственному принципу

Казалось бы, родители могут вздохнуть с облегчением: необходимость возить двоих, а то и троих детей в разные садики и школы теперь вроде бы отпадёт. Однако инициатива (безусловно, изначально важная и нужная) таит в себе немало подводных камней, а её реализация на практике вызывает немало вопросов, ответов на которые пока что нет.

Первый и главный вопрос заключается в том, каким образом преимущественное право братьев и сестёр будет уживаться с другим «преимущественным правом», а именно – с необходимостью в первую очередь брать в садики и школы тех, кто проживает на закреплённой территории. Такое правило ввели несколько лет назад, чтобы немного уменьшить поток желающих поступить в «топовые» школы и сады и обеспечить наполняемость учебных заведений, которые по тем или иным причинам популярностью не пользуются. С детскими садами сегодня ситуация, как правило, не слишком жёсткая – где место есть, туда и взяли. Правда, во многих регионах в электронной очереди в садики уже сейчас есть специальная функция, которая автоматически делает приоритетным для ребёнка тот детский сад, который находится в закреплённом за ним микрорайоне. Со школами дело обстоит куда жёстче. С 1 февраля, когда начинается комплектование первых классов, и вплоть до 1 июля школы принимают заявления только от тех, кто проживает в относящемся к школе микрорайоне. И только потом, с 1 июля и до конца августа, открывается доступ для тех, кто проживает по другим адресам (и в школу их возьмут только в том случае, если там осталось место).

В этой ситуации возникает вопрос о том, как быть, если ребёнок, чьему брату или сестре предстоит в скором времени стать школьником или детсадовцем, уже посещает садик или школу не по «месту прикрепления»? Таких ситуаций сегодня довольно много – особенно с садиками, когда родителям важно не столько пристроить чадо в детсад поближе к дому, но и просто получить место неважно где. И что же делать? Брать младшего туда же, игнорируя преимущественное право тех, кто попал бы по месту прописки? Получается, что ущемляются права «местных жителей». Брать только тех, кому повезло проскочить по очереди, а остальным предлагать иные учебные заведения, объясняя, что «просто не повезло»? Выходит, что неработающим оказывается свежепринятый закон о «родственном» праве. Со школами ещё сложнее, особенно если вести речь о популярных учебных заведениях. Родители потенциальных первоклашек из ближайшего микрорайона, которых обойдут в очереди чьи-то «неместные» родственники, явно будут недовольны и потребуют каким-либо образом разрешить конфликт. А вот алгоритмов того, каким именно образом его разрешать, на данный момент не существует.

Есть и ещё один любопытный момент, напрямую связанный с реализацией «родственной» нормы. Её отсутствие несколько лет назад существенно облегчило жизнь… чиновникам, ответственным за ликвидацию гигантских очередей в детские сады. При постановке в очередь родителям предлагалось (и предлагается до сих пор) выбирать несколько детских садов, и место могли дать в любом, не считаясь ни с расстоянием от дома, ни с наличием других детей в семье. Если родители от таких путёвок по понятным причинам отказывались, в ответ управленцы от образования лишь разводили руками: мол, место есть, мы вам его даём, а дальше вы сами капризничаете. Отчёты наверх шли в том же духе: обеспеченность путёвками стопроцентная, а то, что не все этими путёвками пользуются, – не наша проблема. Понятно, что теперь, когда выдача «правильных» путёвок родителям станет обязанностью, «ликвидировать» очереди станет несколько сложнее. Особенно на актуальном ныне «ясельном направлении», так как дети в возрасте от полутора до трёх лет в огромном количестве семей не первые (спасибо демографической политике). Не приведёт ли эта коллизия к массовому игнорированию «семейного принципа» – пока непонятно.

Тем не менее, как всегда, будем надеяться на лучшее. Тем более что законодательная норма для отстаивания своих прав у детей и родителей, что называется, в наличии.

Нормативный документ

  • Право братьев и сестёр на зачисление в одно и то же образовательное учреждение закреплено в двух документах: Семейном кодексе РФ (п. 2 ст. 54) и Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 67). Формулировка выглядит следующим образом: «Проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приёма на обучение по основным образовательным программам начального образования и дошкольного общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, где обучаются их братья (сёстры)».

Еще из актуальных новостей образования:

По инф. argumenti.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!