Новый образовательный стандарт: не принят, дорабатывается. Что будет на выходе? |
03 Декабря 2019 г. |
На днях СМИ распространили информацию о принятии нового ФГОС для основного общего образования... но эта новость оказалась неправдой, фейком. Опрошенные эксперты утверждают, что это к лучшему. Что же происходит с образовательным стандартом для наших внуков? В четверг, 28 ноября, на сайте Министерства просвещения появилась информация о том, что совет по Федеральным государственным образовательным стандартам рассмотрел новый ФГОС общего образования. Однако текст релиза прямо противоречил заголовку, что и ввело в заблуждение журналистов, посчитавших, что новый стандарт получил одобрение. «Мне, честно говоря, не очень понятно, почему в СМИ разошлась версия о том, что совет принял решение одобрить новый образовательный стандарт. Это не совсем так. Совет принял решение отправить его на доработку», — отметил научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. В заголовке релиза на официальном сайте ведомства говорится: «одобрил новые школьные стандарты с последующей доработкой и утверждением». «Чтобы решение „отправить документ на доработку“ превратить в „одобрение“, нужно постараться. Таким образом пресс-служба ведомства вводит в заблуждение общественность», — считает Адамский. Как будет выглядеть стандарт в его окончательной редакции, во многом будет зависеть от того, кто и как будет над ним дальше работать. «В частности, включат ли в этот процесс Российскую академию образования, которая вынесла отрицательное заключение по проекту, и профильные вузы, например, Московский городской педагогический университет, ректор которого, Игорь Реморенко, на заседании совета предложил новый ФГОС отклонить и доработать», — отметил эксперт. Более того, одного лишь утверждения документа Минпросом недостаточно, подчеркнул он. «После того, как ведомство окончательно примет образовательный стандарт, его должны отправить на регистрацию в Минюст. Скорее всего, там будут работать над документом вместе с комиссией по „регуляторной гильотине“. Сопредседатель этой комиссии Елена Шмелева — уже публично высказала, мягко говоря, неодобрение в адрес нового стандарта. То есть — это долгий процесс, и сейчас Минпрос просто выдает желаемое за действительное», — высказывает мнение Адамский. По словам эксперта, основных претензий к самому образовательному стандарту три. «Первая — избыточная детализация содержания. Резко вырос объем материалов, обязательных для освоения, что неизбежно приведет к росту нагрузки на школьников и демотивации. Вторая — ежегодная аттестация и рост числа контрольно-наздорных мероприятий. В связи с этим я прогнозирую возвращение к „процентомании“, которая была распространена в 80-е годы прошлого столетия. Тогда были показатели по количеству отличников, хорошистов, двоечников и так далее, и была систематическая ежегодная аттестация и, так сказать, социалистическое соревнование. И для того, чтобы не выглядеть отстающими, школьникам натягивали отметки, чтобы процент успевающих был более высоким, чем он есть на самом деле. Это явление в советские годы называлось процентоманией, и мы уверенно движемся именно в этом направлении. И третье — излишняя детализация условий обучения, совершенно необоснованная. В этом смысле основная образовательная программа, кроме прочего, потребует одобрения Роспотребнадзора, что приведет либо к взяточничеству, либо к закрытию большого количества школ. Казалось бы, закрывать уже нечего. Но люди не понимают последствий. Ими движут либо идеологические соображения, либо, мне даже страшно предположить, желание выпустить новые учебники», — высказал мнение Адамский. Директор Центра образования № 109, заслуженный учитель России Евгений Ямбург согласился, что профессионально этот документ несостоятелен. «Там полностью отсутствует нормальная научная методология, как будто не было Выгодского и Скаткина. Поэтому Российская академия образования, к ее чести, дала критический отзыв», — отметил Ямбург. Он подчеркнул, что ФГОС имеет характер закона, и дьявол там кроется в мелочах. «Например, в каждой школе должен быть оборудованный спортивный зал. Но вот представьте себе директора маленькой сельской школы, где туалет во дворе, а спортзала вообще нет. Как он будет работать в условиях нового стандарта? Никто, конечно, не закроет школу. Но администрацию будут штрафовать, прессовать, директор будет кругом виноват, а, значит, хорошо управляем», — отметил Ямбург. Отдельный блок вопросов вызывает содержание, которое появилось только в новой редакции ФГОС, а в действующей отсутствует. Законодатели объясняли такое решение желанием конкретизировать, что и в каком классе должны проходить в российских школах. «Так вот, к концу начальной школы, по версии авторов документа, на уроках иностранного языка ребенок должен освоить полтысячи лексических единиц. При двух часах в неделю это невозможно. Значит, родители, не прячьте ваши денежки по банкам и углам — берите репетиторов. Посмотрим теперь предмет „изобразительное искусство“. Там и графический дизайн, и искусствоведение. То есть — учитель начальных классов должен стать и искусствоведом, и архитектором. И опять за один час в неделю. И я сейчас говорю только про начальную школу. В основной школе единственный вылизанный стандарт — по химии. Почему? Его делала профессиональная ассоциация учителей химии. А у литераторов, историков — миллион претензий», — отметил Ямбург. С появлением в стандартах содержания нагрузка на школьников возрастет, подчеркнул он. «У нас каждый непрофессионал считает долгом свои пять копеек в программу вставить. Плохо с налогами — давайте введем специальный курс о том, как и зачем их платить. Плохо с мусором — давайте введем специальный курс по экологии и раздельному сбору отходов. А я ставлю простой вопрос: а за счет чего? Мы русский язык сократим, когда дети уже неграмотно пишут? Или математику? Это называется, гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Он убежден, что этот ФГОС очень опасен. «Его одобряют втихаря, никого не позвав. Я хорошо вижу, почему. Две недели назад, когда документ еще не был рассмотрен, некоторые издательства уже получили задание сделать учебники под новый стандарт. Откуда я это знаю? У меня очень яркие учителя, среди которых есть и авторы учебников. Вероятно, здесь есть некий коммерческий интерес: новые гонорары, государственные заказы», — высказал мнение эксперт. Но главное, что фамилии авторов этого документа хранят в тайне. «Они заведомо знают, что создали неудобоваримый продукт, и не хотят рисковать репутацией. И до тех пор, пока такие документы будут делаться втихаря, безобразие будет продолжаться. Стандарты должны писать не какие-то анонимные эксперты, а те, кто стоит на земле, знает, как устроена школа, понимает возрастные особенности детей, пределы санитарных норм, чтобы людей не перегружать. Этого не происходит, и мне печально и стыдно», — заключил Ямбург. Примечательно, что на том же совете, прошедшем 28 ноября, по словам Адамского, говорили о том, что следующий стандарт будет принят в 2024 году. «То есть — еще не приняли этот, но уже начинают готовить новый. Зачем? Если стандарт основной школы, который они сейчас принимают, будет меняться в 2024 году, а работать по этому стандарту раньше, чем через два года никто не начнет, значит, вся эта история вновь повторится, не успеют школы привыкнуть к одним правилам. Это искусственное торможение функционирования системы образования. Я не понимаю, как в здравом уме и трезвой памяти руководители системы могут сознательно вносить такой хаос в и так еле тлеющую управляемость системы, да еще прикрываться при этом идеей занять почетное место в числе ведущих мировых образовательных держав. Ради идеологии тысячи школьников ввергают в этот безумный эксперимент. Кто за это будет отвечать? Фамилии авторов документа до сих пор не раскрыты», — заключил Адамский. В любой сфере должны работать профессионалы, и готовить важные документы тоже. ФГОС касается школ и детских садов, а значит, будет затрагивать жизни многих людей, ведь у большинства есть дети и внуки, которые ходят или обязательно пойдут в такие учреждения. Исправит ли доработка недочеты, о которых говорит профессионал, и будет ли добротен после проведенной работы документ – вопросы пока без ответов. Будем с нетерпением ждать развития событий. Есть еще материалы по теме образования:
Тэги: |
|