Не только индейцы: вплоть до начала XX века ханты и манси снимали скальпы с врагов |
По инф. cyrillitsa.ru |
27 Июля 2020 г. |
В истории покорения русскими Сибири мало было народов, которые противостояли бы русским с такой жестокостью и воинственностью, как «уральские индейцы» — ханты и манси. Эти народы, которых в XV веке русские называли югрой, остяками и вогулами, уже платили дань сибирскому хану Кучуму, для виду принимая ислам, но на самом деле продолжали поклоняться языческим божествам и приносили идолам кровавые жертвы — часто человеческие. Столкновения русских с народами Урала носили кровопролитный характер и заканчивались пленением то для хантов и манси, то для русских. Надо признать, что и русские тоже не отличались милосердием. Спустя два века первопроходец Петр Бeкeтов писал о происходящем в Забайкалье, что : «Тeнгуские люди для тово отшатнулись от места, что их тeнгуских людей имaли служивые люди в аманаты (заложники) для своей бездельной корысти. Для торгу своего их, тeнгуских людей мучили, вымучили у них соболей и шуб собoльих». Так что жестокость была взаимной. Войны с уграмиИзвестно, что уже в конце XV века было предпринято масштабное покорение края отрядом во главе с воеводой Семеном Курбским и воеводами Василием Гавриловым и Петром Ушатым. Под предводительством воевод находились лихие люди — ушкуйники, татары и удмурты. Литературные источники описывают взятие 40 местных городков, захват добычи, убийство мирных самоедов, пленение больше тысячи местных жителей и 50 князей, многие из которых были свезены к Ивану III в Москву, где получили от него жалованную грамоту и свободу. Но окончательное присоединение произошло лишь в конце XVI века и было связано с уничтожением конкурирующего Сибирского ханства и походом воеводы Мансурова на остяков. В течение века, который понадобился на то, чтобы окончательно привести к шерту хантов и манси, уральские народы доставили русским много хлопот, так как превосходно знали местность, умели выживать в глухой тайге и были превосходными воинами, ведь они вели нескончаемые войны с ненцами и самоедами. Ханты или манси передвигались часто по ночам, скрытно, устраивали засады, нападали неожиданно, заставая русских врасплох. Например, однажды они сплавились по реке до лагеря русских, держась за стволы деревьев и прикрываясь еловыми ветками, а когда деревья доплыли до лагеря, неожиданно появились из воды и перебили врагов. По отношению к врагам ханты и манси были жестокими. Это единственный народ на территории России, который вплоть до начала XX века сохранил обычай скальпирования врагов. Связан этот обычай был с верованиями угров, будто одна из пяти душ, которыми обладает мужчина, находится в его волосах. И если вырвать их с корнем, то дух воина никогда не воскреснет, а значит, врага бояться больше не надо. Он не вернется с того света и не сможет отомстить. Об этом зверском обычае писал монах из Венгрии Йоганка, который описывал, что в Сибири есть народ, который «стаскивает с мертвых кожу с волосами и почитает ее, словно божество». Действительно, у угров был распространен обычай подносить скальпы врагов своим богам и развешивать их на деревьях. При этом сложно сказать, когда именно уральские народы скальпировали врагов — сразу после смерти или еще до нее. Археологические находки под Сургутом в могильнике Сайгатский-5 не позволяют выяснить это точно. Участь пленных была ужаснаНо как же угры поступали с пленными? Ответ можно найти в работе этнографов Т. Р. Пятниковой и Е. Ю. Матросовой «Легенды и предания хантов полноватского Приобья». Оказывается, пленных ханты убивали и обезглавливали, а головы ради какого-то обряда выставляли вокруг озера вперемешку с собачьими головами. Хантами были перебиты 30 русских мужчин — уроженцев села Войтехово, которое находится недалеко от города Березова. Воинственные таежные охотники нашли стоянку местных жителей в тайге по лаю собак и всех перебили, напав ночью, после чего оскальпировали. Историк Елена Валерьевна Перевалова, специализирующаяся на народах Урала, в работе «Войны и миграции северных хантов» рассказывает о войнах хантов с самоедами. Она упоминает о «клятве вечного мира», который самоеды были вынуждены заключить с хантами. Для совершения обряда самоеды по жребию выбрали одного «из среды своей», после чего принесли его в жертву и сварили. Потом была срублена ель, на пень которой было поставлено корыто с мясом, из которого все ели. Историк упоминает и о капище хантского рода Тайшиных на мысу Ангал, где регулярно совершались человеческие жертвы. Игумен Иринарх (очевидно, Соловецкий) записал сказание, по которому после того, как остяки победили самоедов, они обезглавили их, а головы отнесли в свое святилище — к ручью, где насадили на копья и оставили как жертву богам. Перевалова пишет, что «остяцкие князья» держали пленных самоедов не только для приношения жертв, но и принуждали их работать на себя, используя как рабочую силу. Отношение к рабам было жестоким — например, князек Гында Момиков имел 13 рабов и морил их голодом. Как видим, отношение к русским мало отличалось от отношения хантов и манси к другим народам. То есть русских точно так же брали в плен, но из осторожности не заставляли работать на себя. Их убивали, как сильных и злых противников, потом скальпировали, развешивая скальпы на деревьях, либо использовали тела для ритуальных целей — выставляли головы на копьях напоказ для устрашения, а тела могли съесть. Пленных, особенно самых сильных и ловких, приносили в жертву идолам, скрепляя их кровью и плотью договоры или надеясь таким образом получить силу врага. Ханты и манси были настолько привержены своим диким верованиям, что русским приходилось учитывать это и изобретать разные способы заключения договора, чтобы уважить местные народы, но и самим не испоганиться — не отречься от православной веры. Поэтому во время договоров «изобретали» идолов, увенчанных крестом. Угры поклонялись идолу, а христиане — кресту, и все считали, что их обычай соблюден. Некоторые традиции и обычаи разных народов от времен прошедших сохраняются и в днях нынешних. И хорошо, что о принесении людей в жертву и скальпировании плененных люди у нас теперь знают только теоретически. Еще любопытное о традициях: |
|