Выдержит ли единый учебник истории конкуренцию? |
28 Сентября 2015 г. |
1 сентября российские школьники взяли в руки новые учебники по истории родной страны. О том, плоха или хороша книга с научной точки зрения, спорить, практически, перестали. Сейчас всех волнует — будет ли она интересна детям? Споры о том, какой учебник истории нужен нашим детям, и возможно ли в школьном учебнике объективно и непротиворечиво изложить темы, которые принято именовать «сложными вопросами» нашей многотрудной истории, силой своей и яростью соперничали с торнадо еще год назад. Казалось, они не утихнут никогда. Но — стихли. Отдельные критические голоса еще слышны, но погоды уже не делают: общество, уставшее от раздоров и разобщенности, радо было прийти к тому самому согласию во имя общих интересов, каковое на латыни обозначается термином консенсус. Сейчас всех занимает другая проблема: насколько учебник понятен и интересен тем, кому предстоит по нему учиться? Понятность вроде бы обеспечили за счет многоуровневости подачи материала: каждый ученик может черпать из учебника ровно столько, сколько в состоянии усвоить, так что скучать на уроке, по идее, не будет ни троечник, ни отличник. Но это — методология, а вот наполнение... Старинная мудрость гласит — можно подвести коня к реке, но нельзя заставить его пить. Учебник может быть сколь угодно взвешенным, продуманным, методически выверенным, но если он скучен, никакого желания его читать у ребенка не возникнет, а уж о том, чтобы хоть какая-то часть информации с его страниц перекочевала в мозги ученика, и мечтать не придется. Чтобы не убить интерес к предмету сухими цифрами-фактами, авторы насытили учебник живыми портретами выдающихся исторических деятелей и посвятили отдельные главы описанию быта и нравов различных слоев русского общества в разные периоды истории. Но это только половина решения проблемы увлекательности. Ведь и самый разувлекательно написанный параграф надо прочесть, а вот читать-то как раз наши дети и не любят, отдавая предпочтение визуальной информации. К учебнику приложен диск, на котором есть интерактивные карты и схемы, фрагменты из документальных и даже художественных фильмов. Но, положа руку на сердце, этого недостаточно. Качественного научно-популярного и учебного кино у нас сейчас практически нет. Да что там кино, популярных книжек по истории для детского чтения в магазинах днем с огнем не найдешь! Эту лакуну нужно начинать заполнять как можно скорее — без этих союзников учебнику придется туговато. Вопрос в том, найдет ли государство на это средства: сегодня научное кино не менее затратно, чем игровое. Книгоиздание, конечно, подешевле будет, только очередь из авторов, умеющих писать не только научные доклады и диссертации, но и захватывающие книжки для школьников, в издательства не стоит... Союзников у учебника маловато, зато конкурент — мощнее некуда. Это раньше учебник был для школьника не единственным (корпус научно-популярной литературы был весьма и весьма обширен), но главным и самым авторитетным источником информации. Сегодня ситуация прямо противоположна. Авторитет учебника почти равен нулю, и за это мы должны благодарить родное Министерство образования, которое последние два десятка лет уравнивало в правах по полтора десятка разных учебников для каждого класса. И вездесущий интернет предлагает массу «альтернативных» сведений по любому историческому вопросу — заманчиво упакованных в виде «истин в последней инстанции». На этом поле будет сражаться электронный учебник, вооруженный ссылками на проверенный контент — подлинные факты и свидетельства (вплоть до аудиозаписей выступлений политических и общественных деятелей), репродукции произведений искусства, игровое и документальное кино, художественную литературу. Разработчики уверяют, что их учебники — не собрания готовых ответов, а своего рода системы координат, или, если хотите, навигаторы в пространстве исторической информации, позволяющие ученикам самостоятельно анализировать информацию, которую они будут получать помимо школы. Они утверждают, что сделали все возможное, дабы их детище являло собой не отлитый в бронзе незыблемый монолит, а живой организм, открытый к изменениям: он-де будет дорабатываться и совершенствоваться не только по тем предложениям, которые возникнут в процессе апробации, но и впоследствии. Разойдутся ли их слова с делом, мы увидим уже в июне. Голос Армен Гаспарян, член Центрального совета правления Российского военно-исторического общества: — Многолетнюю дискуссию о качестве учебников можно закрыть: нынешний учебник — итог многолетней работы очень серьезных ученых, отражающий все проблемы, которые стояли перед Россией в ХХ столетии. Это действительно учебник и действительно истории. Если верить учебникам, которыми пользуется Молдова, то фашистскую Германию разгромила... Румыния при незначительной помощи Красной армии. Учителя на Украине снабжаются методичками, как ставить на уроках сценки из жизни Бандеры, Шухевича и других персонажей истории Незалежной. В помощь учебнику нужен мощный научно-популярный контекст, эта ниша сейчас пуста. Правда, в учебнике есть ссылки на интернет, где выложены сканы целого ряда научно-популярных работ еще советских времен, которые и сегодня не утратили ни истинности, ни увлекательности. Но этого, конечно же, недостаточно. Конкуренция учебника с информацией в интернете, которой многие опасаются, сродни «конкуренции», ну, скажем, в 20-е годы, надписи на заборе у трактира на Пятницкой и стихов Есенина, которые могли строиться на одинаковой лексике и сходном посыле. Надо воспитывать правильное отношение к источникам информации, умение трезво оценивать их достоверность и предназначение: блоги и соцсети — инструмент агитации и пропаганды, учебник — инструмент образования. Ни один блог не обладает такой информативной доказательной базой, как новый учебник. Сравнивайте доказательную базу, и все вопросы отпадут сами собой! Вопрос, который многих сегодня волнует — способствует ли учебник патриотическому воспитанию наших детей? У меня крайне непопулярная на сегодняшний день точка зрения: любовь к родине воспитать нельзя, как и любовь к матери — либо она у тебя есть, либо нет. Патриотизм не нужно воспитывать, его нужно поддерживать. Нам казалось, что патриотизм мертв, а «Бессмертный полк» доказал обратное. Люди вспомнили, что в них, несмотря ни на что, живо чувство любви к родине. Так что общество у нас гораздо здоровее, чем хотелось бы тем, кто ни в грош не ставит «эту страну».
|
|