НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-26-18-01-15
Народная артистка СССР София Ротару на своей странице в соцсети опубликовала фото с кладбища. 23 октября певица посетила могилу мужа Анатолия Евдокименко, похороненного в...
2024-10-25-18-36-10
Известная певица Таисия Повалий уже несколько лет проживает в Москве, много гастролирует по России и участвует в различных проектах.
2024-11-08-04-50-04---
Глава поселка Чернышевский в Мирнинском районе Якутии, Артем Ширшов, объяснил людям задержку в выплате зарплаты "запоем" бухгалтера.
2024-11-06-18-32-25
Юлия Барановская и Александр Гордон уже много лет работают вместе. Их по праву считают одними из лучших телеведущих на российском телевидении.
2024-10-28-04-10-18
Бывает, к сожалению, в жизни так, что дети решаются на самоубийство. И нередко потом к религиозным деятелям люди обращаются с вопросом о возможности отпевания таких...

В трудные времена зритель требует кинокомедий

26 Декабря 2014 г.

Восемьдесят лет назад, 25 декабря 1934 года, состоялась премьера первой отечественной музыкальной кинокомедии«Веселые ребята». Вплоть до сегодняшнего дня эта картина остается самой жизнерадостной и «мажорной» в истории нашего кинематографа.

Впрочем, необходимо сразу оговориться: никаких особых художественных откровений данная лента не явила. Сценарные ходы притянуты за уши, сюжет высосан из пальца, операторская работа минималистична, а об актерской составляющей всерьез говорить вообще не приходится: в большинстве кадров главные действующие лица просто работают на камеру. Так в чем же непреходящее очарование «Веселых ребят» (кстати, изначально фильм планировали назвать весьма непритязательно — «Джаз-комедия»)?

Ответ лежит на поверхности: главное достоинство картины — в ее своевременности. Это не столько художественный фильм, сколько первый в истории советского большого экрана кинотранспарант. Кстати, создатели ленты и не скрывали, что скорее выполняли социальный заказ, нежели корпели над самоценным произведением искусства. Режиссер Григорий Александров вспоминал: «Мне очень дорога эта картина. Она снималась в ту пору, когда зритель ждал фильмов бодрых, веселых, жизнерадостных. Фильм «Веселые ребята» был первым ответом на это требование времени».

Вот именно. Время действительно было невеселое. Молодая страна, отчаянно стремившаяся пробиться «через тернии к звездам», путем проб и ошибок нащупывала способы развития, переживала сложный период. Начало тридцатых — годы мучительной коллективизации, сопряженной с голодом и лишениями, помноженными на карточную систему. Именно тогда Сталин, не чуждый театрального и кинематографического искусства, понял: народ необходимо отвлечь от тягот бытия, сместить вектор людских эмоций в сторону позитива — по возможности, сконцентрировать внимание масс на достоинствах нового общественного уклада. И, держа в уме известный ленинский тезис про важнейшее из искусств, Иосиф Виссарионович не прогадал. «Веселые ребята» попали точно в яблочко.

В 1933 году Александрова, являвшегося одним из главных кинематографических деятелей эпохи, позвали на закрытое совещание ЦК, где сообщили: зритель справедливо требует кинокомедий, которые фактически не производятся. Дело не терпело отлагательств — заказ был срочный. Остальное, как говорится, дело техники. После одобрения ленты Сталиным (говорят, просмотрев ее, вождь сказал: «Легкая, веселая картина. Я как будто в отпуске побывал»), «Веселые ребята» просто не имели права не понравиться народу. Кстати, приглянулись они и мировому кинематографическому сообществу: на Международном кинофестивале в Венеции комедия была включена в шестерку лучших фильмов по итогам года.

«Ребята» — продукт коллективного труда. Про ленту нельзя однозначно сказать, что это фильм Григория Александрова, и тем ограничиться. Поскольку полноправными соавторами здесь выступили как исполнители главных ролей (Леонид Утесов и Любовь Орлова), так и создатели звукоряда — поэт Василий Лебедев-Кумач и композитор Исаак Дунаевский. Можно пойти еще дальше: без великолепных песен этот фильм вообще едва ли имел бы право на существование. Такие не стареющие с годами шедевры, как «Легко на сердце от песни веселой», «Как много девушек хороших» и «Сердце в груди», не то что украшают фильм — они его, по сути, делают. Кстати, участие в проекте Исаака Осиповича состоялось благодаря личной протекции Утесова, который, пользуясь немалым авторитетом в кинематографических кругах, находился в тесных дружеских отношениях с композитором.

При всем небогатстве видеоряда, есть в фильме и свой безусловный визуальный «highlight»: потасовку музыкантов, начинающуюся с бессмертной реплики «Эту фразу надо играть не так» и перемежающуюся иронично-злобным «Ты играй, играй, но руки не распускай!», уморительно смотреть даже сегодня.

Возможно, «Веселые ребята» не входят в категорию шедевров, которые хочется пересматривать до бесконечности. Но они, несомненно, веха в истории нашей киноиндустрии. Помимо того, что блистательно справились с поставленной задачей (снабдить соотечественников изрядной и необходимой, как воздух, долей оптимизма), они еще, наряду с «Путевкой в жизнь» и «Чапаевым», стали одним из тех фильмов 30-х, которые познакомили мир с советским киноискусством. Посмотрев картину, именующуюся в западном прокате «Москва смеется», Чарли Чаплин заметил: «Этот фильм открыл Америке новую Россию. Прежде американцы знали Россию Достоевского».

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!