Нюрнбергский процесс: что о нем пишут в школьных учебниках |
По инф. Парламентской газеты |
30 Сентября 2021 г. |
30 сентября 1946 года в германском городе Нюрнберг было начато, а 1 октября завершено оглашение приговора Международного военного трибунала. В преступлениях против мира и человечности были обвинены 22 человека — почти вся верхушка фашистского рейха, ответственная за развязывание Второй мировой войны. В СССР о создании Международного военного трибунала заговорили еще в октябре 1942 года, на уровне министров иностранных дел стран антигитлеровской коалиции этот вопрос согласовали в ноябре 1943-го, а на уровне лидеров трех держав — в феврале 1945-го на конференции в Ялте. Но формально этот трибунал, вошедший в историю как первый крупный процесс такого рода, был создан лишь во время Лондонской конференции, проходившей с 26 июня по 8 августа 1945 года. Затем к нему присоединились еще 19 государств, входивших в антигитлеровскую коалицию, после чего процесс стали называть Судом народов. Уже 29 августа был обнародован первый список военных преступников, в который вошли 24 человека. Текст приговора с ужасающим списком преступлений фашистов — главное свидетельство зверств нацистской Германии, ключевой документ для осознания ужаса и последствий войны. Однако современная молодежь почти ничего не знает об этом историческом событии. Подтверждает это опрос ВЦИОМ, проведенный по заказу РИА «Новости» в марте 2021 года. Так, 46 процентов респондентов от 18 до 24 лет ничего не знают о Нюрнбергском процессе, а в возрастной группе 25-34 года таковых 31 процент. Такие итоги вполне могут быть связаны с тем, что на эту тему в школах говорят практически вскользь. Наше издание изучило учебники разных стран по истории и узнало, как они освещают Нюрнбергский трибунал. Международный военный трибунал в Нюрнберге работал 11 месяцев — с 20 ноября 1945 года по 1 октября 1946 года. 30 сентября того же года трибунал начал оглашение приговора, которое и завершилось 1 октября. За неполный год успели пройти 403 открытых заседания трибунала и 216 судебных слушаний, на которых выступили 240 свидетелей, оглашено около 300 тысяч письменных показаний. Все прозвучавшее и состоявшееся в ходе работы трибунала было зафиксировано в протоколе, и его общий объем составил 16 тысяч страниц. РоссияДействующий Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) не приводит списка тем для изучения на уроках истории, ограничиваясь требованием, что ученики должны овладеть «комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе». Обнаруженные в Интернете примерные программы по истории, которые учителя готовят на основе ФГОС, включают изучение Нюрнбергского трибунала. Некоторые педагоги пытаются восполнить пробел, посвящая Суду народов классные часы и уроки мужества. В большинстве школьных пособий, издаваемых с середины нулевых, о трибунале говорится как об одном из решений Потсдамской конференции. Некоторые современные учебники содержат более развернутые сообщения. Как, например, учебник «История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. — начало XXI в.» (учебник для 10-11-х классов общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни / Н. В. Загладин, Л. С. Белоусов; под науч. ред. С. П. Карпова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019), который входит в актуальный Федеральный перечень учебников. Здесь Нюрнбергскому трибуналу уделен целый абзац, входящий в параграф «Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН». «Впервые в мировой истории лидеры государств-агрессоров и исполнители их приказов понесли личную ответственность за преступления против человечества. С ноября 1945 по октябрь 1946 года в городе Нюрнберге, где ранее проводились съезды национал-социалистов, состоялся Международный военный трибунал — судебный процесс над лидерами нацистской Германии. Из них к смертной казни было приговорено двенадцать человек, признанных военными преступниками, три — к пожизненному заключению, четыре — к различным срокам тюремного заключения». В электронном издании учебника для любознательных учеников также приводится дополнительный материал — большая цитата из приговора трибунала. О том, что изучение Нюрнбергского военного трибунала позволит школьникам лучше понять всю опасность нацизма, говорил в прошлом году председатель Российского исторического общества, директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин. «Надо уделять большое внимание этой теме на уроках истории в школах», — призвал он. Более конкретно поднятый им вопрос развила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая. В феврале она направила обращение к профильным ведомствам с предложением включить в школьную программу изучение приговора Нюрнбергского трибунала. Депутат отмечала, что молодежь нынче мало знакома с самим текстом приговора и разделом «Агрессия против СССР». Она убеждена, что изучение этих материалов уберегло бы молодые умы от манипуляций различных «негодяев», распространяющих фейки и пытающихся исказить итоги Второй мировой. В мае стало известно, что Минпросвещения поддержало инициативу Яровой. «В настоящее время идет разработка модуля, в котором найдут отражение темы, посвященные Великой Отечественной войне и Нюрнбергскому процессу», — уточнило ведомство в ответном письме депутату. УкраинаВ современных учебниках украинские старшеклассники о Нюрнбергском процессе ничего не прочитают. В изданиях от 2019 года, рекомендованных министерством образования и науки Украины, в разделе о послевоенном устройстве рассказывается, как страны-победительницы «делили мир», как была создана ООН и Декларация о правах человека, а СССР «оккупировал» Центрально-Восточную Европу. В более ранних учебниках, изданных до событий 2014 года, украинским школьникам куда более обстоятельно излагали как хронику Второй мировой войны, так и последующие события. Например, в учебнике «Всемирная история» (учебник для 11-го кл. общеобразоват. учебных заведений: профильный уровень / Т. В. Ладыченко, Ю. И. Заблоцкий. — К.: Генеза, 2011) в специальной главе «Нюрнбергский процесс» рассказано о начале работы трибунала, его составе и приговоре. «В преступлениях против мира (планировании, подготовке и совершении агрессии), против человечества (массовом уничтожении населения и военнопленных, вывозе на принудительные работы в Германию) обвинялись бывшие 22 должностных лица гитлеровского рейха, в том числе и один из главных его идеологов — А. Розенберг, — рассказывается в учебнике (перевод с украинского языка. — Прим. ред.). — Трибунал признал преступниками руководителей национал-социалистской партии, охранного отряда этой партии (СС) и государственную тайную полицию (гестапо). На Нюрнбергском процессе военная агрессия впервые в мире названа была «тягчайшим военным преступлением». Этот принцип 11 декабря 1946 года подтвердила и Генеральная Ассамблея ООН. Но, к сожалению, не были выработаны механизмы действенного международного влияния на страну-агрессора. А следовательно, методы прямой или опосредованной агрессии остались одним из главных инструментов политики». В ходе процесса, особо подчеркивают авторы пособия, «руководитель прессы Третьего рейха Фриче открыто признал, что после нападения Германии на СССР он организовал широкую пропагандистскую кампанию, призванную перенести ответственность за развязывание войны на жертв нападения. «Должен, однако, отметить, — заявил Фриче, — что никаких оснований обвинять Советский Союз в подготовке военного нападения на Германию у нас не было. В своих выступлениях по радио я прикладывал все усилия, чтобы запугать народы Европы и население Германии ужасами большевизма»… АзербайджанВ учебнике «Всеобщая история» (учебник для 11-го класса общеобразовательных школ. П. Агаларов, Р. Хатамов, Н. Гулиев, Х. Джаббаров, Э. Гусейнов. — 2018 г. На русском языке) эта тема в главе «Завершение войны в Европе» звучит коротко. «С 17 июля по 2 августа 1945 года в Потсдаме, пригороде Берлина, состоялась третья конференция глав СССР, США и Англии. Конференция была посвящена послевоенному обустройству мира. По решению конференции был создан Международный военный трибунал суда над основными фашистскими военными преступниками». БелоруссияУчебник «Всемирная история Новейшего времени: 1918-1945 гг.» (учеб. пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с русс. яз. обучения / Г. А. Космач, В. С. Кошелев, М. А. Краснова; под ред. Г. А. Космача. — Минск: Нар. асвета, 2012. Допущено Министерством образования Республики Беларусь) пишет о трибунале в главе «Потсдамская конференция». «Конференция создала Международный военный трибунал из юристов СССР, США, Великобритании и Франции для проведения суда над нацистскими военными преступниками. Он начал свою работу осенью 1945 года в Нюрнберге и продолжался почти год. Трибунал констатировал тягчайшие преступления нацистов против человечности и осудил их. 12 фашистских руководителей были приговорены к смертной казни, 7 — к длительным срокам или пожизненному тюремному заключению. В Японии также состоялся суд над военными преступниками — Токийский международный трибунал». Литва, Латвия, ЭстонияПрибалтийские историки уделяют мало внимания Нюрнбергскому процессу, а то, что публикуется, говорит лишь об их стремлении переписать историю. Вот выдержка из литовского учебника истории для 10-го класса Laikas 10: «К сожалению, истина не всегда торжествует. Виновник войны — коммунистический СССР — не был осужден. В Нюрнберге Советский Союз из обвиняемого стал одним из судей. Целое поколение советских людей верило в миф, что Советский Союз стал жертвой агрессии А. Гитлера. Однако недавно обнародованные исторические факты показали иное: И. Сталин сам намеревался напасть на Германию, но опоздал». Эстонские учебники фактически игнорируют Нюрнбергский процесс. Об этом на конференции «Уроки Нюрнберга», проходившей в Таллине, сообщила представитель организации молодых российских соотечественников Эстонии «Молодое слово» Софья Луме. Особых объяснений тут не требуется. Для эстонских ультрапатриотов это скользкая тема, так как на стороне Гитлера воевал эстонский легион СС, а бывших эсэсовцев местная элита почитает. Умерший в 1976 году в Аугсбурге бывший исполняющий обязанности командира 20-й дивизии СС оберштурмбаннфюрер СС эстонец Альфонс Ребане был с почестями перезахоронен 26 июня 1999 года в Таллине на кладбище Метсакальмисту, где покоятся выдающиеся общественные и политические деятели Эстонской Республики. Аналогичная ситуация и в Латвии, так как и здесь действовал латышский легион СС. Суть отношения местной элиты к Нюрнбергскому процессу выражена в национально-консервативной газете Latvijas Avize («Латвийская газета») в статье «Нюрнберг — справедливый суд или пародия?». Вот выдержка из нее: «Обвинителей в Нюрнберге можно винить в сознательном изуродовании истории, искажении и сокрытии правды. Например, на процессе не рассмотрели бомбардировку городов, совершенную ВВС Германии, потому что «бомбовая война» стала бы не только объектом обвинения, но и обоюдоострым мечом: в таком случае не удалось бы предотвратить неприятные дебаты про намного более разрушительные налеты британской и американской авиации на немецкие города. Больше всего процесс в Нюрнберге дискредитировало участие Советского Союза. С самого начала в международном праве существовал принцип: если какая-то из сторон во время войны творит какие-то незаконные действия, она не вправе инкриминировать аналогические действия своим врагам. В связи с этим сталинский СССР был абсолютно не вправе судить нацистскую Германию!..» ИталияВ учебнике современной истории для выпускного класса содержится лишь упоминание о Нюрнбергском процессе как суде над нацистскими преступниками. Правда, это упоминание содержится в пространной главе, посвященной Катыни, а также советско-польским отношениям до и после войны. Отсутствие развернутой информации о трибунале, возможно, связано с тем, что итальянцы сами боялись оказаться на скамье подсудимых. Об этом, в частности, говорит одно из объяснений поспешной расправы над Муссолини и шестью фашистскими главарями. Так, генерал Кадорна, руководивший силами Сопротивления, очень не хотел, чтобы фашистская верхушка попала в руки союзников, что, как он говорил, чревато длительным судебным процессом над всей Италией. ИспанияВ учебнике истории для старших классов средних школ отмечается, что «впервые в истории организовали международный судебный процесс в Нюрнберге, проходивший с ноября 1945 по октябрь 1946 года, на котором судьи из стран-союзниц (Великобритания, Франция, Советский Союз и Соединенные Штаты Америки) председательствовали на заседаниях суда по обвинению главных нацистских преступников в преступлениях против мира, в военных преступлениях и геноциде или преступлениях против человечества». Затем рассказывается о приговоре трибунала. И констатируется: «Самый главный нацистский преступник Адольф Гитлер покончил жизнь самоубийством в последние дни войны, как и некоторые его ближайшие подручные. Приговоры о смертной казни привели в исполнение 16 октября 1946 года, за исключением Геринга, покончившего жизнь самоубийством за несколько часов до этого, и Бормана, исчезнувшего еще до суда. Многие нацисты, игравшие ключевую роль в холокосте, включая высших государственных чиновников, промышленников и предпринимателей, использовавших заключенных концентрационных лагерей на каторжных работах, получили незначительные тюремные сроки или же вообще не были наказаны. Ряд нацистских преступников бежали из Германии за рубеж, а в целом из десятков тысяч палачей лишь несколько сотен ответили за свои преступления».
По инф.
|
|