НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
-2025-
Прорицатель Аджай Бхамби утверждает, что Россию после всех испытанных трудностей вскоре ждет благоприятный период.
2024-08-23-03-59-15
Трагически закончилось путешествие на Маврикий для 29-летней челябинки. Преподавателя Залию Шамигулову жестоко убил мучимый ревностью местный житель. В ближайшее время в Россию будет доставлено тело...
2024-08-23-04-19-20
Осень – замечательное время года. Солнце в этот период дарит последнее нерастраченное тепло, а природа, перед тем как уснуть, наряжается в яркие краски. Эксперты назвали российские регионы, которые в это время года особенно...
2024-08-28-18-25-27
Что бы ни делала Ольга Бузова, это обязательно вызовет волну обсуждения у общественности. Недавно стало известно, что певица перечисляет часть своих гонораров в благотворительные...
2024-08-23-18-26-00
На днях Елена Воробей в своих соцсетях рассказала о состоянии дочери после операции на позвоночнике. Напомним, что у Софии, которой сейчас 21 год, проблемы со спиной начались ещё в...

«Кубанские казаки» хранят зерно вечности»

26 Февраля 2015 г.

kino

27 февраля едва ли не самой известной картине Ивана Пырьева«Кубанским казакам» — исполняется 65 лет. Мы побеседовали о легендарном фильме с историком отечественного кино Сергеем КАПТЕРЕВЫМ.

kapterevКультура: Что вдохновило Ивана Пырьева на экранизацию пьесы Николая Погодина?

Каптерев: Любовь к оперетте. Алов и Наумов вспоминали: каждую неделю он таскал их, соседских мальчишек, на постановки Московского театра оперетты. Хохотал, вскакивал, аплодировал — веселился, как ребенок в цирке. Это было типично для 30-х. С первых шагов на советских подмостках оперетта проявляла водевильный нрав — эксцентрические репризы выносились на первый план, музыкальная мелодрама превращалась в комедийный дивертисмент.

В 1937-м был опубликован объемный труд искусствоведа Моисея Янковского «Оперетта», предлагавшего обогатить эту «иностранку» актуальными сюжетами и фольклорными мотивами. В том же году поставили «Свадьбу в Малиновке». Настоящего расцвета жанр достиг после войны — закружились «Вольный ветер» Исаака Дунаевского, «Севастопольский вальс» Константина Листова...

В 1941-м Погодин закончил пьесу, позднее ставшую сценарной основой «Кубанских казаков». В том же году вышел фильм Пырьева «Свинарка и пастух», удостоенный Сталинской премии...

Каптерев: Их сюжетные структуры действительно схожи. Романтические отношения передовиков производства развиваются на фоне очевидных достижений народного хозяйства. В обоих случаях вместо опереточного адюльтера торжествуют чистые романтические отношения. Героям ленты «Свинарка и пастух» хорошо на московских просторах, а в послевоенных «Кубанских казаках» влюбленные погружаются в праздничную ярмарочную суету. С первых же эпизодов песню «Каким ты был...» подхватывает хор, ярмарка превращается в мистерию.

Композицию пырьевского шедевра можно сравнить с бутоном розы. Открывают и завершают картину впечатляющие панорамные проезды камеры Валентина Павлова. По-эйзенштейновски мощный монтаж воспевает ритм полевых работ. Затем следует каскад жанровых сцен. Что же такое пырьевская ярмарка? Вообразите Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, разбитую среди бескрайних кубанских степей. В центре возвышается народный театр — он же и клуб, и храм, где собираются победившие фашистов казаки. Никаких ретроспекций — отношения персонажей непрерывно развиваются, утоньшаются, гиперболизируются и, наконец, выпеваются хором со сцены... В песнях Дунаевского звучат слова, которые Галя (Марина Ладынина) не решалась сказать Гордею (Сергею Лукьянову).

Kubkazaki1

Почему немолодые влюбленные не спешат признаться другу другу во взаимном чувстве?

Каптерев: Демобилизованный фронтовик еще не верит, что счастье рядом. Притом на Гордее и Гале лежит ответственность за доверенные им колхозы — нельзя представить, чтобы эта пара могла обособиться, «зажить для себя». И врозь сейчас невозможно: годовой цикл казачьей жизни достиг пика. В его кульминации — празднике плодородия — труд и любовь обретают новый смысл. Усиливая лирическую тему, Пырьев затушевывает производственные конфликты, партийную риторику и ни на минуту не расстается с минорной аранжировкой. Контекстуально — через песни, интонации, сияющие ордена — он включает тему прошедшей войны.

Известно, что в 30–40-х годах Голливуд снимал немало «ярмарочных» лент. Почему в советском кино не получили развитие мотивы «Кубанских казаков»?

Каптерев: Фильм Пырьева герметичен, он хранит зерно вечности — время не властно над мелодраматическими лейтмотивами, сложнейшее переплетение которых и создает мелодически законченную, неповторимую картину. Шагнув с экрана в залы, «Ой, цветет калина», «Каким ты был...» Михаила Исаковского и Исаака Дунаевского стали застольными народными песнями. Этот факт определил уникальное место, которое занял фильм в зрительских сердцах.

Kubkazaki2

Завораживает энергетика актерского ансамбля. Возникает ощущение, что на этом празднике жизни нет проходных персонажей...

Каптерев: Пырьевские сюжеты не случайно развивались в гуще народных масс, он верил: за столом никто у нас не лишний. Ни дворянин, вахтанговский премьер и профессиональный наездник Сергей Лукьянов, с легкостью сыгравший казака и потерявший голову от любви к юной Кларе Лучко. Ни Юрий Любимов, исполнивший роль скользкого рубахи-парня. Ни Марина Ладынина — предчувствуя разрыв с Пырьевым, она тяжело входила в образ Гали, но справилась, взяв высокую лирическую ноту.

Kubkazaki3

«Кубанские казаки» не имели никакого отношения к повестке ХХ съезда. Тем не менее Хрущев обвинил Пырьева в лакировке действительности.

Каптерев: Он ненавидел кино. Иосиф Виссарионович заставлял смотреть и пересматривать фильмы все Политбюро — Никита Сергеевич боялся этих сеансов как огня, потому что ничего не понимал в искусстве. Не принимая упорядоченный мир сталинского классицизма, считал шестикратного лауреата Сталинской премии Ивана Пырьева идейным врагом.

Но Хрущев не разлучил картину со зрителями, не нуждавшимися в лентах о печальном состоянии сельского хозяйства — разруха и так стояла перед глазами. Обожженные войной люди радовались народной оперетте, дающей веру в мирное будущее, которое никто больше не посмеет разрушить. И Пырьев открыто говорил: «Я снимаю фильм о том, какие должны быть люди, какая должна быть жизнь».

В 1992-м «Кубанских казаков» показали в телепередаче «Киноправда?» Видавшие виды редакторы не ожидали такого шквала писем со словами благодарности за правду о счастливой жизни в великой стране.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!