НА КАЛЕНДАРЕ

Дворец пионеров для пенсионеров

Елена СУРНИНА   
23 Июля 2021 г.

 

Современное поколение читателей наверняка смутно себе представляет, кто такой пионер. А между тем слово «пионер» произошло от французского «первопроходец». Для нас, рождённых в СССР, пионер – это символ советской эпохи. Мы, пионеры, носили красный галстук (как знак революционного красного знамени), значок с девизом «Всегда готов!» и на всю жизнь сохранили в сердце своём, что «пионер во всём пример».

Студия Живое слово

Собственно, такими мы, по крайней мере, лучшие из нашего поколения, и остались до сих пор. Один из ярких примеров, доказывающих это, – Высшая народная школа (далее – ВНШ) Иркутска, которую в этом смысле можно считать Дворцом пионеров. При этом слово «бывших» мы сознательно не употребляем, потому что бывших пионеров не бывает. ВНШ – это общественная инициатива людей предпенсионного и пенсионного возраста, именующих гордо себя третьим возрастом, которые первые в Восточной Сибири в новейшие, мягко говоря, не очень благоприятные для них времена протянули руку помощи друг другу, не дожидаясь от государства долгожданного повышения трудовой пенсии со всеми вытекающими из этого социальными и экономическими преференциями.

Эта «рука помощи» особенная – пионерская! Ибо помогаем мы друг другу через групповое и коллективное неформальное образование, а также с помощью включения в социально активные дела. Эта нехитрая «педагогическая технология» не позволяет превращать нас ни близким нашим, ни обществу в целом в бессловесную, потерявшую свою субъектность мебель, которую можно без её ведома переставлять куда заблагорассудится.

Мы, рождённые в СССР, остаёмся всегда верны девизу «Всегда готовы на добрые дела!» и всегда готовы быть примером жизнелюбия и милосердия для наших детей и внуков.

Вместо вступления

Вот и поставлена точка в конце трудового пути, и вроде бы жизнь удалась. Но наступает завтра и появляется вопрос: а что дальше? Как приспособиться к новому социальному статусу и продолжать получать удовольствие от каждого дня, чувствовать себя востребованным и своим близким, и обществу после выхода на пенсию? Уже 12 лет иркутянам легче найти ответ на этот вопрос: с февраля 2009 года в нашем городе занимается неформальным образованием взрослых Высшая народная школа, в которой обучаются люди, достигшие предпенсионного и пенсионного совершеннолетия. ВНШ – это социальный проект для людей третьего возраста, для которых она даёт возможность для осуществления человеку на практике насыщенной, социально значимой жизни! Жизни, наполненной общением, новыми знаниями и навыками, окрашенной эмоциями, которая помогает определить каждому своему слушателю новый индивидуальный стиль своего жизнетворчества.

Зажигает вожатая Нина Григорьевна (староста)

Испытание на прочность

Последний год, как и для всего человечества, был для ВНШ непростым. Коронавирус стал настоящим испытанием на прочность для этой общественной инициативы. Ведь школа объединила около четырёхсот людей, которые относятся по возрасту к так называемой группе риска, за ней тянется длиннющий шлейф различных ограничений, венцом которых стало требование к самоизоляции. Формально, в таких условиях школа просто была обязана прекратить своё существование.

Но именно неформальный дух образования взрослых, разнообразие поиска и распространения знаний, постоянный поиск новых партнёров по образовательному взаимодействию, ориентированному на современные вызовы времени, дружелюбный эмоциональный микроклимат в многочисленных студиях, творческих мастерских и кружках по интересам – всё это вместе взятое позволило выстоять, сохранить школу, не потерять творческий настрой, не растерять друг друга.

Первые слушатели ВНШ

Более того: случайно или не случайно, но именно во время пандемии слушатели вышли на новый уровень общения. Теперь уже не только в «Одноклассниках», но и «ВКонтакте», «Твиттере» есть группы ВНШ. И постоянно возникают все новые и новые в связи с необходимостью срочно решать оперативные вопросы, коих не убавилось, а, напротив, прибавилось. И самое главное – был создан долгожданный сайт ВНШ «Союз неугомонных». Теперь, зайдя на него, можно узнать всё о жизни школы, познакомиться со статьями, фотографиями, книгами, альманахами, которые пишут и создают слушатели ВНШ.

С подопечными Деского дома

Достаточно вспомнить только о двух коллективно-творческих делах, свидетельствующих о жизнеспособности школы. В 2020 году в самый разгар пандемии увидели свет два очередных номера альманахов школы «Родные берега» (№ 4) и «Народное обозрение» (№ 6). А в апреле и мае 2021 года была подготовлена, открыта и продолжалось в «Молчановке» целый месяц выставка «Время творить». В этот период горожане и читатели библиотеки могли любоваться книгами, альманахами, художественными картинами, талантливыми фотоработами, разноцветными компаниями вязаных игрушек, украшениями из бисера и природных камней, сказочными композициями и удивительными изделиями, созданными из неожиданных материалов с использованием разных техник, которые были созданы руками и душой слушателей ВНШ!

Да, школа в период пандемии по понятным причинам не могла собирать своих слушателей в одну аудиторию, поэтому не было объединяющих еженедельных лекций. Но дистанционно образовательную деятельность координировало руководство школы, периодически собирался актив и руководители кружков, которые при первой же возможности возобновляли свою очную деятельность. Поэтому даже те, кто в силу своих возрастных особенностей или сложившихся эпидемиологических обстоятельств находился в жёстком режиме самоизоляции, не теряли связь со школой и не только общались по телефону или в социальных сетях, но и продолжали заниматься любимыми видами творчества.

С руководителем Ольгой Николаевной Иевлева

Это помогло школе после отмены карантина сразу же «на одном дыхании» активно включиться во все образовательные и социальные мероприятия в Иркутске. Кружки возобновили свою работу по всем направлениям, а ударная группа волонтёров ВНШ приняла участие в весенней уборке города, в посадочных работах на участке в подшефном социальном поселении «Исток». А уже 14 мая в одном из кафе города прошло традиционное мероприятие, которое можно назвать «последним звонком», после него начинались летние каникулы.

Твоё здоровье в твоих руках

Тамара Тимофеевна Липинская, 90 лет

Высшая народная школа выдержала испытание и доказала свою жизнеспособность и в условиях пандемии!

Мы всегда в фарватере!

…И получается, что Высшая народная школа в Иркутске со своими социально-педагогическими подходами, образовательными традициями, социально-психологической устойчивостью на волнах перемен и испытаний, вызванных сложной эпидемиологической обстановкой в стране и мире, оказалась в фарватере социальной политики сегодняшнего дня! Пандемия коронавируса заметнее всего изменила жизнь пожилых людей. Это заставило государство и соответствующие его органы и структуры уделять им большее внимание. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Об этом красочно «говорят» принимаемые меры и документы на уровне правительства. По словам президента В. В. Путина, в первую очередь меры поддержки должны быть направлены на граждан старше 65 лет.

А иркутские «школьники» пенсионного возраста ещё до пандемии, в течение этой болезни и, даст бог, после неё знали, знают и будут знать, что на бога надейся (в нашем случае это государство), а сам не плошай… Поэтому мы на протяжении всего периода самоизоляции не чувствовали одиночества и продолжали вместе со своими наставниками жить активной творческой жизнью, выставляя свои новые работы на обсуждение в группах, на сайте, обмениваясь впечатлениями о новых работах, о прочитанном, о написанном и т. д.

«Почему?» – спросите вы, уважаемый читатель. Да потому что мы выросли и возмужали в стране, в которой одним из главных девизов было – «Учиться никогда не поздно!»

А ещё потому, что в России всегда считалось: быть образованным – интересно и почётно, а малограмотным – стыдно. В качестве подтверждения этой мысли – небольшая историческая справка.

8 8

Высшими народными школами называются школы для взрослых, которые с середины XIX века существуют во всех скандинавских странах. В это же время подобные образовательные учреждения открылись в Киеве и Санкт-Петербурге[1], а потом и по всей России, в частности, в Иркутске тоже. Так продолжалось до октябрьского государственного переворота, произошедшего в 1917 году. В советский период развития нашего государства видоизменённой формой ВНШ стали университеты марксизма-ленинизма. Возродила эту образовательную традицию в её первозданном виде в современной России Высшая народная школа Санкт-Петербурга в 1998 году. Руководитель – профессор, доктор экономических наук Нина Петровна Литвинова.

Идея открытия такого учебного заведения в Иркутской области родилась у её нынешних руководителей – четы Гординых[2] в 2004 году во время обучения на курсах, а затем защиты социального проекта школы в Питере на одном из семинаров, которые проводила Н. П. Литвинова. Но только в 2009 году при поддержке Иркутского педагогического университета удалось довести эту мечту до воплощения в жизнь!

Тем, от кого зависело формальное открытие школы (администрации вуза), трудно было поверить, что это не коммерческий, а волонтёрский проект! Нельзя не вспомнить, как это начиналось: без рекламы, с небольшого, в несколько строк, сообщения в газете «Восточно-Сибирская правда» о том, что открывается школа. И в указанную дату в актовом зале педагогического университета состоялось первое занятие! На него пришло, практически только благодаря сарафанному радио, 70 человек! Началась общественно-образовательная деятельность школы с лекции, которую провёл друг семьи Гординых, известный в городе кандидат филологических наук, театральный критик и преподаватель зарубежной литературы Сергей Захарян. После занятия, увидев «откликаемость» слушателей, он предложил для школы свой проект «Пойдём в театр!». Это было начало! Потом к общественно-образовательной деятельности школы присоединились другие известные в городе лица: деятели культуры, ученые, писатели, представители общественности… Возникло расписание: четверг – лекционный день, остальные дни – занятия по интересам.

Экологический десант Ольхон

А кто же наши слушатели?! Надо учесть, что взрослые школьники почти все – люди образованные, некоторые помимо высшего образования имеют ученую степень, различные звания! У кого-то из них «в руках» какое-то мастерство! Это означает, что они могут поделиться своими умениями и знаниями с другими!

Так в ВНШ стали появляться кружки, студии и мастерские. За весь период существования школы их было около пятидесяти. Одни существовали год или два. Некоторые существуют на протяжении многих лет и по сей день. К их числу можно отнести кружок рисования, кружки вязания, бисероплетения, студию художественного чтения «Живое слово», литературный клуб «Родные берега», кружок любителей физкультуры «Твоё здоровье – в твоих руках», мастерские «Очумелые ручки» и «Модный сундучок», студию танца, фотокружок «Стоп, кадр!», кружки иностранных языков – английского и немецкого, шахматный клуб. В «репертуаре» такой многообразной неформальной образовательной деятельности есть свои театральные постановки, выходят в свет школьные альманахи, издаются книги, альбомы, группа бывалых туристов ходит в походы и устраивает пикники для всех желающих, есть танцевальные номера и возникают всё новые и новые проекты… Не правда ли, это всё напоминает Дворец пионеров из нашего советского прошлого?! Но только этот дворец для пенсионеров!

Конечно, такой грандиозный социальный проект невозможно было бы осуществить без социальных партнёров. Их список очень длинный. Назовём только самых «центральных» – Иркутский государственный университет в лице Педагогического института, городская и областная администрации, совместно с которыми осуществлено и осуществляется десятки общественно значимых проектов, таких как «Обучающийся город», «Неделя информального образования», «Площадь талантов», «Выездная ВНШ» и др.

И конечно же, Высшая народная школа была бы невозможна без бескорыстной и добровольческой деятельности преподавателей вузов, известных в Иркутске учёных, писателей, деятелей культуры, представителей общественности и администрации города, творческих коллективов. Но об этом нужно рассказывать отдельно!

Взрослые школьники. какие они?

Средний возраст слушателей ВНШ – 65 лет. Взрослые школьники – это активные неравнодушные люди, ориентированные на общение, на взаимодействие, на серьёзную работу над собой, на поиск себя на новом жизненном этапе.

«Сколько раз я, издраконенная служебными передрягами, грезила встречей с миром свободы духа, творчества и гармонии... – говорит Наталья Растошинская, – И именно такой мир предстал за открывшейся дверью нашей школы…

Наблюдая за любимыми педагогами, активом школы, я явственно ощутила, что они крылаты, поскольку наполнены жизнелюбием, созидающей силой, умением творить и дружить. Свой пятый учебный год встречаю в чутком ожидании прорастания собственных, пусть небольших, перьев.

…Нам не страшны косность, себялюбие, душевная скупость – частые спутники одинокой, необласканной старости... Дочка, отмечая мой очередной день рождения, высказала очень весомую мысль: «Мама, глядя на тебя, мне не страшно стареть».

Слушатели ВНШ – это читающее и пишущее или желающее уметь писать поколение, поэтому всегда интересно проходят лекции с живым обсуждением и обменом мнениями!

«Помню свои первые впечатления, – вспоминает одна из самых первых слушательниц ВНШ Вера Дикова, – Меня поразила масштабность проводимых образовательных мероприятий: большая аудитория человек на 300 заполнялась полностью людьми пенсионного возраста, которые очень серьёзно относились ко всему, что происходило в процессе лекционных занятий. Интересно, что все десять лет они начинаются именно в четверг ровно в 16:00 и проходят преимущественно в аудитории № 316 Педагогического института ИГУ…

Я лично прихожу в школу, не обращая внимания на своё самочувствие. Она действует на меня как лекарство. Когда я переступаю порог школы, забываются все недуги и неприятности. Исписала уже семь толстых тетрадей, в которых законспектировала лекции, и берегу их, так как в них в любое время можно найти полезную информацию».

Высшая народная школа изменила жизнь многим: кто-то устал от гонки в предыдущий период жизни и ждал выхода на пенсию, надеясь, что обретут свободу, а закончив работу, вдруг обнаруживают пустоту… и так вдруг не хватает коллектива, рабочего темпа, привычной ответственности и нагрузки…

«Была у меня мечта: написать историю или рассказ о своей семье, – рассказывает один из лидеров школы Олег Емельянов. – Родословную, историю о жизни своих дедов, родителей. О том, в какие времена, в каких условиях они жили на нашей Сибирской земле. Для того чтобы уже наши дети и внуки помнили и ценили свою родословную и гордились жизнью своих далёких предков.

Лично для меня, кроме всего вышеперечисленного, особый интерес представляют занятия по развитию творческих способностей в студии «Живое слово» и литературном клубе[3]. Именно они подвигли меня на то, чтобы написать несколько рассказов и статей, которые опубликованы в наших альманахах «Народное обозрение» и «Родные берега». И мечта создать родословную моей семьи потихоньку начала сбываться… Для любого человека полезно, когда его мечты сбываются».

А кто-то из слушателей ВНШ просто выживал в бесконечных переменах, неустроенности и т. д., и не случилось за целую трудовую биографию найти себя и понять, не удалось самореализоваться, как сейчас модно выражаться!.. И вдруг такая школа, где есть коллектив, где есть возможность примерить любое занятие, где есть люди, которым ты интересен, где есть все условия для самореализации, для поиска!..

«Я, ты, он, она – это ВНШ! – как всегда воодушевлённо восклицает староста ВНШ Нина Увакина. – Мы большой дружный, сплочённый коллектив, а то, что я делаю в школе, – самые любимые страницы моей жизни. Слушателей очень много, и все такие разные и интересные. Каждому из нас приходится много работать над собой: учиться понимать и принимать человека, верить в него и прощать, как в каждой семье делает это мать.

Во время лекции

…Дорогие друзья, педагоги, слушатели, студенты, единомышленники! Я признаюсь в огромной любви к нашей школе, то есть ко всем вам! Всюду испытываю материнское чувство гордости за ваше личностное совершенствование, достижения, таланты, раскрывшиеся в школе. Хочется к каждому подойти, обнять и чмокнуть в макушку – так, помню, делала моя бабушка. Энергия безмерного счастья, нежности, благодарности живёт во мне и бесконечным потоком заполняет мир вокруг».

Вот так и рождались в школе народные просветители и социальные звёзды (это официальные статусы!), инициаторы и участники городских социальных проектов!

Руководителям школы удалось сформировать коллектив со своими лидерами, организовать внутреннюю живую структуру со своим активом, что при постоянном обновлении состава слушателей позволяет сохранять заложенные традиции и преемственность, одновременно обновлять и вносить что-то новое в жизнь первой в Восточной Сибири Высшей народной школы для пенсионеров.

Как отдельная глава в истории школы – это время первых! Уже 12 лет бессменный староста школы – народный просветитель и социальная звезда Нина Увакина. Её лицо, озарённое лучезарной улыбкой, белый одуванчик головы и внимательные глаза знают все слушатели и многие руководители города и области. Про таких обычно говорят, что они и есть лицо школы. И не зря, потому что именно такие, как Нина Григорьевна, создают доброе имя ВНШ в городе. У неё десятки благодарственных писем от разных инстанций, именно она стояла у истоков формирования волонтёрского движения в школе, а сегодня ни одно событие в областном центре не обходится без Команды неугомонных (так теперь называется в школе отряд волонтёров), за годы существования школы неугомонные побывали на уборке берегов Байкала, ими посажены десятки деревьев. Нина Григорьевна – это и Передвижная Высшая народная школа, которая столько света и душевного тепла вместе с домашними пирогами принесла в социальные учреждения города, это и Дедушкина-Бабушкина школа, это и концерты, и уроки рисования с детьми, и курирование детского дома и социального поселения «Исток» – всего не перечислить! Именно она когда-то в первые годы собрала вместе любителей рисовать и организовала первые уроки рисования!

Когда листаешь альбом фотографий, накопившихся за 12 лет существования школы, можно увидеть фотографию Нины Григорьевны и на занятиях физкультуры, и во главе волонтёрских групп, и на занятиях арт-терапией, и рядом с человеком-эпохой Евгением Евтушенко, посетившим Иркутск в 2015 году… Можно прочитать её «Оду зиме», опубликованную в художественно-публицистическом альманахе «Родные берега» и ее увидеть в постановках и литературных чтениях в студии «Живое слово» и т. д. и т. п.

Актив школы возглавляет Лариса Владимировна Шаманская, человек яркий, энергичный! Своей гордой осанкой, звонким голосом, целеустремлённым взглядом очаровательных глаз она напоминает комиссара Ларису Рейснер из «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского[4]. С 2011 года она «зажигает» в Высшей народной школе, где сразу стала заниматься в танцевальном кружке, учиться рисовать, заниматься в студии «Живое слово». Это была её идея – создать в Высшей народной школе студию «Модный сундучок», которую она вместе со своими единомышленниками и специалистами Ириной Пупко и Натальей Самоловских вдохнула в неё жизнь. Уже несколько выпусков этой студии завораживают своими образами модных бальзаковских женщин своих родных, близких и просто иркутян, которые с ними пересекаются в своей деятельности. С октября 2018 по инициативе Ларисы Владимировны начала свою работу Мастерская под названием «Очумелые ручки». Ей так понравилось в школе, что она и своего мужа, Дмитрия Викторовича Шматкова, сделала «школьником»! И не только! Теперь фотохудожник Дмитрий Шматков – преподаватель, вокруг которого объединились слушатели, пожелавшие заниматься фототворчеством.

Ещё один удивительный человек, которого нельзя назвать ни Матерью Терезой[5], ни комиссаром. Но где бы ни появлялась эта невысокого роста, спокойная и миловидная женщина, которую просто язык не поворачивается называть пенсионеркой, там начинают происходить удивительные события. Эта «травести»[6] – Валентина Иванова. Формально Валентина Сергеевна – руководитель шахматного кружка, что само по себе уже примечательно. Но это всего лишь одна из её активных социальных ролей в школе. Она постоянный участник волонтёрского движения, участник экологических и педагогических десантов[7]. Всех общешкольных дел, в которых участвует Валентина Иванова, не перечесть. А в период пандемии у неё открылся талант организатора. Во многом благодаря ей состоялись две выставки ВНШ в 2020 и 2021 году в «Молчановке».

Школа собрала интересных людей, и можно о каждом рассказать много удивительных историй, здесь каждый человек как открытие! Например, Олег Емельянов – надёжное звено в походах и в школьной жизни вообще!

А какие волшебные супчики на костре готовит для всей новогодней компании школьников Людмила Арсентьева, а как она читает стихи – это надо слышать! И при этом они оба и волонтёры, и участники литературного клуба, и участвуют в студии «Живое слово», и имеют определённые зоны ответственности в школе!

А какие замечательные стихи пишет Анатолий Волчук! Все значимые общешкольные мероприятия и почти все альманахи «озвучены» мыслью, украшены образным мышлением и юмором этого удивительного человека!

На многое способен наш народ

Из каждого, кто в ВНШ учился,

(коль я не прав, пусть гром меня убьёт),

Министр бы отличный получился!

Школа сильна своими героями, и это её неисчерпаемый потенциал!

А это значит, что вся её общественно-образовательная деятельность основана на свободе выбора содержания и форм образования как её слушателей, так и преподавателей. Школа создала такое пространство и сформировала такую социальную среду, где зрелый человек, имеющий свой духовный багаж, внутренний потенциал, активный и неравнодушный ко всему может открыть для себя новые возможности. А это значит – открыть заново себя! Найти в жизни новое применение своим знаниям и опыту.

Послесловие. а что дальше?

Впереди новый учебный год, а это значит – встречи с новыми интересными людьми на лекциях, коллективные и персональные творческие выставки талантливых слушателей на артплощадках города, праздничные встречи и вечера, традиционные первый и последний звонок, участие в городских конкурсах чтецов и мероприятиях, которые ежегодно проходят в формате Недели неформального образования, шефство над социальными учреждениями, активная работа и живое участие в экологических десантах по очистке берегов Байкала и весенней уборке города, театральные постановки в своих творческих студиях, выпуск новых альманахов, пополнение сайта Высшей народной школы интересными публикациями слушателей и новыми материалами, рассказывающими о школе, новые походы и многое-многое другое!..

А пока каникулы! Но и в каникулы слушателей ждут мастер-классы для тех, кто пишет, поездка на десять дней группы школьников-туристов в Санкт-Петербург, вылазка волонтёров в Большое Голоустное для проведения мастер-классов и других мероприятий для студентов с кафедры социальной педагогики и психологии пединститута ИГУ, у которых там будет проводиться летняя учебная ознакомительная практика, а также туристические походы, шефская помощь социальному поселению «Исток», общение внутри групп по поводу заданий на лето и просто общение!

Справочно для тех, кому интересно:

Новый учебный год начнётся в первый четверг октября в 16:00 по адресу: Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6, Педагогический институт ИГУ, аудитория 316.

Учебный год в Высшей Народной Школе длится с октября по май.

Подробнее про жизнь школы можно узнать:

– «Союз неугомонных» – сайт Высшей народной школы (ВНШ):

http://union-of-the-restless.ru

– группа в Одноклассниках: ok.ru ВНШ. Высшая народная школа города Иркутска.


[1] В апреле – в Санкт-Петербурге, а в Киеве – в сентябре 1859 года.

[2] Гордина Ольга Васильевна (г. р. 1960) – доцент, кандидат педагогических наук, Гордин Александр Иннокентьевич (г. р. 1958) – доцент, кандидат педагогических наук, член Союза журналистов России. Оба авторы сотен публикаций и десятков монографий и учебных пособий об образовании взрослых.

[3] Литературный клуб «Родные берега» организован в 2010 году, руководитель – член Союза журналистов, кандидат педагогических наук, доцент – А. И. Гордин

[4] Оптимистическая трагедия Всеволода Вишневского – популярная в СССР пьеса, в которой повествуется о том, как анархический отряд моряков под влиянием женщины-комиссара становится сплоченным революционным полком.

[5] Так между собой называют слушатели ВНШ свою старосту (Нину Увакину) за её мягкий и всё понимающий характер.

[6] К амплуа травести в театре прибегали к помощи женщин, когда нужно было сыграть ребёнка (девочку или мальчика).

[7] В 2018 и 2019 годах слушатели ВНШ проводили мастер-классы для первокурсников Педагогического института ИГУ, обучая разным формам практической прикладной вожатской деятельности, которая может пригодится им во время организации летнего детского отдыха.

  • Расскажите об этом своим друзьям!