НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-26-18-01-15
Народная артистка СССР София Ротару на своей странице в соцсети опубликовала фото с кладбища. 23 октября певица посетила могилу мужа Анатолия Евдокименко, похороненного в...
2024-10-25-18-36-10
Известная певица Таисия Повалий уже несколько лет проживает в Москве, много гастролирует по России и участвует в различных проектах.
2024-11-08-04-50-04---
Глава поселка Чернышевский в Мирнинском районе Якутии, Артем Ширшов, объяснил людям задержку в выплате зарплаты "запоем" бухгалтера.
2024-11-06-18-32-25
Юлия Барановская и Александр Гордон уже много лет работают вместе. Их по праву считают одними из лучших телеведущих на российском телевидении.
2024-10-28-04-10-18
Бывает, к сожалению, в жизни так, что дети решаются на самоубийство. И нередко потом к религиозным деятелям люди обращаются с вопросом о возможности отпевания таких...

Первая в России железная дорога открылась почти 200 лет назад

13 Мая 2020 г.

Ровно 184 года назад, 13 мая 1836 года, началось строительство первой в России железной дороги общественного пользования по маршруту «Петербург — Царское Село — Павловск».

Строительством Царскосельской железной дороги руководил австрийский инженер Франц Герстнер. Несколько месяцев он изучал российские пути сообщения, а затем представил Николаю I доклад о необходимости строительства в стране железных дорог. После рассмотрения специальным комитетом всех аспектов, Герстнеру была выдана привилегия на постройку железной дороги и дозволено учредить акционерное общество с капиталом в 3 миллиона рублей.

Через полгода средства на строительство были собраны, и в апреле 1836 года вышел Указ Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги.

Ее строительство планировалось завершить за пять месяцев. Почти всю трассу распределили на участки, отданные подрядчикам, а техническое руководство осуществляли 17 инженеров, пятеро из которых уже имели опыт подобных работ на железных дорогах Англии.

Стройку охраняли около сотни смотрителей и солдат. Всего в период строительства на трассе работало более трех тысяч человек. Главными рабочими инструментами были лопаты и кирки, использовались тачки и конные повозки. Строительный сезон 1836 года заканчивался, но работы не завершились. Чтобы спасти положение и репутацию, Герстнер решил открыть движение на готовом участке дороги в 3,5 версты между Царским Селом и Павловском.

Практически все материалы для строительства закупались Герстнером за рубежом. Рельсы на расстояние в 22 версты положили к концу сентября, тогда же по железной дороге прошли первые пробные поездки — несколько вагонов на конной тяге прошли от платформы в Павловске до Царского Села.

3 ноября 1836 года строители впервые опробовали на рельсах паровоз, купленный в Англии. Его доставили в Петербург морем, в разобранном виде. Поезд состоял из восьми вагонов разного класса: в самом комфортном, с мягкими сиденьями и крытым кузовом, могли разместиться восемь человек, в остальных — по десять. В те времена повозки с крышами называли шарабанами, без крыши — вагонами. Освещение и отопление тогда отсутствовало в вагонах любого класса.

  • Интересно, что ширина колеи в России была выбрана отличной от европейских стандартов — 1829 миллиметров. По одной из версий, такой выбор сделал инженер Герстнер, чтобы повысить провозную способность дороги. Существует миф, согласно которому такая колея была выбрана, чтобы противник не смог эффективно снабжать свои войска на территории России во время войны. На самом деле Николай I и его окружение об этом не задумывались. Впрочем, происхождение этого мифа понятно, ведь во время Великой Отечественной войны противник действительно вынужден был менять ширину колеи для своего подвижного состава.

Во время первого пробного рейса с использованием паровоза средняя скорость движения составила 51 километр в час — по тем временам это казалось просто фантастическим достижением. Поездка от Петербурга до Царского села заняла 35 минут, а обратная поездка — 27 минут. Впрочем, в первые полгода эксплуатации состав всё ещё тянули кони, и только по праздникам и воскресеньям на железной дороге использовали паровую тягу. Полный переход на пар произошёл в апреле 1838 года.

Проезд для пассажиров первого и второго класса стоил 2,5 и 1,8 рубля соответственно, третьего и четвёртого — 80 и 40 копеек. Интересно, что правительство сумело за пять лет полностью окупить затраты на строительство железной дороги и приобретение техники (а это немалые по тем временам 5 миллионов рублей).

Царскосельская железная дорога числилась самостоятельной вплоть до 1897 года — тогда её включили в состав Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги и перевели на новые стандарты русской колеи (1524 миллиметра).

Участок между Петербургом и Царским Селом длиной 25 километров был открыт 11 ноября 1837 года. День стал официальной датой открытия Царскосельской железной дороги. Первый поезд, который вел сам Герстнер, состоящий из паровоза и восьми вагонов, в одном из которых ехал император Николай I, преодолел маршрут за 35 минут.

  • История России и СССР, исторические деятели, секреты истории - на нашем сайте.

По инф. Парламентской газеты и fiesta.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!