НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2025-03-18-10-12-46
Невролог – важный врач при любой поликлинике. К этом специалисту стоит обратиться, если наблюдаются такие симптомы, как частые и сильные головные боли, шум в ушах, мигрени, ухудшение памяти, боли в спине, нарушение координации, обмороки и...
2025-03-17-07-00-15
Скрученные и деформированные ногти на ногах могут свидетельствовать о серьёзных заболеваниях. В этой статье эксперты Центра подологии «Две стопы» рассказали о причинах, последствиях и решениях такой...
2025-03-17-08-11-55
Судороги нижних конечностей у пожилых людей могут возникать по разным причинам.
2025-03-10-09-34-27
Жених и невеста из Китая решились на рискованный эксперимент. Парень решил испытать те же ощущения, с которыми сталкиваются женщины при родах, но в итоге оказался на операционном...
2025-03-19-07-43-21
Глаукома представляет собой серьезную проблему для здоровья. По данным ВОЗ, глаукома затрагивает около 100 миллионов человек по всему миру, и это число ожидается, что вырастет на 10 миллионов в ближайшие десятилетия. Это подчеркивает необходимость повышения осведомленности о...

Пост – это не диета

17 Марта 2011 г.

alt

Председатель Московского общества православных врачей, сопредседатель Церковно-общественного совета по биомедицинской этике при Московской патриархии, профессор медицины Александр Недоступ в интервью порталу «Интерфакс-Религия» рассказал о том, какую медицинскую пользу человеческому организму способен принести Великий пост при условии правильного к нему духовного отношения.

В чём основная польза человеку от поста, с точки зрения православных докторов?

– Для православного врача очень важной представляется духовная сторона поста. Ведь православные признают, что природа человека представляет собой не только тело, но также и душу, и дух. Душа занята эмоциональными, интеллектуальными, логическими, волевыми проблемами, в то время как дух – это та часть души, которая призвана общаться с высшим миром.

Очень важно, что во время поста человек будет соблюдать не только пост телесный, не только воздержание от пищи, но и воздержание от некоторых поступков духовной жизни – гнева, очень буйных развлечений. Это нашло отражение и у великих учителей Церкви, говорящих: «Поститесь, братия, телесно, поститесь и духовно». Духовный пост тоже очень важен, потому что все мы – верующие, неверующие – духовно, конечно, являемся больными людьми.

Мы можем быть душевно вполне здоровыми, логически чётко мыслить, знать высшую математику, контролировать эмоции, но при этом дух у нас будет очень повреждён. Все мы этим страдаем – маловерием, отсутствием любви, то есть качествами, которые измеряются уже по иным критериям, чем логическое мышление. Об этом очень подробно сказано в замечательной книге православного врача, святителя и исповедника Луки Войно-Ясенецкого «Дух, душа и тело».

Почему, с медицинской точки зрения, может быть важным отказ от негативных чувств и мыслей, страстей, борьба с которыми должна происходить во время поста?

– Мы, православные медики, убеждены, что болезнь имеет происхождение не только чисто телесное, но и духовное, причём болезнь и телесная, и душевная. Верующий человек понимает, что болезнь как правило – это следствие греха, который присутствует в организме. Об этом можно рассказать даже без привлечения богословских аргументов. Предположим, человек совершил нехороший поступок – то, что со всеми нами происходит сплошь и рядом. При этом человек очень редко не сознает того, что совершил. Он может стремиться забыть свой проступок, загонять его в себя, стараться себя оправдать, но всё-таки след от поступка обязательно останется, и человек будет носить это ощущение в себе. И когда это сознание застревает в мозгу, там, в коре головного мозга, создаётся, даже с чисто физиологической точки зрения, очаг раздражения, дискомфорта.

По законам индукции работы мозга, это раздражение распространяется также и вокруг, на близлежащие отделы, в первую очередь, на так называемую подкорку, которая находится под корой головного мозга и которая ведает деятельностью наших внутренних органов – сердца, сосудов, желудка и кишечника. Соответственно, это возбуждение переходит в подкорку, и оттуда импульсы начинают распространяться дальше. И вот вам, пожалуйста, – так и начинают возникать и язвенная болезнь, и гипертония, и астма, и все прочие недуги.

Всё это близко и психосоматике Фрейда, и павловской теории. Но только Фрейд, как известно, яростный атеист, сводил всё к половым инстинктам, всё у него было однобоко. И Павлов также был атеист, хотя и рассматривал эти процессы на более высоком уровне. Верующие же люди считают, что физическая повреждённость имеет более глубокие внутренние причины, и в первую очередь это – совесть. Без понятия «совесть» никак не обойдёшься, потому что именно она тревожит и будоражит человека. Есть такой афоризм, что совесть – это голос Бога, ведь человеку совершенно непонятно, откуда она берётся.

Можно ли в связи с этим сказать, что пост как просто ограничение в питании не имеет смысла?

– Да, обычно в светской прессе делается упор на диетическое значение поста, доказывается, что это очень полезно – временно перейти на такую облегчённую пищу, растительные продукты, что это типа разгрузки, от которой люди вдобавок ещё и худеют. Это, конечно, очень утилитарное отношение к посту. Ведь пост – это не разгрузочная диета, а нравственное очищение. Православные поздравляют друг друга с началом поста именно потому, что понимают, что это – великие дни духовного очищения. Сейчас предстоят дни, когда Церковь особо призывает человека хранить духовную чистоту: особо любить людей, особо жертвовать собой, стараться делать добрые дела, не совершать не предписанных поступков. У каждого из нас есть свои страсти и страстишки, которым мы потакаем, потом каемся в них и снова их совершаем. Вот от этого очень важно воздержаться.

Что бы Вы ответили светским людям, которые утверждают, что пост вреден для здоровья?

– Надо не забывать, что Церковь не настолько жестока и эгоистична, чтобы заставлять всех людей поститься по тем правилам, которые были разработаны в монастырях в средние века. Эти правила поста очень тяжелы и трудны, поэтому Церковь снисходит к людям, когда им бывает трудно. Во-первых, для больных существуют многочисленные послабления, причём иногда до такой степени, что пост снимается совсем. Я однажды был свидетелем того, как одно высокое духовное лицо запретило поститься больной монахине, когда я сказал, что ей здоровье не позволяет поститься. А уж людям светским, которым это вдвойне трудно, безусловно, разрешаются послабления.

Вообще, у церковных людей есть такое выражение: «рвение не по разуму». Надо понимать, что можно, а что нельзя. Детишек надо очень постепенно приучать к посту, конечно, давать молоко, которое им нужно для роста. Так же подходит и Церковь к этой проблеме: если человеку трудно даётся пост, он чувствует большую раздражительность, начинаются телесные, голодные боли, он чувствует, что не может ни о чём думать, кроме как о еде, то духовник в меру своего разумения, конечно, ему позволит нарушить пост немного.

  • Расскажите об этом своим друзьям!