«Все лгут», – говорит главный герой популярного телесериала. «Реклама и маркетологи лгут», – конкретизируют другие. Безусловно, для того, чтобы продвигаемый ими продукт был выбран потребителем, производители и маркетологи готовы на многое. Они не то чтобы врут – за злостный обман потребителя вполне могут сурово наказать. Зато находят хитрые лазейки, чтобы выдать желаемое за действительное, несуществующее – за реальное. Slon собрал несколько примеров того, как маркетологи ловят потребителей и играют на их неосведомленности и наивности. Какие продукты полезны? Внимательно читайте упаковку!
Страшный глютен
В последнее время упаковки мучных и злаковых (да и не только) продуктов все чаще помечают словами «Без глютена», и особо бдительные покупатели, ведущие здоровый образ жизни, предпочитают покупать именно такую еду. Мол, лучше подстраховаться и не есть какой-то там «глютен»: а вдруг он вредный? При этом они даже не догадываются, что попадаются на крючок маркетологов, которые решили заранее, как они испугают страшным словом особенно сознательную часть покупателей. Глютен, или клейковина – основной белок злаковых. Он действительно может быть опасен, но только для тех людей, которые больны наследственным аутоиммунным заболеванием целиакией (глютеновая энтеропатия). Раньше целиакия считалась редкий заболеванием (один случай на 1000 человек), но сейчас ее выявляют чаще, как правило, в латентной форме. Но в последнее время продукты пользуются популярностью не только среди тех, кто страдает заболеванием. Все мнительные тоже предпочитают покупать то, что отмечено значком зачеркнутого колоса.
Без холестерина!
Надпись на бутылке с растительным маслом о том, что продукт не содержит холестерина (а он там и не должен содержаться ни в коем случае) – отличный маркетинговый ход. Он работает на тех, кто не в курсе, что в растительном масле не бывает холестерина. Он очень похож на шутку студентов из Калифорнийского университета, которые распространили в кампусе листовки-предупреждения о том, что воду нельзя ни в коем случае пить, поскольку в ней содержится опасное вещество без вкуса, цвета и запаха – дигидрогена монооксид (монооксид дигидрогена – научное название обычной воды). Удивительно, что никто из маркетологов не воспользовался этим термином и не предложил поместить на продукт надпись о том, что он «Не содержит дигидрогена монооксид». Слово могло бы сойти за опасное.
Без консервантов
Заметив моду на здоровое питание и правильный образ жизни, производители покусились на самое святое для приверженцев здорового образа жизни – консерванты. И избавили визуально часть продуктов от их содержания. Например, не так давно отличился производитель напитка Coca-Cola. Он выпустил бутылку с новой этикеткой и надписью «Без консервантов. Натуральный краситель карамель». Хорошо, консервантов нет, но стал ли напиток от этого менее вредным?Лишний вес из-за содержания большого количества сахара или больные почки - это только часть проблем, которые могут возникнуть у любителя сладкого напитка. Но пить его, видимо, все равно можно и бояться нечего – ведь консервантов-то нет!
Соль и вода без ГМО
За последние десять лет генетически модифицированные ингредиенты стали еще одной страшилкой (к ним действительно можно относиться по-разному, это личное дело каждого). Зато маркетологи, не обсуждая, полезны или вредны ли на самом деле ГМИ с ГМО, полюбили шлепать надпись «Без ГМИ» на любой попавшийся продукт, вне зависимости от того, есть ли в они в нем или нет (вряд ли недоверчивому покупателю удастся быстро проверить их наличие даже при большом желании). Право у них такое есть, но важно знать, что в Москве, например, подобная маркировка является делом добровольным. Штамповать фразу можно на любой продукт. На покупателя, конечно, такая уловка действует, если оповещение о содержании вредных ингредиентов не доведено до маразма. Как в случае, когда фраза появляется на тех продуктах, в которых даже при большом желании ГМИ появится не могут – например, на пачках с солью.
Великий пост
Великий пост – хороший повод привлечь внимание к продукту. В это время реклама и упаковка преображается, на ней появляется информация о том, что продукт является постным. В итоге покупателю может быть предложено два одинаковых продукта, просто один с наклейкой «Постное меню», а другой без. На самом деле большой разницы может и не быть: как были овощи постным блюдом, так им и остались. Зато покупатель, не слишком глубоко разбирающегося в составе продукта, но соблюдающий пост, вполне себе может попасться на маркетинговый ход и, выбирая между простым батоном и батоном с наклейкой "Постный продукт", выберет второе.
Суперполезные бактерии
Бактерии в йогуртах и кисломолочных продуктах, о которых рассказывают в рекламе на экранах ТВ, – поистине уникальное изобретение маркетологов. В действительности многие из них являются обычными бактериями, живущими в микрофлоре человека. К таким, например, относятся бактерии ActiRegularis. Их настоящее название – Bifidobacterium animalis. Предприимчивые товарищи запатентовали красивое название одного из штаммов этой бактерии. Все бы ничего, но эффективность того, что Bifidobacterium animalis выживает в кислой среде желудка и не отторгается, доказана лишь исследованиями компании Danone и других компаний, производящих продукты с этой бактерией. В апреле 2010 года Европейское агентство по безопасности пищевых продуктов (EFSA) во Франции начало проверку свойств йогуртов, после чего Danone фактически признала, что йогурты не содержат никаких особых целебных свойств и заявила об изменении своей рекламной кампании в стране.
Волшебные шампуни
Маркетологи любят придумывать не только полезные бактерии в йогуртах, но и изобретать новые суперполезные вещества в косметических средствах, шампунях и кремах. Например, выпускают новую серию косметических средств с экстрактом кашемира, который на самом деле является ланолином, который добывают при выращивании овец. Его действительно используют в качестве компонента для кондиционеров для волос, поскольку он очищает волосы, – но вещество не влияет на рост и силу волос так, как обещают с голубых экранов.
Радикальный способ
Еще один маркетинговый трюк, при помощи которого можно убедить покупателя в том, что рекламируемый или продаваемый товар – самый лучший и стоит приобретения, – рассказать о том, что предыдущий продукт той же марки был гораздо хуже, и использовать его уже не надо. «Новая формула», «Новый улучшенный состав», «В пять раз эффективнее», «Улучшенные молекулы», «Еще больше вкуса» – и часто звездочка с указанием на то, что рекламируемый товар улучшен по сравнению с предыдущим на энное количество процентов. Наверное, случается, что среди производителей попадаются честные, и состав продукта действительно улучшается. Но увы, у потребителя, попавшегося на такую удочку нет никаких возможностей проверить, были ли намерения благими.
Global Russians
Хитрый способ сыграть на чувствах потребителя – заставить всех вокруг поверить в то, что твой бренд не такой, как остальные. Например, замаскироваться под иностранный бренд, на самом деле производя свои продукты где-нибудь в Подмосковье. Ralf Ringer, Sela, OGGI, InCity, Zarina, Be free, Savage, People Wear, O’stin, Carlo Pazolini, Chester, Carnaby, TJ Collection, Paolo Conte – это только маленькая часть брендов, изображающих из себя «иностранцев».
НИИ рекламы
В апреле 2010 года Федеральная антимонопольная служба оштрафовала ООО «Юнилевер Рус» за рекламные плакаты в метро. Реклама сообщала, что чистящее средство «Доместос» является средством профилактики гриппа H1N1 у детей раннего возраста. Интересно, что такую рекламную кампанию одобрил НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН. Как это могло произойти? Оказывается, случаи, когда разные госучреждения дают добро на рекламу, – не редкость. «Ассоциация стоматологов рекомендует», «НИИ питания РАМН заверяет» – все видели подобные фразы. Лабораториям выгодно сотрудничать с бизнесом, поскольку для многих структур подобные одобрения – единственный способ выживания.
vechnayamolodost.ru
-
Расскажите об этом своим друзьям!
-
Анализ на витамины: зачем он нужен и что показывает?
Витамины важны для здоровья. Их дефицит может ослабить иммунитет и ухудшить самочувствие. Витамин B9 нужен для синтеза ДНК и деления клеток. Его нехватка приводит к анемии и сердечно-сосудистым проблемам, а у беременных – к дефектам у ребёнка. Витамин B12 важен для нервной системы и кроветворения; его дефицит вызывает неврологические нарушения. Витамин D помогает усваивать кальций и фосфор, укрепляет кости и поддерживает иммунитет.
-
Как избежать рецидива: советы бывших алкоголиков
Рецидивы являются одной из основных проблем в процессе лечения алкоголизма. Даже после успешного прохождения реабилитации алкоголиков многие люди сталкиваются с трудностями в поддержании трезвости. В этой статье собраны советы бывших алкоголиков, которые помогут избежать рецидива и сохранить трезвый образ жизни.
-
От сердца до зрения: исследуем разнообразие специализированных чекапов
В мире, где темп жизни постоянно ускоряется, важность регулярного медицинского осмотра трудно переоценить. Специализированные чекапы позволяют вовремя выявить заболевания и предотвратить их развитие. Они охватывают различные области медицины, от кардиологии до офтальмологии, и предоставляют ценную информацию о состоянии здоровья конкретных систем организма. Прежде чем перейти к перечню таких чекапов, стоит понять, почему лучше сдавать анализы комплексом.
-
Медики: пожилым людям необходимо периодически проходить профилактическую медицинскую диагностику
Как бы не было неприятно это осознавать, но все люди стареют. С годами организм изнашивается, регенерация клеток замедляется, появляются нарушения работы без малого всех систем органов. И даже если человек чувствует себя хорошо, это не значит, что он остаётся здоровым. Поэтому в пожилом возрасте крайне важно вовремя проходить медицинскую диагностику. Своевременно выявлять и лечить патологии.
-
Медицинская сфера: к чему ведёт плохой сон, как его нормализовать, как справиться с осенней хандрой и для чего людям назначают анализы
Чем хуже человек в возрасте 40 лет спит, тем больше в старости у него может оказаться проблем с когнитивными функциями головного мозга. Такой вывод на основании проведённого исследования сделали учёные.
-
С какого возраста можно использовать брекеты для выравнивания зубов? Комментируют ортодонты
С проблемой неправильного прикуса сталкивается огромное количество людей во всем мире. Нарушения смыкания зубных рядов могут приводить к разным неприятным осложнениям. Из-за того, что неправильно распределяется жевательная нагрузка, может развиться дисфункция ВНЧС, произойти сужение дыхательных путей, возникнуть проблемы с пищеварительной системой и позвоночником.
-
Ученый предупредил: вызвать рак может даже линолеум
Один из самых популярных типов линолеума с покрытием из ПВХ может быть потенциально опасен для здоровья, предупредил кандидат химических наук, доцент кафедры ХТВМС РТУ МИРЭА Александр Гервальд в беседе с порталом «Лента.ру».
-
Пожилым посоветовали побольше спать для снижения риска деменции
Недавнее исследование выявило, что дополнительный отдых в выходные дни может значительно снизить вероятность появления деменции у пожилых.
-
Невролог посоветовал приседать и ходить пешком чаще для профилактики инсульта
Обычные прогулки помогут защититься от инсульта, считает невролог, медицинский эксперт Наталья Корявцева.
-
Ученые создали средство для борьбы с тромбами при помощи травы
Новосибирские ученые решили бороться с тромбами, применив экстракт нонеи. Российские специалисты разработали и запатентовали новое лекарственное средство на основе данного растения.
-
Медики: хороший завтрак для мужчин и женщин — разный
Специалисты обнаружили различия в мужском и женском метаболизме в утреннее время суток.
-
Антибиотики: герои или антигерои?
Антибиотики – лекарства, способные за считаные дни избавить человека от опасных инфекций. Но они же могут нанести организму серьезный вред. Неудивительно, что отношение к ним в обществе неоднозначное. Антибиотики одновременно спасают жизни и вызывают побочные эффекты, нарушающие привычный ритм работы организма. Как же разобраться, где граница между благом и вредом этих лекарств?
-
Минздрав: болезни сердца будут лечить по новым правилам
Министерство здравоохранения России представляет новые руководства по выявлению и терапии хронической сердечной недостаточности, с акцентом на домашней кардиореабилитации и использовании телемедицинских технологий. C 1 января 2025 года данные изменения будут внесены в программу государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, по информации "Парламентской газеты".
-
Онколог: Риски рака молочной железы есть и по мужской линии
15 октября отмечался Всемирный день борьбы с раком молочной железы. Среди женщин этот вид рака самый распространенный. В прошлом году в России таким недугом заболело около 84 тысяч представительниц слабого пола. Кто может попасть в группу риска и какие есть способы профилактики грозного заболевания?
-
2,85 миллиарда ударов: вычислено, сколько раз бьется сердце человека в среднем за жизнь
По ходу жизни человеческое сердце совершает около 2,85 миллиарда ударов, но количество может варьироваться в зависимости от образа жизни и особенностей организма.
-
Алкогольная и наркотическая зависимости: статистика ВОЗ, Росстата и «Трезвой России»
Алкоголизм и наркомания представляют собой серьёзные проблемы в современном обществе. Эти зависимости отрицательно сказываются на здоровье, социальной интеграции и психическом состоянии людей. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, алкоголизм затрагивает около 3,7% (209 млн. человек) взрослого населения земли, а наркомания – 0,76% людей во всем мире. В РФ, по информации проекта «Трезвая Россия», около 3,5% населения в 2023 году имело наркотическую зависимость и примерно 30% людей страдало алкоголизмом.
-
Как заботиться о здоровье ребёнка?
Обычно забота о здоровье ребёнка больше ложится на плечи мам и пап. Но бабушки и дедушки тоже могут по силам в этом ответственном и важном деле родителям своих внуков помогать. Забота эта должна быть комплексной. Обращать внимание нужно и на питание, и на двигательную активность, и на гигиену, и на плановые медосмотры.
-
Как помочь человеку в запое: путеводитель для близких и родственников
Запой – это серьёзная проблема, с которой сталкиваются многие люди: как сами потерпевшие, так и их близкие. Когда кто-то из родных или друзей находится в состоянии запоя, это может вызывать беспокойство, тревогу и неопределённость относительно того, как помочь человеку.
-
ВОЗ: 2,6 миллионов смертей в год связаны с алкоголем
Согласно данным отчёта Всемирной организации здравоохранения, опубликованного 27 июня, 2,6 млн. смертей в год связаны с алкоголем. Эта цифра составляет 4,7% от общего количества умерших за год людей. Также в отчёте был составлен рейтинг стран по количеству употребления алкогольных напитков, в котором России заняла 29 место.
-
В дефиците фармацевты-провизоры, форматы аптек и интересные факты о точках продаж лекарств
По данным HeadHunter, самая дефицитная профессия сейчас у дворников. Количество вакансий здесь превышает число желающих совершать такую работу. Ещё дефицит кадров имеется среди токарей, фрезеровщиков, врачей и продавцов-консультантов. Также в список дефицитных профессий попали администраторы магазина, мерчандайзеры, слесари, сантехники и фармацевты-провизоры.
|