
«Все лгут», – говорит главный герой популярного телесериала. «Реклама и маркетологи лгут», – конкретизируют другие. Безусловно, для того, чтобы продвигаемый ими продукт был выбран потребителем, производители и маркетологи готовы на многое. Они не то чтобы врут – за злостный обман потребителя вполне могут сурово наказать. Зато находят хитрые лазейки, чтобы выдать желаемое за действительное, несуществующее – за реальное. Slon собрал несколько примеров того, как маркетологи ловят потребителей и играют на их неосведомленности и наивности. Какие продукты полезны? Внимательно читайте упаковку!
Страшный глютен
В последнее время упаковки мучных и злаковых (да и не только) продуктов все чаще помечают словами «Без глютена», и особо бдительные покупатели, ведущие здоровый образ жизни, предпочитают покупать именно такую еду. Мол, лучше подстраховаться и не есть какой-то там «глютен»: а вдруг он вредный? При этом они даже не догадываются, что попадаются на крючок маркетологов, которые решили заранее, как они испугают страшным словом особенно сознательную часть покупателей. Глютен, или клейковина – основной белок злаковых. Он действительно может быть опасен, но только для тех людей, которые больны наследственным аутоиммунным заболеванием целиакией (глютеновая энтеропатия). Раньше целиакия считалась редкий заболеванием (один случай на 1000 человек), но сейчас ее выявляют чаще, как правило, в латентной форме. Но в последнее время продукты пользуются популярностью не только среди тех, кто страдает заболеванием. Все мнительные тоже предпочитают покупать то, что отмечено значком зачеркнутого колоса.

Без холестерина!
Надпись на бутылке с растительным маслом о том, что продукт не содержит холестерина (а он там и не должен содержаться ни в коем случае) – отличный маркетинговый ход. Он работает на тех, кто не в курсе, что в растительном масле не бывает холестерина. Он очень похож на шутку студентов из Калифорнийского университета, которые распространили в кампусе листовки-предупреждения о том, что воду нельзя ни в коем случае пить, поскольку в ней содержится опасное вещество без вкуса, цвета и запаха – дигидрогена монооксид (монооксид дигидрогена – научное название обычной воды). Удивительно, что никто из маркетологов не воспользовался этим термином и не предложил поместить на продукт надпись о том, что он «Не содержит дигидрогена монооксид». Слово могло бы сойти за опасное.

Без консервантов
Заметив моду на здоровое питание и правильный образ жизни, производители покусились на самое святое для приверженцев здорового образа жизни – консерванты. И избавили визуально часть продуктов от их содержания. Например, не так давно отличился производитель напитка Coca-Cola. Он выпустил бутылку с новой этикеткой и надписью «Без консервантов. Натуральный краситель карамель». Хорошо, консервантов нет, но стал ли напиток от этого менее вредным?Лишний вес из-за содержания большого количества сахара или больные почки - это только часть проблем, которые могут возникнуть у любителя сладкого напитка. Но пить его, видимо, все равно можно и бояться нечего – ведь консервантов-то нет!

Соль и вода без ГМО
За последние десять лет генетически модифицированные ингредиенты стали еще одной страшилкой (к ним действительно можно относиться по-разному, это личное дело каждого). Зато маркетологи, не обсуждая, полезны или вредны ли на самом деле ГМИ с ГМО, полюбили шлепать надпись «Без ГМИ» на любой попавшийся продукт, вне зависимости от того, есть ли в они в нем или нет (вряд ли недоверчивому покупателю удастся быстро проверить их наличие даже при большом желании). Право у них такое есть, но важно знать, что в Москве, например, подобная маркировка является делом добровольным. Штамповать фразу можно на любой продукт. На покупателя, конечно, такая уловка действует, если оповещение о содержании вредных ингредиентов не доведено до маразма. Как в случае, когда фраза появляется на тех продуктах, в которых даже при большом желании ГМИ появится не могут – например, на пачках с солью.

Великий пост
Великий пост – хороший повод привлечь внимание к продукту. В это время реклама и упаковка преображается, на ней появляется информация о том, что продукт является постным. В итоге покупателю может быть предложено два одинаковых продукта, просто один с наклейкой «Постное меню», а другой без. На самом деле большой разницы может и не быть: как были овощи постным блюдом, так им и остались. Зато покупатель, не слишком глубоко разбирающегося в составе продукта, но соблюдающий пост, вполне себе может попасться на маркетинговый ход и, выбирая между простым батоном и батоном с наклейкой "Постный продукт", выберет второе.

Суперполезные бактерии
Бактерии в йогуртах и кисломолочных продуктах, о которых рассказывают в рекламе на экранах ТВ, – поистине уникальное изобретение маркетологов. В действительности многие из них являются обычными бактериями, живущими в микрофлоре человека. К таким, например, относятся бактерии ActiRegularis. Их настоящее название – Bifidobacterium animalis. Предприимчивые товарищи запатентовали красивое название одного из штаммов этой бактерии. Все бы ничего, но эффективность того, что Bifidobacterium animalis выживает в кислой среде желудка и не отторгается, доказана лишь исследованиями компании Danone и других компаний, производящих продукты с этой бактерией. В апреле 2010 года Европейское агентство по безопасности пищевых продуктов (EFSA) во Франции начало проверку свойств йогуртов, после чего Danone фактически признала, что йогурты не содержат никаких особых целебных свойств и заявила об изменении своей рекламной кампании в стране.

Волшебные шампуни
Маркетологи любят придумывать не только полезные бактерии в йогуртах, но и изобретать новые суперполезные вещества в косметических средствах, шампунях и кремах. Например, выпускают новую серию косметических средств с экстрактом кашемира, который на самом деле является ланолином, который добывают при выращивании овец. Его действительно используют в качестве компонента для кондиционеров для волос, поскольку он очищает волосы, – но вещество не влияет на рост и силу волос так, как обещают с голубых экранов.

Радикальный способ
Еще один маркетинговый трюк, при помощи которого можно убедить покупателя в том, что рекламируемый или продаваемый товар – самый лучший и стоит приобретения, – рассказать о том, что предыдущий продукт той же марки был гораздо хуже, и использовать его уже не надо. «Новая формула», «Новый улучшенный состав», «В пять раз эффективнее», «Улучшенные молекулы», «Еще больше вкуса» – и часто звездочка с указанием на то, что рекламируемый товар улучшен по сравнению с предыдущим на энное количество процентов. Наверное, случается, что среди производителей попадаются честные, и состав продукта действительно улучшается. Но увы, у потребителя, попавшегося на такую удочку нет никаких возможностей проверить, были ли намерения благими.

Global Russians
Хитрый способ сыграть на чувствах потребителя – заставить всех вокруг поверить в то, что твой бренд не такой, как остальные. Например, замаскироваться под иностранный бренд, на самом деле производя свои продукты где-нибудь в Подмосковье. Ralf Ringer, Sela, OGGI, InCity, Zarina, Be free, Savage, People Wear, O’stin, Carlo Pazolini, Chester, Carnaby, TJ Collection, Paolo Conte – это только маленькая часть брендов, изображающих из себя «иностранцев».

НИИ рекламы
В апреле 2010 года Федеральная антимонопольная служба оштрафовала ООО «Юнилевер Рус» за рекламные плакаты в метро. Реклама сообщала, что чистящее средство «Доместос» является средством профилактики гриппа H1N1 у детей раннего возраста. Интересно, что такую рекламную кампанию одобрил НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН. Как это могло произойти? Оказывается, случаи, когда разные госучреждения дают добро на рекламу, – не редкость. «Ассоциация стоматологов рекомендует», «НИИ питания РАМН заверяет» – все видели подобные фразы. Лабораториям выгодно сотрудничать с бизнесом, поскольку для многих структур подобные одобрения – единственный способ выживания.

vechnayamolodost.ru
-
Расскажите об этом своим друзьям!
-
Мужчинам придумали новый метод контрацепции
Разработка нового препарата Adam может стать значительным шагом вперед в контрацептивных методах для мужчин.
-
ТОП-3 инфекций, которые можно подцепить от комаров
Темы, связанные с комарами и переносимыми ими заболеваниями, становятся все более актуальными, особенно в свете изменений климата и миграции различных видов насекомых. Важно быть осведомленным о потенциальных рисках, связанных с укусами комаров.
-
Назван вид тренировок, который улучшает работу мозга у пожилых
Занятия спортом действительно играют ключевую роль в поддержании физического и когнитивного здоровья у пожилых людей. Исследование, проведенное учеными Университета Южной Австралии и института AdventHealth, подтвердило, что регулярная физическая активность способствует улучшению когнитивных функций, таких как скорость обработки информации и рабочая память.
-
У антидепрессантов могут быть необычные побочки
В свежем исследовании, опубликованном в журнале Cureus, ученые выявили потенциальный побочный эффект от приема селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС).
-
Снижение стрессоустойчивости указывает на авитаминоз
Информация о весеннем авитаминозе претерпела изменения в свете современных реалий. Хотя россияне имеют доступ к свежим овощам и фруктам круглый год, содержание витаминов и минералов в продуктах снизилось, полагает эксперт по питанию Сергей Чудаков.
-
Зависимости: статистика по алкоголизму и наркомании в Иркутске и области, причины, последствия и способы преодоления
Алкоголизм остаётся распространённой проблемой современного общества. Как сообщает Роспотребнадзор Иркутской области, в 2024 году количество проданного алкоголя на душу населения составляло 85 литров. Также в докладе ведомства отмечается, что в прошлом году в результате отправления алкоголем около 680 человек попали в больницы и наркологические клиники в Иркутске.
-
Здоровью человечества угрожает опасный грибок
Изменения климата могут оказывать значительное влияние на распространение различных видов грибков, включая Aspergillus.
-
Как меняется лицо после брекетов? Рассказали стоматологи-ортодонты
Многих пациентов интересует вопрос: меняется ли лицо после брекетов? Да, изменения действительно есть и, как правило, в лучшую сторону, рассказали врачи клиники MY ORT.
-
Алопеция: причины появления, симптомы, диагностика и способы лечения
Алопеция, или потеря волос, характеризуется аномальным выпадением волосяного покрова на голове, лице и других областях тела.
-
Мир эстетической медицины: выставки в Казани и российской столице, борьба с возрастными изменениями, что даёт популярная процедура – чистка лица
Разные события, касающиеся миры эстетической медицины, проводятся на просторах России. В Казани, например, проходит Международный конгресс по пластической, реконструктивной и эстетической медицине. Продолжаться мероприятие будет до 26 апреля.
-
Зачем человеческому организму 3 кг бактерий в кишечнике: функции и значение микробиома
Человеческий организм никогда не бывает одинок. В кишечнике взрослого человека обитает около 3 килограммов микроорганизмов – сложная экосистема из тысяч разных видов бактерий. Эта микрофлора не просто соседствует с нами, а выполняет множество жизненно важных функций.
-
Врачи перечислили методы лечения хронических заболеваний горла
Хронические болезни горла являются группой заболеваний, оказывающих существенное влияние на общее самочувствие человека. Хронические ларингиты, фарингиты и тонзиллиты – это лишь некоторые из распространённых заболеваний, которые нуждаются в комплексном подходе к лечению.
-
Проблемы пищеварения: запоры – симптомы, методы решения и профилактика
Запоры – неприятное состояние, знакомое многим. Нарушение регулярности стула создаёт дискомфорт и негативно влияет на качество жизни. По статистике, около 20% взрослого населения периодически сталкивается с этой проблемой, а у 2-5% она приобретает хронический характер.
-
Планирование ЭКО: репродуктологи рассказали, какие обследования и анализы понадобятся
Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) является важным методом помощи при бесплодии, позволяющим парам, испытывающим трудности с зачатием, реализовать свою мечту о родительстве.
-
Стоматологи-ортопеды: виниры позволяют достичь ровной и эстетичной улыбки
Желание сделать виниры возникает у тех, кто мечтает о ровной, белоснежной и эстетичной улыбке без длительного ортодонтического лечения. Виниры – это тонкие накладки, которые крепятся к передней поверхности зубов и позволяют скрыть множество эстетических недостатков. Современные технологии позволяют добиться естественного вида, долговечности и комфорта при ношении этих микропротезов.
-
В США придумали жевательную резинку для борьбы с гриппом
Разработка в США и Финляндии жевательной резинки, способной снижать количество вирусов гриппа и герпеса, открывает новые перспективы в области профилактики инфекционных заболеваний.
-
Поставлена точка в дискуссии о пользе погружений в холодную воду
Ученые озвучили новые аспекты по части пользы регулярных погружений в холодную воду.
-
Наука тестирует новый способ возвращения мужской детородной функции
Тема трансплантации стволовых клеток спермы представляет собой интересное направление в медицине, особенно в контексте лечения бесплодия у мужчин, которые перенесли химиотерапию или другие процедуры, влияющие на фертильность.
-
Фитнес-браслеты могут подстегнуть развитие рака
Современные наручные фитнес-устройства, такие как умные часы и браслеты, могут представлять угрозу для здоровья из-за наличия полифторалкильных соединений (PFAS) в их материалах.
-
Роспотребнадзор проверяет популярные препараты для похудения на сибутрамин
В России продолжается обсуждение проблематики безопасности препаратов для похудения, особенно в свете недавних находок сибутрамина в таких продуктах, как «Молекула» и «Молекула плюс».
|