ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-18-05-38-49
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13...
90-
«Эта песня хороша – начинай сначала!» – пожалуй, это и о теме 1990-х годов: набившей оскомину, однако так и не раскрытой до конца.
2024-04-25-13-26-41
Президент Владимир Путин сказал, что «в СССР выпускали одни галоши». Такое высказывание задело многих: не одними галошами был богат Советский союз, чего стоила бытовая...
2024-04-25-11-55-09
1 мая исполнится 100 лет со дня рождения Виктора Астафьева
2024-05-02-02-55-14
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик, автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры...

Журналистика как смысл жизни

Изменить размер шрифта

Руководителю и ведущему перу газеты «Восточно-Сибирский путь» в период 1985–2005 гг. 24 марта исполнилось 70 лет. Почётный железнодорожник Евгений Деркач хранит убеждение, что предназначение железнодорожной газеты в регионе – рассказывать не только о новых технологиях, организации труда, но больше о людях, их месте на производстве и в обществе.

Евгений Деркач

Жизнь – интересная штука. Каких-то полтора десятилетия назад в среде иркутских журналистов главного редактора железнодорожной газеты Приангарья в шутку называли «капиталистом». Это он, один из первых на сети стальных магистралей страны, апробировал и запустил принципиально новый механизм доставки ведомственного издания к своему читателю.

Применение альтернативного способа позволило редакции не просто конкурировать с российской почтой, а отодвинуть её услуги на дальние позиции. В итоге газета стала обходиться читателю в два раза дешевле, чем стоила раньше. И уже скоро каждый третий экземпляр номера «Восточно-Сибирского пути» доставлялся подписчику прямо на рабочие места тружеников магистрали: в конторы дистанций, эксплуатационные и ремонтные цеха локомотивных и вагонных депо.

Газету стали активно выписывать жители западных районов Иркутской области, не работающие на предприятиях железнодорожного транспорта. Людей «со стороны» интересовали новости стабильно действующей, несмотря на кризис в стране, дороги, рассказы о тех, кто на ней трудится. Тираж «Восточно-Сибирского пути» быстро рос и вскоре превысил 52 тысячи экземпляров. О таком читательском круге в ряде региональных общественно-политических СМИ, особенно железнодорожных газет, не смели и мечтать.

– Мы в редакции в непростые 90-е даже не помышляли о том, чтобы зарабатывать на своём читателе, – рассказывает Евгений Васильевич.

Вспоминает, как министр путей сообщения Геннадий Фадеев на одном из совещаний с редакторами дорожных газет в Москве поставил задачу придумать ноу-хау, чтобы печатное средство массовой информации каждой из магистралей оставалось доступным для рядовых железнодорожников. Почтовики то и дело поднимали тарифы, повышая стоимость услуг по доставке газет и журналов. «Дорожки» стали обходиться подписчикам в копеечку. И в первую очередь, работникам сибирских и восточных регионов страны, учитывая расстояние полигонов в тысячи километров.

Тогда-то иркутский редактор зацепился за высказанную кем-то на совещании мысль попробовать доставлять газету до узловых и линейных станций силами самих железнодорожников, теми же вагонами почтовой экспедиции, а на предприятия Иркутска-Пассажирского и Иркутска-Сортировочного – машиной редакции. Попросился в командировку на Дальневосточную железную дорогу, где, по слухам, вроде бы начали предпринимать какие-то шаги по доставке газеты, минуя почту. Но там было проще и ненамного дешевле, да и тираж составлял всего шесть с небольшим тысяч экземпляров. Надо было менять систему соседей в корне. На обратном пути «экспериментатор» ночь не спал, придумывая схему будущего дела.

И уже скоро дорога получила отдачу. В годы глубокого социально-экономического кризиса в стране тираж дорожной газеты рос, а уровень её рентабельности уверенно приближался к показателю самоокупаемости. По задумке и степени реализации идее Деркача впору было пополнить примеры эксклюзивных подходов к деятельности редакций, включённые в отечественные учебники по экономике и менеджменту СМИ.

– Но сегодня меня больше всего беспокоит не тот факт, что наша дорожная газета доставляется подписчикам с участием «Почты России», – признаётся мой собеседник. – У железнодорожной прессы всегда была народная сторона и обратная связь с читателем. Так сложилось исторически. «Дорожки» много писали о людях и старались быть связующим звеном между рабочим и руководителями высшего звена. Тем и были сильны, любимы в рабочей среде. Современные журналисты под давлением «Гудка» больше рассказывают о прорывных технологиях, делают ставку на материалы экономического характера, зарабатывают деньги на рекламе, оставляя в стороне человека труда.

В мир отраслевой прессы Евгений Васильевич Деркач пришёл в 1985 году. Из двух десятилетий работы в газете «Восточно-Сибирский путь» 17 лет был её главным редактором. А вот журналистское перо держит в руках более трети века. Он и сегодня много пишет в областные газеты. Рассуждает о политике, экономике, поднимает вопросы социального плана. В статьях рассказывает о жизни американцев, особенно о судьбе учёных из России. А рассказать ему есть о чем.

После отъезда в США старшего сына и рождения там внука вот уже шесть лет ему с женой приходится по три-четыре летних месяца жить за океаном. Сын давно зовёт родителей переехать в страну Нового Света. Но глава фамилии принял для себя твёрдое решение: пребывать на родине, строить счастливую и богатую для всех жизнь в России.

– Согласен. Там уровень жизни другой. И такой, что среднестатистическому сибиряку даже не снилось. Но в Америке жить не хочу. Я сибиряк в четвёртом поколении. Коммунист в душе. Буржуазное общество, какие бы оно ни предлагало блага, не приемлю. Тем более что в школе и университете увлекался идеями революционеров-мыслителей Томаса Мора, Томаса Мюнцера, Кампанеллы, Джона Мильтона Дидро, Руссо, не говоря о Марксе и Энгельсе – с их пророчествами о равенстве людей и неизбежности уничтожения частной собственности на землю и орудия труда и производства. И поэтому считаю, что коммунизм – закономерный продукт развития человечества. Вопрос только за временем. У меня много материалов-наблюдений о жизни американцев. Хочу опубликовать их в областных газетах, но не с тем, чтобы сравнивать уровень благосостояния не в пользу сибиряков, а чтобы местные власти прислушивались к хорошему, брали на вооружение подходы к ряду проблем в Штатах. Например, в вопросах благоустройства городов и весей, строительства дорог, организации досуга взрослых американцев и их детей, поддержки пожилых людей, занятости молодёжи.

Не один год вынашивает журналист идею написать новую книгу, рассказать на её страницах об интересных людях, с которыми свела его судьба, и с кем ел он тот самый пуд соли под названием «жизнь». Хочет поведать, о чём мечтали они, как менялся их внутренний мир, мировоззрение, особенно в тот период, когда в государстве шёл слом социалистического строя, возврат к капитализму.

В своих воспоминаниях с ними, с друзьями-товарищами, геолог Деркач хочет вновь пройти по северному непроходимому стланику, по тем местам, где нет дорог и не всякий зверь прокладывает тропу. Сжечь в 40-градусное пекло пару-тройку сапог в предгорьях среднеазиатских Курамин, отправляясь на поиски месторождений золота и серебра. Потом осторожно ступать по прижимам горных рек Чуя, Магдана, Тупо, а в 50-градусный мороз в Мамско-Чуйском и Бодайбинском районах прокладывать в двухметровой толще снега направления будущих горных работ, доставать коренные породы, чтобы взять образцы из очередной выкопанной траншеи – находится ли именно на этом участке слюда-мусковит. А затем хочет он преодолеть сотни километров по шпалам во время весенних и осенних комиссионных осмотров Восточно-Сибирской железной дороги, посмотреть, как работает западный участок БАМа. Но это уже в обычных климатических условиях.

– Свои годы в геологии я вспоминаю через призму заснеженных сопок, кедрачей, весенних рек и ручьёв, покрытых льдом, утомительных маршрутов, вздыбленной взрывами земли. А вот журналистская работа стала для меня настоящим смыслом жизни, – делится мой собеседник.

Рассказывает, что любил вставать спозаранку, часа в четыре, начинать день за пишущей машинкой, а затем спешить на работу, чтобы скорее снова сесть за неоконченный текст, свой и своих журналистов, нырнуть в человеческий водоворот, погружаясь в жизнь героя готовящегося к печати очередного очерка, поразмышлять над коллизиями бытия, новыми проектами МПС, доверенными осуществиться Восточно-Сибирской железной дорогой.

Он мог бы стать хорошим спортсменом и тренером. Когда был учеником старших классов одной из средних школ города Ангарска, побеждал на соревнованиях областного и республиканского уровня. Готовился к поступлению на философский факультет Ленинградского госуниверситета, сдал экзамены. Но «тёмное» прошлое его деда-кулака в Орловской губернии, редкого труженика, реабилитированного позже, не позволило сбыться юношеской мечте.

В журналистской среде Деркача называли многостаночником.

– Да, слышал о себе и такое, – смеётся он. – Для меня всегда было важно не отставать от других, чтобы, приложив усилия, стать первым. Наверное, поэтому я побеждал в забегах на коньках, в легкоатлетическом беге на средние дистанции, в прыжках в длину и тройном прыжке и в школьных соревнования, и в городских. В школе на практике на мебельной фабрике «умудрился» сдать не на второй, а на третий разряд мебельщика-фанеровщика, а в университете после третьего курса на практике «отличился» от сокурсников тем, что в отряде мне доверили работу техника-геолога, а не рабочего, как другим студентам-однокурсникам. Меня постоянно назначали бригадиром и на копке картофеля в Сибири, и на сборе хлопка. Возглавляемые мной бригады были лучшими. Ты знаешь, как меня в Узбекистане называли? Сибирским комбайном.

– А журналистом-то как стали?

– По просьбе руководителей Мамско-Чуйского района. Написал несколько материалов в газету «Мамский горняк» о профессии геолога, её сложностях, тонкостях и, конечно, романтике. Опубликовал ряд материалов о спорте (помимо основной работы вёл секцию конькобежцев и отвечал за спорт в профсоюзном комитете экспедиции). В северном районе Приангарья были десятки геологов, а вот пишущей братии не хватало.

В ведомственную железнодорожную прессу пришёл Евгений Деркач уже известным журналистом, с опытом работы в других газетах, на областном телевидении Приангарья, в районной информационной сфере Заларей. Чтобы достойно начать и пройти очередной этап своей интересной жизни «Восточно-Сибирским путём».

  • Расскажите об этом своим друзьям!