НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Волшебник из "Кинопанорамы"

29 Сентября 2014 г.

kino 88

Вчера, 28 сентября, исполнилось 110 лет со дня рождения Алексея Яковлевича Каплера - сценариста, ведущего "Кинопанорамы", мужчины, который умел любить. О нем вспоминает обозреватель "Российской газеты".

29-09-KaplerЭто вообще так странно: человеку, которого ты знал, который приходил в гости к твоим родителям, более века...

Каплер был похож на волшебника: густые белые волосы и удивительно доброе лицо. В гости к папе с мамой приходили разные люди, и некоторых я боялся, например, Арсения Тарковского, грозный вид которого дополняла тяжелая палка в руках.

Каплера бояться было невозможно. Строгой в их паре всегда казалась его жена - замечательный поэт Юлия Друнина, близкая мамина подруга. Друнина была невероятно, как-то не по-здешнему красива, может быть, от этого казалась строгой.

Лицо Каплера излучало доброту и приветливость. Его не страшно было ни о чем спросить, несмотря на то, что он был невероятно знаменит.

Помню, как вместе с папой, мамой, Каплером и Друниной мы вышли из дома литераторов на улицу, которая тогда носила гордое имя Герцена. И движение встало. И пешее, и немногочисленное машинное. Все хотели посмотреть на знаменитого ведущего "Кинопанорамы" и улыбнуться ему. В ту пору не принято было подходить за автографами и тем более вместе "сфоткаться", да и на что фоткаться-то? Люди просто останавливались, смотрели и улыбались.

Каплер был не первым ведущим "Кинопанорамы" - начал передачу Зиновий Гердт. Потом ведущие менялись: Табаков, Лаврова, Савина, диктор Шилова... А в 1966 году бессменный режиссер "Кинопанорамы" Ксения Маринина пригласила Каплера.

Зрители не очень почитают сценаристов. Мы как-то все больше перед актерами преклоняемся да перед кинорежиссерами. Но фильмы по сценария Каплера видели все: "Полосатый рейс", "Человек-амфибия", "Она защищает Родину", "Синяя птица"...

Сейчас не модно (и это правильно) вспоминать картины о Ленине. И все-таки факт истории и факт культуры: Каплер написал первый сценарий о вожде - "Ленин в Октябре", картина вышла в 1939 году. Это был тот самый случай, когда "или пан, или пропал". Причем пропасть можно было не в метафорическом, а в самом буквальном смысле.

Сталину картина понравилась, как и следующая - "Ленин в 1918 году". "Пропал" Каплер позже, когда вождю не понравилось, что его дочь Светлана влюбилась в известного сценариста. Каплер был арестован и сослан на десять лет...

Итак, Ксения Маринина решила посадить в кресло ведущего немолодого и малоизвестного в ту пору широкой публике человека.

Каплер первым делом выбросил все сценарии и начал говорить сам от себя, от своего имени. Программа шла в прямом эфире. Но это не пугало Алексея Яковлевича - он хотел говорить свои слова, задавать свои вопросы.

Каплер принес в официальное советское телевидение естественную интонацию человеческого разговора. Оказалось, что на телевидении можно разговаривать так, как мы разговариваем между собой на кухне. Естественность - главное его качество. Проработав в программе шесть лет, он и ушел-то из нее, когда "Кинопанорама" начала выходить в записи, приходилось записывать несколько дублей и надо было играть самого себя.

Играть Каплер не умел категорически.

Когда он влюбился в Друнину, ему было пятьдесят лет, ей тридцать. Понятно, что я этого помнить не могу, но я очень хорошо запомнил рассказы моей мамы об их любви, о том, как Каплер по-мужски завоевывал красавицу-поэтессу.

Например, однажды Друнина на поезде отправилась в командировку. На каждой станции в дверь ее купе стучал проводник и отдавал телеграмму: Алексей Яковлевич узнал маршрут и телеграфировал в каждый населенный пункт о любви.

А она писала ему стихи о любви. Хотя в те времена, в отличие от нынешних, о своей любви не принято было распространяться, ее никто не осуждал. Потому что это была подлинная поэзия.

Вспоминая Каплера, я понимаю, что никогда не видел его без жены. Они всегда были вместе. И если, скажем, Друнина выступала на вечере моего отца, то Каплер непременно сидел в зале. И если Каплер вел творческий вечер какого-нибудь режиссера, Друнина слушала мужа.

Когда Каплер умер, мне было двадцать лет. И я понимаю, что и его самого, и его невероятную любовь с Юлией Владимировной я вспоминаю как бы отраженно: через рассказы родителей и их друзей. Но все равно это уже факт моей жизни: подлинная, настоящая, не крикливая и не суетная любовь двух очень талантливых и очень красивых людей.

Когда Каплер умер, Друнина осталась в растерянности. Эту растерянность железной фронтовой санитарки я помню очень хорошо. Может быть, впервые в жизни я увидел, что такое подлинное одиночество. (Потом такой же одинокой и брошенной казалась моя мама, когда умер мой отец).

Она не могла себя найти. Она не могла победить эту растерянность. И покончила с собой.

Перед смертью Друнина написала стихотворение, которое дало повод говорить о том, что она покончила счеты с жизнью, потому что ей не нравилась политическая ситуация в России. Не знаю, не мне судить. Мне показалось, что она умерла от безлюбья. Она не могла жить без того, кто составлял суть и смысл ее жизни. Ушел смысл - ушла и жизнь.

Друнину похоронили в Коктебеле рядом с Алексеем Яковлевичем - такова была ее последняя воля.

110 лет со дня рождения повод вспомнить Каплера. Человека, который жил и умер, как легенда. Который был и остался частью нашей кино- и телекультуры.

Забывать таких людей нельзя, чтобы не потерять ориентиры.

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!