НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Ушел последний режиссер великого поколения "шестидесятников"

06 Октября 2014 г.

lubimov yu

В воскресенье, 5 октября, в Боткинской больнице скончался основатель Театра на Таганке режиссер и актер Юрий Петрович Любимов. Его госпитализировали в тяжелом состоянии вечером 2 октября. «Несмотря на проведение интенсивной комплексной терапии, применение самых современных диагностических мероприятий, Юрий Петрович скончался на 98-м году жизни», — приводит слова представителя Боткинской больницы агентство «Интерфакс». Врачи диагностировали Любимову сердечную недостаточность. Прощание пройдет в Театре имени Вахтангова предположительно 8 октября.

07-10-lubimov
Юрий Любимов. Фото: С.Сидорина, Персональный сайт Юрия Любимова

 

Совсем недавно, 30 сентября, Юрий Любимов отметил 97-й день рождения. Он известен своими режиссерскими работами на разных отечественных и зарубежных театральных площадках, своими актерскими работами (более тридцати ролей в театре и кино), но его ключевая роль - основатель и многолетний главный режиссер Театра на Таганке. Именно Юрий Любимов преобразовал Московский театр драмы и комедии в то, что мы зовем Таганкой. В 1964 году Любимов пришел туда главным режиссером и привел с собой учеников по Щукинскому училищу с их дипломным спектаклем «Добрый человек из Сезуана» по Бертольду Брехту.

Во второй половине 1960-х – начале 1980-х годов Таганка стала одним из самых легендарных театров страны. Она регулярно сталкивалась с цензурным давлением, но сторонники и противники театра до поры до времени одерживали лишь тактические победы. Ситуация ухудшилась в начале 1980-х гг.

В 1984 году Любимов, находившийся в командировке, заочно лишается советского гражданства (возвращено в 1989 г.), лишается поста главного режиссера и перестает упоминаться в связи с театром.

В течение четырех лет Любимов активно работал с театрами Великобритании, Австрии, Италии, Германии, Франции, США. Его постановки тех лет ставились на легендарных сценах всего мира: в театре «Ла Скала», в парижском «Гранд-опера», лондонском «Ковент Гардене» и многих других. В 1988 году Юрий Любимов вернулся в Москву и спустя еще год был восстановлен в должности художественного руководителя Театра на Таганке.

Через некоторое время после возвращения Любимова в театре произошел конфликт. Это привело к расколу труппы и отделению части коллектива в «Содружество актеров Таганки». Так появился еще один театр, уже никак не связанный с Юрием Любимовым. Три года назад, во время гастролей труппы в Чехии, произошел конфликт с оставшейся труппой Тогда же Юрий Любимов и решил окончательно уйти из - и с июля 2011 года он не работал в Театре на Таганке.

В 2012 году Любимов поставил «Бесов» Достоевского в театре имени Вахтангова. Год назад состоялась премьера оперы «Князь Игорь» на исторической сцене Большого театра, а в мае этого прошел премьерный показ оперы-буфф «Школа жен» по комедии Мольера в театре «Новая опера».

Среди самых известных постановок Юрия Любимова - «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольда Брехта, «Жизнь Галилея» (по нему же), «Десять дней, которые потрясли мир» (по Джону Риду), «Павшие и живые» (по стихам поэтом, погибших на Отечественной войне), «Пугачев» (по Сергею Есенину), «Гамлет», «Дом на Набережной» (по ,рию Трифонову), «Мастер и Маргарита», «А зори здесь тихие...» (по Борису Васильеву), «Владимир Высоцкий», «Борис Годунов», «Самоубийца» (по Николаю Эрдману) и другие.

Юрий Любимов был удостоен множества отечественных и зарубежных наград и званий – в частности, в разных странах многократно признавался лучшим оперным режиссером.

Владимир Высоцкий, с 1964 до самой смерти работавший в Театре говорил о Любимове так: «С ним трудно работать. Правда... Очень интересно, но очень трудно, потому что он пробует сам. Он знает какой-то результат, что должно выйти, и делает по пятнадцать-шестнадцать вариантов. И все время требует играть в полную силу на репетициях. Потому что, говорит, иначе я не понимаю, как это будет в спектакле. Так что работать довольно сложно, и в то же время он делает все вместе: и свет тут же, и подсвет, и музыку... И, значит, ты только разойдешься, а он тебе вдруг говорит: «Да подожди ты, Володя! Алик, дай свет!» Он очень любит, когда актер пишет еще стихи, пишет музыку. Он дал возможность людям писать музыку в спектакли, писать стихи, инсценировки».

Еще один из самых известных актеров Любимова Вениамин Смехов на просьбу о комментарии заметил: «Простите мне некоторую резкость, но для всех Юрий Любимов хоть и глыба и гений, но все же величина отвлеченная, а для нас - это семейное горе. Поэтому, не могу говорить. Будет 9 дней - тогда, наверное, получится».

«Юрий Петрович Любимов был ровесником революции. И в этом, наверное, заключен какой-то странный, магический смысл, потому что он был абсолютно плоть от плоти истории России 20-го века, истории Советского Союза. Он был одновременно революционером от театра и революционером вообще в художественном творчестве», — рассказал РИА Новости театровед, спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

«Ушла легенда. Ушел последний режиссер великого поколения "шестидесятников". Я еще мальчишкой и студентом старался попасть на спектакли Любимова на Таганке. А потом судьба подарила мне встречу с Юрием Петровичем. Большому театру посчастливилось работать с этим великим мастером. Юрий Петрович поставил на сцене Большого оперу "Князь Игорь". Это была одна из последних работ Любимова», — сказал Владимир Урин, генеральный директор Большого театра.

«Это выдающееся событие в театральной жизни России – Юрий Петрович Любимов и создание его Театра на Таганке. Любой из его спектаклей сделает честь и создаст славу любому режиссеру, а их у него было десятка полтора, мощных спектаклей. То, что он сделал, достаточно на 2-3 творческих жизни. Это большое горе, его смерть», - считает актер и режиссер Владимир Меньшов.

Соболезнования в связи со смертью Юрия Любимова высказал президент России Владимир Путин. «Президент отметил, что трудно переоценить роль Юрия Любимова в развитии современного российского театра. По мнению главы государства, огромный талант Любимова будут дальше нести многие блистательные российские актеры, которые являются его учениками», — цитирует агентство РИА Новости слова пресс-секретаря президента Дмитрий Пескова. Слова соболезнования также выразили премьер-министр Дмитрий Медведев, мэр Москвы Сергей Собянин и профильный федеральный министр.

На смерть Любимова откликнулись и пользователи социальных сетей.

«Он про "Гамлета" пишет, а я на балконе, стоя на шпильках, плечом к плечу, не пошевелиться, этот спектакль смотрела. И даже боли в ногах не чувствовала. Билетов не было. Смотрели всё, - и всё то на ступеньках, то в проходе, то из-за кулис, когда проводил кто-нибудь. Любимов - гений. Люди загорались от него, умнели, хорошели, расцветали. Во многом лучшим в себе мы обязаны ему», - пишет Элла Ежова.

«Как актер и режиссер, Любимов был - несомненно - избранник Божий! Как учитель, он умел выявлять, пестовать и выводить в жизнь актеров - выдающихся мастеров сцены, ставших всенародными любиммцами. Он был человеком принципов, от которых никогда не отступал. Диссидент, которого боялась власть», - замечает юзер Arnold Pork.

Polit.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!