НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Универсальный учёный

17 Ноября 2016 г.

lomonosov mihail

Образ Михайлы Ломоносова давно стал хрестоматийным. Сын рыбака из северной деревни стал статским советником, профессором химии, действительным членом Санкт-Петербургской Императорской и почётным членом Королевской Шведской академий наук. Ломоносов проявил свою гениальность во множестве областей науки и искусства: от химии и горного дела до поэзии и живописи. Он является ярким примером «универсального человека».

Биография Михаила Васильевича Ломоносова

К 305-летию со дня рождения известнейшего русского учёного-самородка стоит вспомнить некоторые факты его биографии.

В Москву

Ломоносов родился 19 ноября 1711 года и был единственным сыном рыбака-помора. С десяти лет начал выходить с отцом на промысел в Белое море, длящийся по нескольку месяцев.

Михаил был обучен грамоте, что встречалось не часто среди крестьян. Первые знания мальчик получил от матери, а потом учился у дьячка местной церкви.

Трудно точно сказать, почему именно 19-летний Михаил решил сбежать из отчего дома в Москву. Есть версия, что главной причиной стало то, что отец решил женить Михаила. Кроме того, суровый родитель был против учёбы сына. В результате молодой человек ушёл тайком ночью с рыбным обозом. С собой он взял две книжки: «Грамматику» и «Арифметику». Путь занял три недели, и в январе 1731 года Ломоносов оказался в Москве. Больше он с отцом никогда не виделся.

Крестьянскому сыну сопутствовала удача: перед уходом ему удалось выправить себе паспорт, что даже для дворянских отпрысков было редкостью. Везло ему и в дальнейшем: когда Михаил Васильевич решил поступить в Московскую славяно-греко-латинскую академию, оказалось, что в известное учебное заведение крестьян не берут. Ломоносов подделал документы и выдал себя за сына холмогорского дворянина. И когда обман раскрылся, ректор академии позволил юноше учиться дальше и даже назначил стипендию. А когда выбирали самых способных студентов для продолжения учёбы в Германии, крестьянский сын оказался в их числе. При этом отец Михаила, богатый человек, жертвующий крупные суммы на храмы, ни разу не помог сыну деньгами. Справедливости ради стоит сказать, что и Михаил никогда не обращался к отцу за помощью.

Возможно, именно на этих фактах и основывается одна из самых ярких легенд о Ломоносове – что он был незаконнорождённым сыном Петра I. Приверженцы этой версии считают, что без высокого покровительства простой крестьянин, пусть и очень способный, не смог бы добиться такого положения. Но реальных фактов, подтверждающих такое родство, до сих пор не найдено.

За границей

В Германии Ломоносов провёл пять лет, посвятив это время изучению физики, химии, металлургии и горного дела.

Кроме несомненного таланта в науках, в остальном студент Ломоносов совершенно не соответствовал высокому званию будущего учёного.

Михаил Васильевич отличался буйным нравом, был мотом, пьяницей и хулиганом. Куратор Христиан Вольф регулярно был вынужден докладывать в Петербург о выходках своего подопечного.

Был, например, такой случай: однажды Ломоносов после нескольких дней пьянства проснулся в какой-то немецкой гостинице в форме прусского солдата-новобранца и понял, что завербован в рекруты.

И только сила, выносливость и отчаянный характер помогли молодому человеку сбежать от погони.

Там же, в Германии, Михаил встретил девицу Елизавету Цильх, на которой и женился. В браке родились трое детей, но до взрослого возраста дожила только одна дочь Ломоносова. Сейчас далёкие праправнуки великого учёного живут за пределами России.

Науки и искусства

Михаил Ломоносов был поистине универсальным учёным и сделал крупные открытия в физике, химии, астрономии, географии, горном деле, металлургии, экономике, демографии, истории, философии. Ломоносов спроектировал прототип современного вертолёта и даже сделал его действующую модель с двумя винтами. Подобное изобретение сделал ранее Леонардо да Винчи, но Ломоносов не мог знать об этом, так как чертежи были найдены только в XX веке.

Русский учёный вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований. Ломоносов предположил, что все вещества состоят из корпускул (молекул). Его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики.

Наука о стекле – ещё одна дисциплина, основателем которой стал Михаил Васильевич. Для изучения свойств стекла в 1748 году он создал первую научно-исследовательскую лабораторию в России. В результате огромного количества опытов Ломоносову удалось разработать технологию изготовления цветного стекла и создания изделий из него.

Михаил Ломоносов не обошёл вниманием и оптику. Он сам занимался изготовлением абсолютно новых для своего времени оптических приборов. Академик Вавилов считал Ломоносова «первым русским творческим оптомехаником».

Эти приборы учёный использовал и для изучения астрономии. Именно он первым предположил наличие воздушной атмосферы на Венере. Эти выводы Ломоносов сделал, обнаружив тонкое сияние вокруг планеты. Причём он не был первооткрывателем этого явления, но первым обратил на него внимание и сумел дать ему правильное объяснение.

Михаил Васильевич записал в своих наблюдениях: «Планета Венера окружена знатной воздушной атмосферой, таковой (лишь бы не большею), какова обливается около нашего шара земного».

Исследователя интересовало также и электричество, а в частности молнии. Для их изучения в 1750 годах был создан первый электроизмерительный прибор.

Ломоносов впервые ввёл в русский язык и науку множество новых научных терминов, которые большей частью закрепились и в быту.

В 1755 году Михаилом Ломоносовым была написана «Русская грамматика». В этой работе он изложил несколько интересных идей в области фонетики и грамматики. Эти идеи сейчас лежат в основе русского языка, являются его азами.

В 1748 году Ломоносов написал оду в честь очередной годовщины со дня восшествия императрицы Елизаветы Петровны на престол, за что был награждён двумя тысячами рублей. Согласно легенде, в казне на тот момент были только медные деньги, и награда была выдана именно ими. Для того чтобы доставить награду Ломоносову, потребовалось два воза.

Первый университет

«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом», – так отзывался о Ломоносове Александр Сергеевич Пушкин.

Михаил Ломоносов стал инициатором создания первого русского университета, впоследствии названного в его честь.

Как патриот, он считал, что стране нужны свои учёные, а не приглашённые из-за границы специалисты, которые не знали русского языка и не были заинтересованы в обучении русских студентов.

Излагая свои требования к будущему университету, Ломоносов подчёркивал необходимость создания гимназии. «Без гимназии университет – как пашня без семян», – считал Михаил Васильевич.

Ломоносов придавал большое значение выбору будущих учеников. Он настаивал на том, чтобы к учёбе допускались талантливые юноши из низших слоёв общества, в том числе и из крепостных семей.

«Моё единственное желание, – писал Михаил Васильевич, – состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение гимназию и университет, откуда могут произойти многочисленные Ломоносовы».

  • Расскажите об этом своим друзьям!