Учёный космического масштаба |
30 Июня 2016 г. |
1 июля 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения знаменитого советского астронома, основателя школы современной астрофизики Иосифа Самуиловича Шкловского. Его книга «Вселенная, жизнь, разум» привлекла широкое внимание к проблеме существования разумной жизни за пределами Земли. Будущий астрофизик Иосиф Самуилович Шкловский родился в украинском городе Глухове, в 1916 году. В шестнадцать лет пошёл работать десятником на БАМ. Потом был Владивостокский университет, МГУ, затем Государственный астрономический институт имени Штернберга. Иосиф Шкловский был пионером в науке. Обе его диссертации, и кандидатская, и докторская, содержали новаторские идеи и стали частью фундамента новых наук: ракетной астрономии и радиоастрономии. Часть своей жизни Иосиф Самуилович посвятил изучению солнечной короны и радиоизлучению Солнца. До этого феномен солнечной короны оставался загадкой. Открытия Шкловского стали основой физики Солнца. В 1957-м году Шкловский выдвинул гипотезу, связывающую гибель динозавров со взрывом звезды «неподалёку» от нашей планеты. Это предположение вызвало бурные дискуссии в научном сообществе. Иосиф Самуилович оставил огромное наследие: более двухсот научных статей и девять книг, в том числе художественных. Шкловский был талантливым рассказчиком, его произведения написаны живым ярким языком и привлекают уже несколько поколений читателей. «Вселенная, жизнь, разум» Наверное, самым известным и самым необычным вкладом Шкловского в современную науку стало изучение возможности существования внеземного разума. Почему именно на Земле возникла жизнь? И как это произошло? Может ли жизнь, хотя бы теоретически, существовать на других планетах и какими параметрами эти миры должны обладать? Если в космосе много высокоразвитых цивилизаций, то почему от них до сих пор нет весточек? Или мы видим эти знаки, но неправильно их понимаем? Как могут выглядеть такие цивилизации? Именно Шкловский впервые задумал применить глубокий научный анализ к теме, которую раньше далеко не все ученые вообще считали серьёзной. На разрешение загадки жизни в космосе он решил бросить все знания современной физики, биологии и астрономии. В октябре 1961 года на собрании «космических» деятелей академик Келдыш обратился к учёным: «В будущем году исполнится пять лет со дня запуска первого советского спутника. Эту дату нужно отметить должным образом...» Тут встал Шкловский и во всеуслышание объявил, что в оставшийся срок сможет написать уже начатую им книгу о возможности существования жизни во Вселенной. Книга была написана, что называется «на одном дыхании». Этот материал соединял в себе несколько научных дисциплин, да ещё автор выдвигал на суд читателей множество новых идей. Забавная история вышла с эпиграфом. Однажды Шкловский получил письмо от своего старого друга С. Соловьёва, где тот писал: «На днях перечитал новые стихи Асеева. К старости он стал писать лучше. Вот почитай слегка подправленные мной строфы: А любопытно, чёрт возьми, Что будет после нас с людьми – Ведь вот ведь дело в чём! Какие платья будут шить? Кому в ладоши будут бить? К каким планетам плыть?» Астрофизик был сражён – это именно тот эпиграф, что ему нужен. Только в последний момент Шкловский вспомнил насчёт «слегка» подправленных строк. С большим трудом разыскал эти стихи Асеева, и – обидное разочарование – именно последняя строка и была добавлена Соловьёвым от себя! Пришлось эту строчку стереть. Но всё же, после смерти Асеева, в последующих изданиях книги, Шкловский вернул эту строку в эпиграф. Книга «Вселенная, жизнь, разум» появилась в срок, в 1962-м году и приобрела огромную популярность. Она выдержала шесть переизданий, и каждый раз пополнялась последними данными науки. Книга переводилась на многие иностранные языки, но особенно Шкловский гордился, что её издали шрифтом Брайля для слепых – четыре тома на очень толстой бумаге. Учёный радовался, что смог хотя бы рассказать о дивных звёздах тем, кто никогда не сможет их увидеть!
Теория вероятности На знаменитой международной Бюраканской конференции по проблеме связи с внеземными цивилизациями 1971 года среди американских участников был некий господин Оливер, миллионер и вице-президент фирмы «Хьюллет-Паккард». С ним по дороге в Армению случился казус – при пересадке он потерял свой чемодан. Это, конечно, нисколько не помешало проведению интереснейшего собрания. Оно длилось несколько дней, и, среди прочего, учёные вычисляли вероятность того, что на каких-то планетах в нашей Галактике есть разумная жизнь. И вот перед заключительным банкетом приходит известие: чемодан господина Оливера нашёлся. Шкловский неожиданно обыграл эту находку в заключительной речи: «На протяжении всех этих дней мы много толковали о субъективной вероятности. Но если бы ещё вчера я поставил перед вами вопрос: какова субъективная вероятность того, что чемодан мистера Оливера вернётся к владельцу, вы хором ответили бы мне: «Нуль». И что же? Сегодня достойный вице-президент «Хьюллет-Паккард» получает свой чемодан. Это радостное событие вселяет в нас уверенность, что справедлива субъективная вероятность того, что где-то, далеко за пределами созвездия Тау Кита, столь выразительно воспетого замечательным русским поэтом Высоцким, идёт банкет, аналогичный нашему...» Ау, люди! Почему космос молчит? Этот вопрос стал драмой Шкловского. Он доказал, что на уже имеющейся аппаратуре вполне можно было осуществлять дальнюю космическую радиосвязь. Если вокруг мириады звёзд, многие из которых похожи на Солнце, почему хотя бы от некоторых из них мы не слышим позывные разума? Возможно, рассуждал астрофизик, время существования разумной цивилизации по вселенским меркам так мало, что мы просто не пересекаемся с себе подобными во времени. И, правда, что такое 10 тысяч лет истории человеческого общества по сравнению с примерно десятью миллиардами лет жизни Вселенной? Или хотя бы с двумястами миллионами лет – периодом вращения нашей Галактики? А сколько мы ещё можем прожить? Для овладения всеми ресурсами Солнечной системы и её полной искусственной перестройки нам потребуется всего-то несколько миллионов лет, считал Шкловский. А дальше? Может быть, могущественная цивилизация переходит со временем в ту стадию, когда она уже совершенно не интересуется окружающим миром? Всемирный бум «летающих тарелок» Шкловский ни за что не принимал как доказательство существования инопланетян. «Скорее всего, мы одиноки во Вселенной, или, по крайней мере, в местной системе галактик», – к такому выводу астрофизик пришёл к концу своей жизни. «И ещё более вероятно, – говорил он – что сам разум – это не более чем тупиковая ветвь эволюции жизни, и все мы вымрем, как вымерли тысячи тупиковых видов на Земле». Иосиф Самуилович обладал качеством, присущим только настоящим учёным: он не боялся отказываться от собственных предположений, если они не находили потом научного подтверждения. Отрицательный результат в науке, как известно, тоже результат. Шкловский хладнокровно зачёркивал свой прошлый энтузиазм... Впрочем, он всегда добавлял, что первым будет радоваться, если кто-нибудь докажет, что его вывод ошибочен. Увы, при жизни Шкловского этого не произошло. Да и сейчас реальность внеземного разума остаётся предметом жарких споров. Но вот парадокс: Шкловский, веривший только в силу науки, своим скептицизмом породил целое поколение оптимистов, смело продолжающих поиск братьев по разуму. Тэги: |
|