Своего зрителя он не подводит |
01 Апреля 2016 г. |
Двадцать девятого марта Станислав Говорухин отпраздновал свое восьмидесятилетие. Многие помнят и его фильмы, и его публицистику, и то, что он «дедушка фестивального движения» (как он назвал себя в автобиографии). Это правда: «Золотой дюк» в Одессе – первый советский независимый кинофестиваль. И, собственно, понятно, почему сейчас, в связи с событиями Майдана, Говорухин так жестко отзывается об Одессе. Это, видимо, чисто человеческая и творческая обида на город, которой когда-то стал для режиссера местом реализации проекта-мечты. И хотя эти упреки трудно назвать справедливыми, но в праве их высказать трудно отказать тому, кто столько сделал для поддержания былого статуса Одессы как одной из культурных столиц России. Все мы помним и любим снятые на Одесской киностудии «Вертикаль» и, естественно, «Место встречи изменить нельзя». Эта картина вообще «победила преступность в отдельно взятой стране». Даже криминальная часть советского общества массово смотрела это кино, преступлений в этот момент не совершая. Пишут, кстати, что фильм вообще с трудом вышел на экраны. Перед премьерой был закрытый показ для сотрудников милиции. И многим милиционерам это кино не понравилось. Однако и сейчас «Место встречи» для многих остается культовым. Как сценарист Говорухин тоже устроил маленькую революцию в советском кинематографе, когда стал автором сценария для «Пиратов XX века» Бориса Дурова, первого и чуть ли не единственного советского боевика. Ну, как минимум самого известного.
Вообще, про «Пиратов» именно в политической среде, в среде историков и медиаэкспертов, можно услышать, что если бы таких фильмов советский кинематограф выпускал больше, то СССР дольше бы просуществовал. Ну, потому, что голливудская продукция была бы не так уж и нужна. Все эти боевики и авантюрные комедии. И, в общем, с такой позицией можно согласиться. И снова, по словам самого же Говорухина: фильм «бесконечно долго ругали критики». Кстати, в политическом смысле Говорухин пробыл «революционером» недолго. Поначалу он, как и большинство граждан страны, приветствовал «перестройку», а потом и «демократические реформы». Но уже в начале девяностых стал резким критиком российских реалий. В этом отношении интересно проследить эволюцию взглядов в документальной трилогии, которая началась фильмом «Так жить нельзя», продолжилась «Россией, которую мы потеряли» и завершилась «Великой криминальной революцией». Последний документальный фильм трилогии уже абсолютно четко говорил о том, что в стране происходит нечто крайне неправильное. Ну и «Ворошиловский стрелок», уже художественное полотно, которое рисовало российскую обыденность «нового времени», а заодно и веру режиссера в то, что справедливость восторжествует. Даже если закон не работает. Вообще, политическая позиция Говорухина может нравиться или нет, но она практически не менялась с годами. Ну, если не считать очарования «перестройкой» и «демократией», которое было сильным, но кратковременным. И не только у него, а практически у всей страны. Надо сказать, что Станислав Сергеевич от этого очарования опомнился одним из первых – и снова встал на рельсы того, что сейчас называется консерватизмом и охранительством. То есть не было каких-то долгих метаний, не было «политического лавирования». Собственно, и сейчас, будучи в политике, он занимает такие должности, которые сопряжены и с консерватизмом, и с народничеством. Он же сопредседатель ОНФ. И да, его публичные политические высказывания, как правило, не знают полутонов и дипломатического такта. Говорухин, нельзя отказать ему в этом, всегда предельно честен и прямолинеен. В общем-то, даже оппонентам за это можно и нужно его уважать как противника, выступающего с «открытым забралом». И, в общем, вполне логична его позиция по нынешней ситуации на Украине. В отличие от многих своих коллег по творческому сообществу, Станислав Сергеевич высказался сразу и категорично. И Крым у него стопроцентно наш, и жаль, что Донбасс не наш по самую Одессу. В свои восемьдесят Говорухин продолжает активно заниматься политикой и снимать фильмы. В 2015-м он снял по рассказам Довлатова кино «Конец прекрасной эпохи». Фильм, кстати, снова критикуют. Общий смысл критики – «на экране ничего не происходит, нет цельности повествования». Ну, если учесть, что речь идет о «хрущевской оттепели», то любой историк вам скажет, что «дух исторического периода» Говорухин схватил верно. Десятилетие Хрущева во многих сферах было именно «изображением бурной деятельности». И, в общем, к тому, что Говорухина постоянно ругают профессиональные критики, а потом смотрит вся страна – не привыкать. Словом, Говорухину вполне стандартно хочется пожелать новых фильмов. У нас в стране сейчас не так много режиссеров, которые в состоянии делать кино, которое бы любила вся страна. Говорухин – умеет. И, несмотря на почтенный возраст, вполне может. А мы с удовольствием посмотрим. Благо, своего зрителя Говорухин ни разу не подводил.
Тэги: |
|