НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Советский Homo уходит в прошлое

02 Декабря 2015 г.

ryazanov eldar

В Москве на 89‑м году жизни умер Эльдар Рязанов, и это — тот самый случай, когда не работает правило «или хорошо, или ничего». Нужно или восторженно, или с замиранием сердца, или — всерьез, о главном, о том, что же было в нем такого, что не позволяет промолчать.

О жизни Эльдара Александровича известно почти все, он никогда не скрывался, но и не был героем светских хроник, просто и честно работал, выдавая шедевр за шедевром, великую ленту за легендарной. Хватит одних только названий картин, и всем все понятно. «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс» — какие еще вопросы? Хотя список, разумеется, далеко не полный.

Впечатление, которое производил Рязанов, было обманчиво — это, пожалуй, главное, с чего стоит начать. Режиссер не без издевки придумывал себе роли героев, то засыпающих в самолете на Ленинград, то дремлющих в обнимку с бегемотом, и, казалось, вот оно — смешной мужчина, полноватый, обычный, наш, советский, да мы же сами так делаем все время.

Это не так. Рязанов — трудно поверить сразу — интеллектуал уровня Стэнли Кубрика или Альфреда Хичкока, человек выдающегося ума, и именно это сделало его нашим национальным режиссером. В «Жестоком романсе», блестящей экранизации «Бесприданницы» Александра Островского, где каждый образ — в точку, каждое слово — к месту, любой жест — стопроцентное попадание, режиссер видит то, что в самом произведении мало кому заметно. В картине нет детей, все — или взрослые, или очень взрослые. Перед нами — мир без будущего, все они умрут, кто раньше, кто позже, останется выжженная земля. Зато хоть на пароходах покатались, было весело.

В «Служебном романе», в свою очередь, важна не столько любовная линия, сколько сложнейший анализ положения женщины, которую советская власть щедро одарила правами и свободами, а вот счастья добавить забыла. Героини фильма живут и мучаются, не понимая, почему им позволены восьмичасовой рабочий день и равная заработная плата, а прислониться вечером не к кому. Можно ли как-то поменять? Как вообще с этим жить, когда и претензий-то адресовать некому: Клара Цеткин и Роза Люксембург умерли давно. Феминистский западный бунт, говорит Рязанов, — это совсем не про нас, потому что он приводит к тому, что ты превращаешься в Шурочку, бессмысленную, беспощадную, нелепую, зато деятельную и самостоятельную. Нынешние «борцы за права женщин» похожи на нее, как будто вчера еще собирали деньги «на Бубликова».

«Ирония судьбы» — не только про то, что дома в Ленинграде и Москве одинаковы, как и названия улиц, автомобили под окнами, снег, но и о том, что сильный герой замечательного Юрия Яковлева проиграет слабому герою Андрея Мягкова. Сильные ломаются, а слабые умеют вдруг однажды плюнуть на все (на себя, в том числе) и стоять на своем до последнего. Русских мужчин мучили, били, ломали, мордовали, а мы все еще живы, строим, пишем, делаем — это вообще-то чудо, и «Ирония судьбы» как раз о том, почему оно неизбежно. Наши супергерои не похожи и никогда не будут похожи на голливудских, они улетают не тем рейсом, просыпаются не в той квартире, но знают, что самое главное нельзя наладить и исправить, дав кому-нибудь в глаз. Мир холодный, а человек — теплый, на том и стоим.

И, наконец, «Берегись автомобиля», вся картина — тончайшая игра в то, как адаптирует советская культура великие образы Гамлета и Дон Кихота, которые кристаллизуются в Юрии Деточкине. Он и трагичен, и комичен, и всемирен, и привязан ко времени и месту. Идальго, играющий в самодеятельном театре принца Датского, — таковы до сих пор лучшие из нас.

Открытия, сделанные Рязановым, были под силу лишь человеку, главная работа которого — думать. Не читать французских балаболов, презрительно поглядывая по сторонам, не писать «статьи о философии» на птичьем языке, не жонглировать заемными идеями, а идти по улице, вглядываться в лица и думать.

Рязанов не претендовал на роль моралиста, обличителя, ментора, ему важно было понять, что происходит, кто мы, куда идем и почему не важно, правы мы или нет. Вера режиссера в то, что человек по природе своей благ, очень помогла Эльдару Александровичу в советское время и помешала в 90‑е и нулевые, потому что совместить реальность со своим о ней представлением день от дня становилось все сложнее.

Уход Рязанова означает, что страница закрыта. И вопрос о том, каков человек сегодня, остается без ответа. Советский Homo уходит в прошлое, как было когда-то с дворянами, купцами и белыми офицерами, и пусть нас не обманывает протяженность процесса. Там, дальше, пока пусто.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!