НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

«Серега, ты дозрел!»

18 Апреля 2016 г.

nikonenko sergei

16 апреля Сергею Никоненко исполнилось 75 лет. Сыграв 220-ю роль на экране, истинно народный, по-юношески азартный артист не спешит подводить итоги.

14

культура: Над чем работаете?

Никоненко: Играю тренера паралимпийского чемпиона в картине «Со дна вершины» Яны Поляруш. Участвую в антрепризах, выступаю с есенинскими моноспектаклями, готовлюсь к творческому вечеру в Доме кино. Год назад занял пост президента актерской гильдии Союза кинематографистов, но успехами похвастаться пока не могу. Считаю, гильдия должна решать не только житейские, но и творческие вопросы, влиять на кинопроцесс. Конечно, если режиссер не хочет взять артиста, никто его не заставит, но нам нужно предлагать постановщикам сценарии и актеров. Если не устраивает — вызывать следующего.

культура: Вы боец, и Ваша биография с первых же страниц напоминает военный роман. Сергея Никоненко можно назвать участником Великой Отечественной?

Никоненко: Я родился в центре Москвы, а через два месяца, 21 июня, папа отправил нас с мамой на малую родину — под Вязьму. Только добрались, началась война. Нужно было немедленно выезжать обратно, а мама верила, что отразим агрессора малой кровью, могучим ударом, и задержалась. Но, как говорил Василий Теркин: «Немец был силен и ловок, ладно скроен, крепко сшит, он стоял, как на подковах, не пугай — не побежит!» Спустя пять дней Москва была закрыта, попасть туда можно было только по вызову. Отец ушел на фронт, в столице нас никто не ждал. Так и остались у родственников. В середине октября в село вошли немцы. У нас поселились автомеханики, резали гусей, а кур не трогали — любили сырые яйца.

Фашистов отбросили, прошел слух, что в соседнюю деревню вернулась советская власть. Спеленав меня, мама махнула туда и встретила друга отца по охоте — секретаря райкома, командира партизанского отряда Ивана Наумовича Петракова. Он сказал: после Нового года будем вас переправлять на Большую землю. До самой весны мама оставалась в партизанском отряде — обшивала, перевязывала, готовила.

В конце марта появилась возможность перейти линию фронта, командир махнул рукой на дальний лес — кто первый? Мама и я на плащ-палатке от воронки к воронке поползли вперед. Нас заметили, открыли минометный огонь. А когда выбрались к своим, с ней пообщался особист. Выписанная Петраковым бумага его не впечатлила, и потом от мамы долго не отставали. В 43-м отца ранили, а поскольку ему уже исполнилось сорок пять лет, его перевели в пожарную охрану. Отец вызвал нас в нашу коммуналку на Сивцевом Вражке. Служил он в пожарной части на Собачьей площадке за Театром Вахтангова, мы ходили к нему за керосином, иногда заглядывали в Филипповскую церковь на Арбате. Я запомнил там одну слепую бабушку. Много лет спустя ее прославили как Матрону Московскую. Оказалось, с 1942-го она прожила восемь лет в Староконюшенном переулке. Кажется, с утра до вечера сидела в храме слева от входа, к ней было не пробиться. Помню Пасху 1945 года, откуда-то взялись куличи... Из чего — не знаю, но и мне дали крохотный куличик и три яичка. Я замешкался и поставил на длинный стол свой узелок. А батюшка замахнулся кропилом и как рявкнет раскатисто: рразвяза-ать!

культура: Что сформировало Ваш характер?

культура: Девочка. Нет, вру, сцена. В первом классе мама будущего поэта Саши Тихомирова выбрала меня и еще шестерых ребят изображать Петрушек: «Тили-дили-динь, пришел Петрушка, тили-дили-динь, как весел я, тили-дили-динь, вот моя погремушка, а на ней бубенчики звенят!» Придуривался слегка — все в одну сторону топают, я — в другую, а она сказала, что выступал лучше всех. Праздновали Новый, 1950 год, я был самым маленьким в классе, и меня выбрали Снегурочкой: паричок, косички, пальтишко, юбочка, подрумянили щечки. Встречал гостей, все удивлялись: ах, откуда такая замечательная девочка? Никто не узнавал. Потупившись, пищал: я из соседней ськоли...

Но праздники были редки. Можно сказать, я вырос на помойке. Да не на простой, а на мидовской. Чтобы добраться до нее, приходилось помогать дворнику чистить снег, и за это он открывал волшебный сарай с громадными тюками, набитыми конвертами с марками...

культура: Вы могли стать подпольным миллионером!

Никоненко: О таком счастье в те годы не мечтал. Приходил домой с оттопыренными карманами, на пар΄у пинцетиком — не дай Бог оторвать зубчик — добывал сокровища. Весь мой стол был забит марками. Хотел девочку в кафе пригласить — бежал в «Филателию» к Бородинскому мосту.

культура: Самые дорогие экземпляры?

Никоненко: Тогда только прошла коронация Елизаветы II. Двенадцать разноцветных марок с ее изображением назывались серией, их у меня было немерено! Серию меняли на протекторат, два протектората — на одну колонию. Африка котировалась высоко: Берег Слоновой Кости, Нигерия, Мадагаскар. Больше всех стоил фашистский Парагвай. А потом обменял все свои «протектораты» на коллекцию марок первых лет советской власти. Они пользовались за рубежом сумасшедшим успехом. Бывало, отстану от делегации, загляну в тамошнюю «Филателию» — отрывали с руками...

15

культура: Вы человек азартный?

Никоненко: Да, играл в покер, много выиграл и решил завязать в 1973 году. Главной страстью с детских лет все-таки был театр. Я нашел чью-то контрамарку, подделал ее и стал ходить бесплатно в Театр Маяковского. Но больше всего любил спектакли в Вахтанговском. Главным кумиром был Николай Олимпиевич Гриценко — равного ему не знаю, хотя видел в Малом «Дачников» и «Браконьеров» с Борисом Бабочкиным и Михаила Романова в «Живом трупе».

Они были друзьями со студенческих лет, читал их переписку — хохотал до слез. Миша писал Боре: «Утвердили на роль Феди Протасова, и у меня буквально открылось второе дыхание, я заболел Толстым!» А тот в ответ: «Оставь немедленно эту затею, ты не можешь играть Протасова, ты же интеллигентный человек, у тебя нулевой темперамент!» Романов сомневался: «Ах, Боря, вот уже пятая репетиция, и режиссер убеждает, что у нас все получится». Когда о спектакле зашумели, Бабочкин отговаривался: «Ноги моей не будет, я слишком люблю тебя, чтобы видеть твой позор!» Но не выдержал — бочком пробрался в зал и прослезился: «Миша, ты — гениальный артист, ты совершил подвиг, меня осенило: Протасов же — «живой труп», это и есть нулевой темперамент!»

Это были фантастические люди, я мечтал прикоснуться к их миру. Увы, меня не брали ни в одно из четырех театральных училищ.

культура: Зато оценил Герасимов. Как ему удалось воспитать блестящую плеяду артистов?

Никоненко: Сергей Аполлинариевич был удивительно чуткий художник. Он часто вспоминал, какое потрясение испытал в 33-м году, посмотрев барнетовскую «Окраину», эту белозубую, озорную игру юного Крючкова. На Западе еще не было голливудской улыбки, а у нас была! Но главное — как там общались артисты, на каких нюансах играли! Вот эту искусную простоту, народность, Герасимов «увел» в «Семеро смелых» — фильму восемьдесят лет, а он смотрится на одном дыхании... Я «брал» его обширным репертуаром, но, вручая студенческий билет, он охладил мой пыл. Сообщил, что считает меня условно пригодным, и попросил избавляться от штампов.

Однажды Сергей Аполлинариевич пришел на курс и сказал: «Ребята, вы прекрасно играете, но еще лучше у вас получается просто разговаривать. Давайте попробуем импровизировать!» Мы начали болтать, и он гонял нас семь дублей (в кино редко делал больше двух).

16культура: Щедрый на оттенки, скупой на приемы режиссер «Молодой гвардии» и отец «Дочек-матерей» — словно два разных человека. Получается, общение с молодняком настраивало его профессиональную зоркость?

Никоненко: Это так. Однако разный-то разный, но мы видели уже два новых «Тихих Дона», а к его шедевру никто и близко не приблизился. Знаете, почему? Он восемь лет на двух курсах репетировал роман Шолохова! И вновь случилось чудо. На роль Григория Мелехова был утвержден Александр Шворин. Он играл в Театре Станиславского, занимал одну гримуборную с Петром Глебовым и предложил ему подработать на втором плане. Привел на пробы, посадил в уголке. Герасимов, репетируя, поглядывал на сорокалетнего «строгого юношу». Поинтересовался у ассистентки: что за артист? Та рукой махнула: да какой там артист, «кушать подано»! «Жаль, жаль, — бормотал Сергей Аполлинариевич, — уж больно глаза хороши!» И так раз пять, а в конце попросил загримировать Глебова Мелеховым.

Все смирились с капризом мэтра. На другой день группа была в шоке. Герасимов вспоминал, как поднимался к себе на второй этаж, а на него шагал, надвигался, словно туча, шолоховский Гришка. И за ним вся съемочная группа. Он прямо остолбенел — испугался, что «кушать подано» откроет рот и мираж растает. Потом хвалил: «Петя оказался хорошей обезьяной! Первую серию с моего показа считал, вторую редко к нему подходил, а вот третья, самая драматичная, — это целиком авторская актерская работа».

культура: А Вы хорошая обезьяна?

Никоненко: Девок я ловко разыгрывал. Звонил по телефону на 8 Марта и вальяжно, глуховатым баритоном интересовался: «Чем живете, обрели счастье в личной жизни или бедствуете в одиночестве?» Они моему «Герасимову» немало тайн доверяли, потом жутко обижались. Но быть обезьяной скучно. Играть ты совершенно не умеешь, ты живешь — вот высшая похвала для актера.

культура: В Вас мастер верил?

Никоненко: Еще как! Мой путь в профессию начался на севастопольской Графской пристани, в первый съемочный день картины «Люди и звери». Герасимов отменил съемки: актер Никоненко работать не может, он монументально заигрался! А роль в «Журналисте» Сергей Аполлинариевич писал уже специально под меня.

культура: Вы всю жизнь прожили на Арбате. Что он для Вас значит?

Никоненко: Я никогда не взялся бы восстанавливать квартиру первой гражданской жены Сергея Есенина Анны Изрядновой, ныне Есенинский культурный центр, если бы не соседи. В нашем дворе жил Пушкин, спустя сорок лет сюда же въехал брат Петра Чайковского, тут часто гостил композитор. На углу Арбата и Денежного переулка — Андрей Белый, этажом ниже — историк Соловьев и его сын, известный философ, к которому захаживал Лев Толстой. В доме справа останавливался Блок. Тут же за углом — Вахтангов, Нестеров. Сейчас у большинства Арбат ассоциируется с писателем второго эшелона Анатолием Рыбаковым. Ну и с Булатом Окуджавой.

17культура: А у Вас на раскладушке ночевали Шпаликов, Задорнов и Шукшин...

Никоненко: Не от хорошей жизни... Кем был Василий Макарович по 65-й год? Бомжом! Через окно проникал во вгиковскую общагу, перекантоваться на свободной койке. Если выгоняли — шел ночевать на вокзал. Часто заглядывал на наш курс — перекусить, выпить... Лицом к лицу лица не увидать: то, что он великий писатель, я понял, наверное, самым последним, лишь в 67-м. Неординарный во всем — больше в творчестве, чем в жизни, — это был удивительно тактичный человек. Случалось, говорил: неловко перед твоими родителями — я, пожалуй, пойду, и уходил в ночь. На площадке Шукшина разглядеть было невозможно. В ходе съемок, если что-то отвергал из моих придумок, тут же объяснял почему. Увы, так уже почти никто не работает. Режиссеры просят: громче, тише, и все, что ни покажешь, — нравится.

В «Ленкоме» интересуюсь: чем занимаетесь? Отвечают: идиотничаем... Ставит «Идиота» Костя Богомолов: Аглае — за 60, Рогожину — под 80. Ах, как интересно и свежо! Богомолов высасывает все из пальца, лелеет лишь свою режиссуру и в упор не видит актеров. Мне с ним не по пути.

культура: Никита Михалков тоже восемь месяцев спал на Вашей раскладушке. Хорошо себя вел?

Никоненко: Всю коммуналку обаял. С благодарностью вспоминаю нашу кинематографическую молодость. Перед съемками «Спокойного дня в конце войны» он вывез меня в вологодскую деревню Ирхино и поселил у знакомого мужика. Вечерами мы выпивали под включенный магнитофон, я учился оканью, вологодской скороговорке. Приехал Никита, увидел, что я хожу по деревне босой, с девками и гармошкой, сказал: «Серега, ты дозрел!» Он очень тщательно работает с артистами. Бывает непросто — Михалков пробует много вариантов, просит показать разные отношения, ищет интонацию сцены. Его съемки — лаборатория, настоящий творческий поиск.

18культура: Шукшин также был неравнодушен к экспериментам. Помню историю, как он послал Вас к костюмерам выбирать себе реквизит, а им велел не перечить. Надеялся, что догадаетесь, как должен выглядеть Ваш чудик из «Странных людей». Как арбатскому мальчишке удалось перевоплотиться в сельского интеллигента?

Никоненко: Я никогда от народа не отрывался. Каждое лето, начиная с голодного 47-го, проводил на Смоленщине в деревне Корнеево. Помню, мне дали с собой рюкзак крупы, которую там сразу продали, а меня посадили столоваться со всеми: щи — лебеда, хлеб — крапива.

19культура: Главная роль Вашей жизни?

Никоненко: Есенин в картине Урусевского «Пой песню, поэт...», вот уже 45 лет Сергей Александрович меня не отпускает. Утвердил меня сам худрук творческого объединения Михаил Ромм. Он видел поэта при жизни и сказал: вот этот парень — вылитый Есенин. К его мнению очень прислушивались. Если в чем-то сомневался, советовался с лучшим другом Охлопковым. С легкой руки последнего во ВГИК и попал Шукшин. Ромм терялся: что за чудо? Парню уже 25, а «Войны и мира» не читал. Говорит: толстая книжка, некогда было, я директором школы служил. Что-то не сходится. Василий начал перечислять: а дрова достать, а наколоть, то да се... Охлопков сам был сибиряк, сказал: бери!

Но самым неожиданным открытием Михаила Ильича стал Тарковский, Ромм не уставал поражаться: как же я мог разглядеть в этом пижоне режиссера? Андрей и правда был натуральный фарцовщик — приносил во ВГИК джинсы, раскладывал на подоконнике в фойе первого этажа. Я приценивался: что за материя, как тряпка, без заклепок. А он шепелявил: «Пойские жинсы, пойские, без закьепок! Не берес? Ну и напасно, напасно!» Его долго не принимали всерьез, но всех поразило «Иваново детство». Вгиковцы снимали этакие ландринные пасторали типа «Мальчика и голубя», и вдруг увидели жестокую, мощную, мужскую драму.

культура: Приглашал сниматься?

Никоненко: Звал сыграть колокольного мастера в «Андрее Рублеве», а я ему: у тебя уже есть, лучше Бурляева разве Бориску найдешь? Он не унимался, резко перешел на вы: есть и другая роль. Я отрезал: другую не хочу! И Фому сыграл Миша Кононов. Сейчас понимаю: надо было соглашаться... Первые три картины Андрея — шедевры. Рядом для меня стоит только михалковская «Неоконченная пьеса для механического пианино», какая легкость от и до! Но любимым режиссером остается Шукшин, он и благословил меня на профессию.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!