НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
-16-
В Каменске-Уральском произошёл необычный случай: 16-летняя девушка вышла замуж за 65-летнего профессора юридических наук из местной юридической академии, проживающего в Ноябрьске. Инициатором брака выступили мать и бабушка Александры, рассчитывавшие на финансовую поддержку и возможность получения...
2025-08-06-01-26-59
Могут ли привести к войне разногласия по поводу трактовки истории? Еще как могут, но дело тут не столько в большой любви операторов политических систем к истории, сколько в стремлении удержать...
2025-08-12-03-09-50
Будущий основатель «МММ» появился на свет 11 августа 1955 года в Москве. Как заявлял сам Мавроди, в детстве у него была феноменальная память и он побеждал на олимпиадах по физике и математике. В МФТИ, как хотел, не поступил. Но был зачислен в МИЭМ на факультет прикладной...
2025-08-14-12-01-45
5 августа исполнилось 175 лет со дня рождении Ги де Мопассана.
2025-08-22-03-21-35
90 лет назад родился Олег Табаков. Он стал выдающимся актером театра и кино, талантливым режиссером и вдумчивым педагогом, который подготовил не одно поколение...

Простая история

21 Июня 2012 г.

alt

При поверхностном знакомстве Рафаил Меерович Цепелевич производит впечатление человека чрезвычайно спокойного, мягкого и неторопливого. Однако его биография предполагает совсем другой характер и темперамент.

 

alt– Родился я в год начала войны, отец прошёл всю Великую Отечественную фронтовым водителем. После войны тяжело болел, так что детство моё было нелёгким. И в 16 лет я уже начал работать.

Начинал он на автобазе, учился на слесаря. И видимо, хорошо учился, потому что вместо первого разряда сразу получил высший, четвёртый.

– Мне сказали: соберёшь машину – получишь разряд. Я и собрал. Я ведь вырос возле машин. Отец свою полуторку ставил в нашем дворе – гаражей не было. Всё перед глазами, и можно руками потрогать. Я отцу помогал, а в 12 лет сел за руль его полуторки.

Когда пришла пора служить в армии, ему предложили учиться на водителя и осваивать профессию десантника. Служил Рафаил на Дальнем Востоке. Тогда уже начались конфликты с Китаем.

– Обстановка была такая, что мы чуть ли не с парашютами спали. Наша воинская часть была боевая, прошла войну, наш 217-й гвардейский полк каждый год участвует в Параде Победы на Красной площади. Службы была экстремальная, прыгали и в морозы, случалось, что разбивались парни: парашют не раскрывался или приземлялись неправильно. Многие наши офицеры прошли войну, так что дисциплина была строжайшая, о дедовщине и речи быть не могло. Школу мы прошли хорошую, на всю жизнь.

Отслужив срочную, Рафаил остался учить молодёжь. В армии он вступил в партию, партия сказала: надо! И Цепелевич отдал службе ещё два с половиной года.

– После службы я вернулся в Иркутск. Отец болел и нуждался в моей помощи. Я хотел учиться, но пришлось продолжить образование в вечерней школе, потом в техникуме, совмещая учёбу с работой.

У мягкого с виду парня оказался твёрдый характер и завидное упорство. Он стал продвигаться по служебной лестнице: завгар, главный механик, директор автобазы. Получил высшее юридическое образование. В начале 80-х годов партия опять сказала: надо! И Рафаил Меерович поехал на БАМ, в Нерюнгри.

– Тогда вышло постановление ЦК КПСС о развитии угольной отрасли. Это был 1982 год. Приехал я на автобазу. Огромное предприятие – более 600 машин – обслуживало угольную отрасль. На работу принимали только со средним образованием – и только комсомольцев и коммунистов. Автобаза размещалась в четырёх палатках. Нужно было начинать строить производственные помещения. За пять лет мы её построили – с нуля. Появились и столовая, и склады, и гаражи. Мою работу оценил министр угольной промышленности Щадов, забрал в Иркутск.

Три года Цепелевич проработал заместителем директора по автотранспорту и снабжению объединения «Востсибуголь».

– Мне с бумагами непривычно было работать, мне нужны были люди и машины. Вернулся в Нерюнгри. А там уже появилась такая техника! Видите, на фото – это Комацу – 120 тонн! Бензобак – 3 тонны, тасола 1200 литров заливается в радиатор. Наша автобаза по грузоподъёмности была самой большой в мире. Коллектив – 3000 человек. Север есть север, всякое случалось.

В 1983 году в Нерюнгри стояли сильные морозы. И вот посёлок Хатыми остался без отопления. Там находилась крупная экспедиция. Посёлок был очень благоустроенный, почти без частного сектора, так что печей в квартирах не было.

В новогоднюю ночь случились перебои с подачей воды. Котельная разморозилась. Меня вызвали в горком, назначили начальником колонны и дали задание вывозить детей в Нерюнгри. Мороз – минус 59. Предстояло проехать 140 км. Автобусы были тёплые, но в такую стужу руль моей машины замёрз. Пришлось остановиться и его отогревать. Как взрослые в посёлке? Костры жгли, палатки ставили – выжили. А в общем, жили мы совсем неплохо. Был свой магазин, своя автолавка, круглосуточная столовая. Продукты развозили по объектам. Было три детсада с плавательными бассейнами. Последний раз я туда ездил семь лет назад, ещё существовало объединение «Якутуголь». Уголь отправляли в Японию, специально порт построили во Владивостоке.

Цепелевич гордится размахом вверенного ему в те годы предприятия, имевшего к тому же такую развитую инфраструктуру. Это был полигон для испытания новых двигателей, а также ГСМ импортного производства. Автобаза имела самое передовое оборудование и отличные условия труда. Это время Рафаил Меерович вспоминает как свой звёздный час: нужно было много и плодотворно работать для страны. Задача была ясна, оставалось не жалеть сил для её выполнения.

А потом началась приватизация, разрез купил частник, стали меняться правила игры. Цепелевич вернулся в Иркутск и стал работать главным инженером автоколонны № 1880. Конечно, масштаб был не тот, что на БАМе. В 1995 году Рафаилу Мееровичу предложили возглавить пассажирское автотранспортное предприятие № 4. Уже через год можно было подводить первые итоги. Предприятие, которое не имело даже забора, обзавелось современной автомойкой, была обустроена территория, стал работать круглосуточный медпункт, появилась собственная столовая. МУП ИПОПАТ № 4 обслуживало Свердловский и Ленинский округа. Расстояния немалые, маршруты длинные. Цепелевич вникал в детали, которые могли бы улучшить условия работы водителей. На Синюшиной горе, например, списанный автобус распорядился превратить в туалет, которым могли пользоваться не только водители, но – за отдельную плату – и остальное население. Он стал практиковать инспекторские поездки во вверенном ему транспорте. Садился в автобус и во время движения смотрел, как работает водитель, разговаривал с пассажирами. А потом принимал управленческие решения.

Мы помним то время – 90-е годы. Работать было нелегко, случались задержки зарплаты. Водители нервничали. Цепелевич, насколько это было возможно, пытался смягчить ситуацию.

С автопарком тоже проблем хватало. Город закупил тогда большие автобусы с двумя салонами. Они требовали и больших расходов. Одной резины нужно было почти в два раза больше, а наполненности нужной автобусы не давали. Но Цепелевич привык решать проблемы, которые, на первый взгляд, решения не имели.

И сумел вывести своё предприятие в передовые. Тогда он и получил звание «Почётный работник транспорта России».

  • Расскажите об этом своим друзьям!