Простая история |
21 Июня 2012 г. |
При поверхностном знакомстве Рафаил Меерович Цепелевич производит впечатление человека чрезвычайно спокойного, мягкого и неторопливого. Однако его биография предполагает совсем другой характер и темперамент.
Начинал он на автобазе, учился на слесаря. И видимо, хорошо учился, потому что вместо первого разряда сразу получил высший, четвёртый. – Мне сказали: соберёшь машину – получишь разряд. Я и собрал. Я ведь вырос возле машин. Отец свою полуторку ставил в нашем дворе – гаражей не было. Всё перед глазами, и можно руками потрогать. Я отцу помогал, а в 12 лет сел за руль его полуторки. Когда пришла пора служить в армии, ему предложили учиться на водителя и осваивать профессию десантника. Служил Рафаил на Дальнем Востоке. Тогда уже начались конфликты с Китаем. – Обстановка была такая, что мы чуть ли не с парашютами спали. Наша воинская часть была боевая, прошла войну, наш 217-й гвардейский полк каждый год участвует в Параде Победы на Красной площади. Службы была экстремальная, прыгали и в морозы, случалось, что разбивались парни: парашют не раскрывался или приземлялись неправильно. Многие наши офицеры прошли войну, так что дисциплина была строжайшая, о дедовщине и речи быть не могло. Школу мы прошли хорошую, на всю жизнь. Отслужив срочную, Рафаил остался учить молодёжь. В армии он вступил в партию, партия сказала: надо! И Цепелевич отдал службе ещё два с половиной года. – После службы я вернулся в Иркутск. Отец болел и нуждался в моей помощи. Я хотел учиться, но пришлось продолжить образование в вечерней школе, потом в техникуме, совмещая учёбу с работой. У мягкого с виду парня оказался твёрдый характер и завидное упорство. Он стал продвигаться по служебной лестнице: завгар, главный механик, директор автобазы. Получил высшее юридическое образование. В начале 80-х годов партия опять сказала: надо! И Рафаил Меерович поехал на БАМ, в Нерюнгри. – Тогда вышло постановление ЦК КПСС о развитии угольной отрасли. Это был 1982 год. Приехал я на автобазу. Огромное предприятие – более 600 машин – обслуживало угольную отрасль. На работу принимали только со средним образованием – и только комсомольцев и коммунистов. Автобаза размещалась в четырёх палатках. Нужно было начинать строить производственные помещения. За пять лет мы её построили – с нуля. Появились и столовая, и склады, и гаражи. Мою работу оценил министр угольной промышленности Щадов, забрал в Иркутск. Три года Цепелевич проработал заместителем директора по автотранспорту и снабжению объединения «Востсибуголь». – Мне с бумагами непривычно было работать, мне нужны были люди и машины. Вернулся в Нерюнгри. А там уже появилась такая техника! Видите, на фото – это Комацу – 120 тонн! Бензобак – 3 тонны, тасола 1200 литров заливается в радиатор. Наша автобаза по грузоподъёмности была самой большой в мире. Коллектив – 3000 человек. Север есть север, всякое случалось. В 1983 году в Нерюнгри стояли сильные морозы. И вот посёлок Хатыми остался без отопления. Там находилась крупная экспедиция. Посёлок был очень благоустроенный, почти без частного сектора, так что печей в квартирах не было. В новогоднюю ночь случились перебои с подачей воды. Котельная разморозилась. Меня вызвали в горком, назначили начальником колонны и дали задание вывозить детей в Нерюнгри. Мороз – минус 59. Предстояло проехать 140 км. Автобусы были тёплые, но в такую стужу руль моей машины замёрз. Пришлось остановиться и его отогревать. Как взрослые в посёлке? Костры жгли, палатки ставили – выжили. А в общем, жили мы совсем неплохо. Был свой магазин, своя автолавка, круглосуточная столовая. Продукты развозили по объектам. Было три детсада с плавательными бассейнами. Последний раз я туда ездил семь лет назад, ещё существовало объединение «Якутуголь». Уголь отправляли в Японию, специально порт построили во Владивостоке. Цепелевич гордится размахом вверенного ему в те годы предприятия, имевшего к тому же такую развитую инфраструктуру. Это был полигон для испытания новых двигателей, а также ГСМ импортного производства. Автобаза имела самое передовое оборудование и отличные условия труда. Это время Рафаил Меерович вспоминает как свой звёздный час: нужно было много и плодотворно работать для страны. Задача была ясна, оставалось не жалеть сил для её выполнения. А потом началась приватизация, разрез купил частник, стали меняться правила игры. Цепелевич вернулся в Иркутск и стал работать главным инженером автоколонны № 1880. Конечно, масштаб был не тот, что на БАМе. В 1995 году Рафаилу Мееровичу предложили возглавить пассажирское автотранспортное предприятие № 4. Уже через год можно было подводить первые итоги. Предприятие, которое не имело даже забора, обзавелось современной автомойкой, была обустроена территория, стал работать круглосуточный медпункт, появилась собственная столовая. МУП ИПОПАТ № 4 обслуживало Свердловский и Ленинский округа. Расстояния немалые, маршруты длинные. Цепелевич вникал в детали, которые могли бы улучшить условия работы водителей. На Синюшиной горе, например, списанный автобус распорядился превратить в туалет, которым могли пользоваться не только водители, но – за отдельную плату – и остальное население. Он стал практиковать инспекторские поездки во вверенном ему транспорте. Садился в автобус и во время движения смотрел, как работает водитель, разговаривал с пассажирами. А потом принимал управленческие решения. Мы помним то время – 90-е годы. Работать было нелегко, случались задержки зарплаты. Водители нервничали. Цепелевич, насколько это было возможно, пытался смягчить ситуацию. С автопарком тоже проблем хватало. Город закупил тогда большие автобусы с двумя салонами. Они требовали и больших расходов. Одной резины нужно было почти в два раза больше, а наполненности нужной автобусы не давали. Но Цепелевич привык решать проблемы, которые, на первый взгляд, решения не имели. И сумел вывести своё предприятие в передовые. Тогда он и получил звание «Почётный работник транспорта России».
Тэги: |