Певец Абхазии |
11 Августа 2016 г. |
Фазиль Искандер скончался в ночь на 31 июля в возрасте 87 лет. В 2011, в день своего 82-летия, Фазиль Искандер заявил: «Я – безусловно русский писатель, много воспевавший Абхазию. По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего. Выбор русской культуры для меня был однозначен». Фазиль Абдул-иҧа Искандер родился 6 марта 1929 года в Сухуми в семье бывшего владельца кирпичного завода иранского происхождения. В старом Сухуми, «маленьком Вавилоне», где с незапамятных времён среди местных народов жили греки, турки и персы, хорошо знали отца писателя: его семья много лет владела кирпичным заводом, и значительная часть домов в городе была построена из искандеровских кирпичей. В 1938 году, в разгар репрессий, отец маленького Фазиля, который был персом по национальности, выслали из СССР в Иран. С тех пор Искандер больше никогда отца не видел. Вырос он у родственников матери-абхазки в селе Чегем. Счастливое детство Мир произведений Фазиля Искандера весь умещается в Абхазии. Сюжет многих его сочинений разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства, которое, по его собственным словам, было счастливым. Несмотря на знакомство с творчеством многих писателей, по признанию Фазиля, никто так и не смог произвести на него такое впечатление, чтобы в будущем повлиять на его стиль. Источником вдохновения Фазиля Искандера всегда были воспоминания детства, которые жили в нём и заставляли творить. Возможно поэтому самых известных героев его прозы: Сандро из Чегема и мальчика Чика, давно знают и любят далеко за пределами России. Начало Фазиль Искандер окончил с золотой медалью русскую школу и решил поступать на факультет философии в МГУ. Но, при сдаче экзамена его обидели слова экзаменатора о том, что «кажется, на вашу нацию есть разнарядка». Фазиль забрал документы и с лёгкостью прошёл в Библиотечный институт. Но, проучившись там три года, будущий писатель осознал своё настоящее призвание. По признанию самого Искандера, он понял, «что проще и выгоднее самому писать книги, чем заниматься классификацией чужих» и перешёл в Литературный институт имени А. М. Горького. Об этом рассказ писателя «Начало». В этом же рассказе Искандер запечатлел свои первые доброжелательно-иронические впечатления о Москве, где с 1962 года ему предстояло жить постоянно. Слова из этого произведения: «Я полагаю, чтобы овладеть хорошим юмором, надо дойти до крайнего пессимизма, заглянуть в мрачную бездну, убедиться, что и там ничего нет, и потихоньку возвращаться обратно. След, оставляемый этим обратным путём, и будет настоящим юмором» – это неизменная позиция писателя Искандера. Получив диплом журналиста, Фазиль Искандер два года работал в газетах Курска и Брянска, сначала журналистом, потом редактором. А в 1956-м Искандер переехал в Сухуми, где стал редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990-х. Расцвет Великолепный мастер прозы начинал свой путь в литературе как поэт. Первая его книга вышла в Сухуми в 1957-м году, и это был поэтический сборник «Горные тропы». Но, потом Искандер попробовал себя в прозе, его рассказ напечатали в журнале «Пионер». Почин был удачный, и с тех пор, с конца пятидесятых, абхазский писатель печатался в популярных изданиях того времени: «Юность», «Смена», «Неделя», «Костёр», «Сельская молодёжь», «Литературная Абхазия». Мгновенную и громкую известность принесла Искандеру повесть «Созвездие Козлотура», опубликованная в 1966-м году в журнале «Новый мир». Это полный юмора и гротеска рассказ о типичном явлении советского времени, очередном «почине». Абхазскому селу было предписано срочно заняться скрещиванием козла с туром для выведения некой необыкновенно продуктивной породы. «Начинание хорошее, но не для нашего колхоза» – эта формула осторожного и твёрдого отказа от невежественного и разорительного «эксперимента» стала крылатой. В этой повести проявился характерный для абхазского писателя стиль, который отличает все его многочисленные произведения. По словам Искандера, он из мухи может раздуть слона, но муха обязана быть живой. Точное описание персонажей списанных с реальных людей иногда играло злую шутку с писателем и приводило к неприятным ситуациям. Как признавался Фазиль в одном из интервью: «Я даже не подозревал, что я описываю людей так детально, что понятно не только мне, о ком я пишу, но и общим знакомым!» В 1979 году писатель принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь», написав для него повесть «Маленький гигант большого секса». Издание увидело свет в США, в России это произведение Искандера было напечатано только через несколько десятков лет. Участие писателя в «Метрополе» вызвало гнев властей и, как следствие, запрет на издание новых произведений. И только в 1984–1985 годах в периодике появились новые рассказы Искандера.
Памяти Искандера В честь Ф. А. Искандера астроном Крымской Астрофизической Обсерватории Людмила Карачкина назвала астероид Iskander, открытый 4 августа 1983 г. В 2009 году Банк Абхазии выпустил посвящённую Фазилю Искандеру памятную серебряную монету из серии «Выдающиеся личности Абхазии», номиналом 10 апсаров. Имя Фазиля Искандера увековечено при жизни – его именем названа бывшая московская библиотека семейного чтения № 185 (ныне – библиотека № 202 «Культурный центр Фазиля Искандера») на Кастанаевской улице. Как сказал Искандер... Произведения Фазиля Искандера изобилуют меткими и остроумными фразами, многие из которых «ушли в народ». Вот некоторые афоризмы знаменитого писателя. «Когда человек видит, что он создал что-то, будь то виноградник, или огород, или вещь, или книга, – это внушает ему оптимизм. Созидание не только средство какого-то обогащения, улучшения жизни. Созидание улучшает настроение». «Право сделавшего добро забыть о сделанном добре. Обязанность согретого добром помнить об этом. Мир рушится там, где эта связь разомкнулась, где сделавший добро назойливо памятлив, а согретый добром впадает в беспамятство». «Если не можешь распилить цепи – плюй на них, может быть, проржавеют». «Залюбовавшись миражом, прозевал оазис». «Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании». «Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один». «Цепенеешь перед хамством? Молодец, значит, еще веришь в человека!» «Если жизнь представляется невозможной, есть более мужественное решение, чем уход из жизни. Человек должен сказать себе: если жизнь действительно невозможна, то она остановится сама. А если она не останавливается, значит, надо перетерпеть боль. Так суждено. Каждый, перетерпевший большую боль, знает, с какой изумительной свежестью после этого ему раскрывается жизнь. Это дар самой за верность ей, а может быть, даже одобрительный кивок Бога». «Степень погружения в комфорт равна объёму вытесненной мысли». «Некоторые женщины, заболев, становятся нежными. Через несколько дней вдруг начинают покрикивать с постели. О! Значит, выздоравливают!» «Культура – это не количество прочитанных книг, а количество понятых» Тэги: |
|