30 марта 2014 года исполнилось 120 лет со дня рождения Сергея Владимировича Ильюшина – советского авиаконструктора, создателя «воздушного танка» ИЛ-2, бомбардировщиков и пассажирских лайнеров. Ильюшин – трижды Герой Социалистического Труда , семикратный лауреат Сталинской премии, генерал-полковник-инженер, академик АН СССР.
Родился Сергей Ильюшин в 1894 году в деревне Дилялево Вологодской губернии в крестьянской семье. Позже в автобиографии Ильюшин писал: «Имущество моих родителей состояло из дома, лошади, коровы и мелкого крестьянского скарба. Лошадь в 1912 году была продана отцом за невозможностью её оправдать. Мои родители имели 7 человек детей — 5 сыновей и 2 дочерей. Я был самым последним». Сергей рано начал помогать родителям, с 12 лет сам пахал, потому что отцу к тому времени было 63 года, а матери 56, и они уже не справлялись с хозяйством.
В 1906 г. он окончил трёхлетнюю земскую школу. Однако начальное образование не давало ни специальности, ни постоянной работы, что вынуждало перебиваться случайными заработками. Паренёк трудился землекопом, косил сено, подрабатывал на красильной фабрике, затем разнорабочим на Коломяжском ипподроме Санкт-Петербурга, там же принял участие в создании на базе ипподрома Комендантского аэродрома. В сентябре-октябре 1910 г. там прошёл первый всероссийский праздник воздухоплавания, где были продемонстрированы достижения отечественной авиации. Во время подготовки к первой русской «Авиационной неделе» Сергей выравнивал лётное поле и обслуживал самолёты. Впервые Ильюшин увидел полёты знаменитых русских авиаторов: Михаила Ефимова, Сергея Уточкина и других. Позднее Сергей Владимирович вспоминал: «Со времени Всероссийского праздника воздухоплавания у меня и появилась любовь к авиации». Этот эпизод сыграл ключевую роль в судьбе будущего авиаконструктора.
Главный конструктор
С началом Первой мировой войны в декабре 1914 года Сергея призвали в русскую императорскую армию. Он служил писарем в управлении воинского начальника Вологды. Когда туда пришёл запрос на семь человек для службы в авиации, Ильюшин по собственной просьбе был переведён в Петербург на Комендантский аэродром, в аэродромную команду.
На аэродроме была школа лётчиков Всероссийского императорского аэроклуба, которую летом 1917 года закончили два представителя низшего сословия аэродромной команды: моторист Ильюшин и браковщик Климов (будущий генеральный конструктор авиационных двигателей).
В октябре 1918 года Сергей Ильюшин вступил в партию, а в мае 1919 года был призван в Красную Армию. Его направили в Серпухов, где находилось командование Красного Воздушного Флота, и назначили авиамехаником 6-го авиаремонтного поезда 6-й армии Северного фронта.
После войны Ильюшин поступил в институт инженеров Красного Воздушного Флота (сейчас Военно-воздушная академия) имени профессора Н. Е. Жуковского.
Во время учёбы он начал конструировать планеры: «Рабфаковец», который участвовал в соревнованиях и был признан одним из лучших для учебных целей. Будучи слушателем четвёртого курса, Ильюшин построил рекордный планер «Москва», который не состязаниях в Германии получил первый приз за продолжительность полёта.
Первые самолёты
В 1926 году Ильюшин закончил академию и был назначен руководителем секции научно-технического комитета Военно-воздушных сил. Но он стремился начать собственную конструкторскую деятельность. Летом 1931 года Сергей Владимирович написал рапорт с просьбой о переводе в авиационную промышленность, рапорт был рассмотрен, и с ноября 1931 года по январь 1933 года Илбюшин возглавлял конструкторское бюро ЦАГИ.
В конце 1932 года Ильюшин предложил разделить конструкторское бюро ЦАГИ на две самостоятельные структуры: ЦКБ авиазавода № 39 им. В. Р. Менжинского для строительства лёгких самолётов и конструкторский отдел ЦАГИ, занимающийся разработкой тяжёлых самолётов. Предложение ббыло одобрено и приказом Глававиапрома от 13 января 1933 года было организовано Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) авиазавода им. В. Р. Менжинского, начальником которого был назначен Ильюшин. Одновременно Сергей Владимирович руководил конструкторской бригадой № 3. В сентябре 1935 года бригада Ильюшина была преобразована в Опытное конструкторское бюро авиазавода им. В. Р. Менжинского, а Сергей Владимирович стал Главным конструктором ОКБ.
Первенцем Ильюшинского ОКБ стал экспериментальный бомбардировщик ЦКБ-26. 17 июля 1936 года Владимир Коккинаки установил на нём первый советский мировой авиационный рекорд высоты подъёма груза, официально зарегистрированный Международной авиационной федерацией.
Позднее в ОКБ Ильюшина были созданы бомбардировщики ДБ-3 (Ил-4), а также штурмовик Ил-2, самый массовый самолёт СССР в Великой Отечественной войне.
«Летающий танк» Ил-2
В середине 30-х годов, когда стало ясно, что война неизбежна, конструкторам поставили задачу создать новый тип самолёта для поддержки пехоты — штурмовик.
На создание машины ушло два года. В 1939 года самолёт прошёл испытания. Ильюшину удалось найти нужное сочетание скорости, маневренности, дальности полёта, огневой мощи и средств защиты. Огонь с земли не вредил штурмовику. Самолёт своей живучестью производил впечатление «заколдованного», среди лётчиков о нём ходили легенды. Ильюшин получил за создание Ил-2 подряд две Сталинские премии — уникальный случай. А в 1940 году конструктору была присвоена учёная степень доктора технических наук без защиты диссертации.
Попытка гитлеровских специалистов спроектировать и построить что-то похожее, не увенчалась успехом. Не только равных, но даже подобных ему не было ни в одной другой армии. Не случайно под Москвой на высоком берегу реки Истры воздвигнут памятник самолету Ил-2.
Пассажирский Ил-18
Созданию этого самолёта предшествовала интересная история. Сергей Владимирович очень не любил курорты, предпочитал отдыхать у себя на родине, в деревне. Но в 1955 году жена уговорила его провести отпуск в Сочи. Полетели на самолёте «Аэрофлота». Вернувшись с курорта, он сразу собрал всех ведущих конструкторов и сказал: «Знаете, товарищи, слетал я в Адлер. Кто у нас летает пассажирскими рейсами? Я могу сказать вам, что только командированные или достаточно состоятельные люди. А надо сделать так, чтобы широкие массы могли пользоваться авиационным транспортом. Надо построить такой самолёт, чтобы цена билета была не дороже поездки в купейном вагоне поезда». Вот как в 1956-м году начался проект знаменитого лайнера. А 4 июля 1957 года с Центрального аэродрома в полёт ушёл самолет «Москва», но это название не утвердили и он стал Ил-18. Почти 600 самолетов этого типа было построено, а свыше 100 продано в 16 стран мира.
Ил-18 получил золотую медаль на Брюссельской выставке, опередив американские и английские модели.
Самородок
Ильюшин был прирождённый лидер и лидер очень жёсткий, но, требуя с других, он и сам работал больше всех. Все, кто его знал, говорили, что он одержим работой.
«Сегодняшнее восприятие Ильюшина, – свидетельствовал Генрих Новожилов, заменивший его на посту руководителя ОКБ, – совершенно не соответствует его реальному облику. У многих восприятие таково, что это ангел с крылышками, который только благословлял. Если говорить об Ильюшине, я бы на первое место поставил железную требовательность к своим подчинённым».
«Трудно говорить о семье, в которой он вырос, но в нём было много от тех, кто кормил Россию. Он, конечно, самородок. Как Ломоносов, прошёл все тернии без помощи извне, от лаптей до академика, своим умом и трудолюбием, любовью к делу и к людям», – так характеризовал Сергея Владимировича один из его коллег.
По воспоминаниям ильюшинцев, сложно было, работая в КБ Ильюшина, защитить диссертацию: Сергей Владимирович считал, что если человек занят серьёзной работой, то в этом нет необходимости. После смерти конструктора в его столе нашли много заявлений с просьбой разрешить защиту диссертации, он их все складывал в ящик. Тех же сотрудников, кто продолжал настаивать, он предпочитал отпустить.
Сергей Владимирович оставался на должности Генерального конструктора до 76 лет. Летом 1970 года подал заявление с просьбой освободить его от руководства, но оставался членом Научно-технического совета и консультантом. Последний самолёт, который Ильюшин благословил на первый взлёт в 1971 году, был знаменитый Ил-76.
Скончался легендарный авиаконструктор 9 февраля 1977 года на 83-м году жизни.
-
Расскажите об этом своим друзьям!
-
Врачи спасают бойца, который во время обстрела на СВО защитил собой сослуживца
При штурме Мариуполя Анатолий Смирнов закрыл собой сослуживца. Анатолий выжил, но сильно пострадал. Ему 31 год, он перенес уже 30 операций и сейчас лечится в Новосибирске.
-
ФСБ раскрыла данные о роли СССР в битве с немецкими войсками при Арденнах
Отто Гюнше – бывший личный адъютант Гитлера. ФСБ раскрыла его показания о помощи Советского Союза англо-американским войскам в битве при Арденнах.
-
Садоводам объяснили, как в мае спасти насаждения от снега
Погода с каждым годом становятся все непредсказуемее. И снег в мае уже никого не шокирует. Подумаешь, посидеть в этот день дома, потеплее одеться и все. Правда, дачники все же могут испытать потрясение. Ведь многие любители шести соток уже сделали или совершают посадки. Как же спасти растения от снега?
-
Деми Мур готовится к «эмоциональному прощанию» с Брюсом Уиллисом
Стало известно, что американская актриса Деми Мур начала готовиться к «эмоциональному прощанию» с бывшим мужем, артистом Брюсом Уиллисом, страдающим деменцией. Об этом сообщает InTouch Weekly.
-
Стас Михайлов рассказал о внебрачных детях и «астральной жене»
Стас Михайлов довольно долго шёл к признанию и в конце концов добился статуса суперзвезды. Но как известно, у всего есть свои плюсы и минусы.
-
Дочь Михаила Задорнова посвятила стихотворение своим недоброжелателям
В отличие от своего знаменитого отца, Елена Задорнова довольно редко появляется на публике. Практически все новости о жизни Елены и её семьи поклонники узнают из её блога.
-
Лера Кудрявцева рассказала, как отец через порку отучил её врать
Телеведущая Лера Кудрявцева призналась в Telegram-канале, что однажды отец выпорол её за вранье. Это случилось, когда будущая звезда скрыла от родителя, что получила в школе двойку.
-
Певица Шер рассказала, почему выбирает для отношений мужчин моложе себя
77-летняя американская певица Шер объяснила, почему выбирает молодых мужчин для отношений. Ее слова приводит VanityFair.
-
Концерт барда Сергея Никитина отменили в Москве
В столичном Центре авторской песни сообщили об отмене концерта барда Сергея Никитина. Зрителям предложили вернуть купленные билеты.
-
Николай Носков госпитализирован в Москве
Накануне стало известно, что певец Николай Носков, всё ещё проходящий реабилитацию после инсульта, попал в одну из больниц в Москве. Экстренная госпитализация не связана с его основным заболеванием.
-
Бизнесмена арестовали по делу о некачественных бронежилетах для ВС РФ
Басманный суд Москвы направил генерального директора группы компаний «Пикет» Андрея Есипова в СИЗО по обвинению в совершении мошенничества в особо крупном размере.
-
Заживо закопанная мужем женщина провела 12 часов под землей
В США вынесли приговор мужчине из штата Вашингтон, который избил жену и закопал ее заживо.
-
Врач объяснил, кому нельзя на Пасху есть куличи
Диетолог Альбина Комиссарова предупреждает, что людям с аллергией или индивидуальной непереносимостью лучше воздержаться от употребления пасхальных куличей и яиц.
-
Военным увеличат пенсию с 1 октября на 4,5%
Комитет Госдумы по труду объявил о планах увеличения военных пенсий на 4,5% с 1 октября.
-
Роза Сябитова рассказала о съемках со сломанной ногой
Известная телеведущая Роза Сябитова, которая ведет популярное шоу «Давай поженимся!» на Первом канале, рассказала о своем трудолюбии и профессионализме.
-
Дикий орангутанг сам вылечил себе травой рану на лице
Изучение поведения орангутангов в национальном парке Гунунг-Лесер в Индонезии позволило обнаружить, что они способны использовать растение для самолечения.
-
«Скучаю по выпивке»: Алек Болдуин признался, что почти 40 лет не употребляет алкоголь
Актер Алек Болдуин рассказал об отказе от наркотиков и алкоголя в подкасте «Our Way» Пола Анки и Скипа Бронсона. Его цитирует People.
-
На Алтае снимут фильм о приключениях Леонардо Ди Каприо
Необычный короткометражный фильм снимают в Солтонском районе Алтайского края. Главным героем ленты станет голливудский актёр Леонардо Ди Каприо.
-
Жизнь на пенсии не останавливается, а бьет ключом!
Какие могут быть годовые итоги жизни на пенсии? У жительницы Санкт-Петербурга, которая ведет свой блог на Яндекс Дзен, например, улучшилось здоровье, были приведены в порядок сад и огород и выращен отличный урожай, без спешки были сделаны разные заготовки, совершались успешные походы за грибами. Также в жизни пенсионерки были путешествия, в том числе и за границу, и выходы на разные культурные мероприятия.
-
Медики потребовали освободить педиатра, на которую завели дело из-за доноса пациентки
Российские медики требуют освободить из тюрьмы подсудимую по делу о «фейках» педиатра Надежду Буянову. Они также отправили обращение, в котором в стихотворной форме говорят о заслугах врача.