Мир прощается с Габриэлем Гарсия Маркесом |
19 Апреля 2014 г. |
Знаменитый колумбиец, лауреат Нобелевской премии по литературе 1982 года Габриэль Гарсия Маркес скончался в возрасте 87 лет в столице Мексики, где прожил последние пятьдесят с лишним лет. Прощание с ним пройдет 21 апреля - а тем временем читатели всего мира скорбят и вспоминают великого писателя...
Напомним, что 31 марта 87-летний писатель был госпитализирован в одну из больниц Мехико в связи с легочной инфекцией и обезвоживанием организма. После десятидневного курса лечения антибиотиками Маркеса выписали, и мексиканские власти тогда заверили, что его состояние стабильно. В 1989 году у Маркеса диагностировали рак легких. Путем хирургического вмешательства болезнь удалось победить, но ей на смену пришли другие недуги. Маркес перенес еще две сложнейшие операции и продолжал бороться за жизнь, не переставая писать. Габриэль Гарсия Маркес являлся одним из самых известных в мире представителей литературного направления «магический реализм». В 1972 году писатель стал лауреатом престижной Нейштадтской литературной премии, а в 1982 году был удостоен Нобелевской премии по литературе. К числу наиболее известных работ Маркеса относятся романы «Сто лет одиночества», «Осень патриарха», «Любовь во время холеры» и повесть «Полковнику никто не пишет». Колумбийский прозаик родился 6 марта 1927 года в городке Аракатаке на побережье Карибского моря. Воспитывался Маркес у своих бабки с дедом в портовом городе Барранкилье, которые познакомили его с преданиями, фольклором и местным жаргоном. В 1940 году уехал в Боготу учиться в колледже, после колледжа начал адвокатскую карьеру, но вскоре оставил ее ради журналистики и литературы. В 1947 году Маркес поступил в Колумбийский университет на юридический факультет. В том же году в столичной газете «Наблюдатель» была опубликована его первая повесть «Третий отказ». В течение последующих шести лет в этой же газете увидели свет около дюжины рассказов Маркеса. Как серьезный прозаик Маркес проявил себя уже в 1955 году, написав повесть «Палая листва». Повесть открывает обширный прозаический цикл о Макондо, знойном прибрежном городке, погруженном в атмосферу катастроф, эпидемий и чудес. Хронику Макондо продолжили повесть «Полковнику никто не пишет» и роман «Недобрый час». А завершаются хроники знаменитым романом «Сто лет одиночества», в котором прослеживается судьба шести поколений Буэндиа. Впервые в России Габриэль Гарсия Маркес побывал в 1957 году, на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов. После своего визита в СССР он заявил, что «самые интересные люди живут в России». В 1974 году Маркес основал в Боготе левую газету «Альтернатива» и с 1975 по 1981 годы занимался политической журналистикой, до окончания правления в Чили диктатора Пиночета. В 1982 году Гарсия Маркес был удостоен Нобелевской премии по литературе «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента». 6 марта 2012 года президент РФ Медведев наградил Маркеса Орденом почета за вклад в укрепление дружбы между народами России и Латинской Америки. Маркес был женат на Мерседес Барче. У него остались два сына - Родриго и Гонсало. «Полит.ру» обратился за комментариями к социологу и переводчику Борису Дубину и литературному критику Галине Юзефович. Борис Дубин: Со смертью Маркеса, как всегда со смертью великого человека, уходит целая эпоха. Уходит огромный пласт латиноамериканской культуры, латиноамериканской словесности, мировой культуры. Думаю, вряд ли кто-либо из читающих по-русски, я уже не говорю о тех, кто читает по-испански, не знает «Сто лет одиночества» или «Осень патриарха», или «Полковнику никто не пишет», или «Недобрый час», или «Палую листву», дальше можно перечислять достаточно долго. Маркес был не один в литературе Латинской Америки. У него были предшественники, о чем хуже знают в России, если вообще знают. У него были друзья, единомышленники, о чем все-таки известно больше. Одновременно в конце 50-х — начале 60-х, годов, теперь уже достаточно далекого прошлого века, на литературную сцену, причем на сцену не только испаноязычную, но и на мировую сцену, вышло целое поколение замечательных прозаиков. В основном мастеров крупного жанра — романа. Не все они были близки Маркесу по писательскому методу. Более того, они были людьми разных поколений. Скажем Кортасар, которого принято упоминать в одном ряду с Маркесом, по крайней мере, на поколение старше Маркеса и, тем более, старше Марио Варгоса Льосы, который также вписывается в эту плеяду, но является самым молодым из этих писателей. Маркес, Кортасар, Льоса, Карлос Фуэнтес и можно еще достаточно долго перечислять. Тем не менее, Маркес был наособицу. Он сумел то, о чем только может мечтать художник. Он создал свой мир. Он создал этот мир на маленьком кусочке выдуманной им земли. Эту задачу в свое время формулировал Уильям Фолкнер (американский писатель, лауреат Нобелевской премии — прим. «Полит.ру»). «Земля размером с почтовую марку», на которой, как оказалось, можно разместить весь мир. Я надеюсь, что с физической смертью автора все-таки этот мир не уйдет, как Атлантида, на дно забвения, а будет с нами, с нынешними и будущими читателями, благодарными Маркесу. Светлая память этому замечательному художнику. Галина Юзефович: Маркес — один из титанов прозы 20 века и, безусловно, его влияние на литературу всего мира невозможно переоценить. Особенно значимой его роль была в латиноамериканской литературе и шире в испаноязычной литературе, в которой он сформировал новый язык. Конечно, он является не единственным представителем знаменитого течения «магического реализма», но является, безусловно, его самым ярким, самым чистым выразителем. И, конечно, после Маркеса вся испаноязычная литература стала другой. До сих пор она пребывает под его огромным влиянием и какие-то отдельные попытки выйти из его тени воспринимаются как нечто удивительное, почти немыслимое. Точно так же, как вся русская литература 19 и первой половины 20 века говорила языком Пушкина, мне кажется, вся испаноязычная литература продолжает говорить языком Маркеса с редкими и странными исключениями, которые воспринимаются как нечто маргинальное. Созданный Маркесом художественный мир — это мир, в который до сих пор люди уходят и теряются. Должна сказать, что никогда в своей френдленте я не видела такого массового цитирования. Из этого можно заключить, что огромное количество людей до сих пор живет образами Маркеса, созданными в его главных произведениях. Действительно, это тексты, которые сформировали в значительной степени целое поколение российских людей. Нужно понимать, что Маркес был одним из сравнительно редких авторов, которых издавали в советской время. Тогда его фантастически невероятный мир, мир, в котором была страсть, мир, в котором был секс, мир, в котором была тайна и трагедия, который вообще был драматически не похож на все, что мы видели, оказал огромное влияние на советских людей. На поколение тех, кому сейчас от тридцати до сорока и на поколение моих родителей. Мне кажется, что Маркес относится к числу тех редких и счастливых авторов, которые сказали все, что хотели, и не сказали ничего лишнего. Поздние тексты Маркеса были совершенно не стыдными. Это не тот случай, как выражался мальчик Маугли в книжке Киплинга, когда кобра пережила свой яд. Это было тихое, очень спокойное, очень достойное удержание на плоту. Очевидно, это не тот случай, когда умер писатель, от которого мы еще многого ждали. Мне кажется, что это удивительный случай счастливой писательской судьбы, когда писатель ушел, с одной стороны, не создав ничего такого, что принижало бы его достижения, вершины его творчества, но, при этом, сказав все, что было важно и нужно сказать. Безусловно, это большая потеря, но потеря скорее эмоциональная и человеческая, чем литературная. В литературном плане все, что он создал, останется с нами. Судя по реакции на его смерть среди всего человечества, он останется с нами надолго и будет важным еще много лет и много поколений. Благодаря очевидному недоразумению, в интернете широко "гуляет" текст так называемого "Прощального письма Маркеса", которое Маркес вовсе не писал. Его автор - Джонн Уэлш, а широко известный текст был приписан Маркесу, после того как в 2010 году было объявлено, что писатель тяжело болен. Тем не менее, этот проникновенный текст очень хорош и весьма созвучен личности поконого титана литературы - возможно, именно поэтому легенда об авторстве оказалась такой живучей. Мы предлагаем "Прощальное письмо" в аудиоверсии - голосом М.Щербицкого.
Тэги: |
|