НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
-14-
Знаменитый итальянский писатель и ученый Умберто Эко, автор нескольких всемирно известных романов, более чем 20 лет назад опубликовал эссе, в котором описал типичные черты фашизма. Эта работа не претендует на истину в последней инстанции о «коричневой» идеологии, зато позволяет в очередной раз...
2025-05-07-07-39-49
Давно подмечено: схожие люди (по судьбе ли, возрасту, участию в каких-то общезначимых событиях) и сходятся быстрее. Так бывало с фронтовиками. Так зачастую повторяется и с нами – детьми фронтовиков. Едва познакомившись с Рашидом Равильевичем, сыном героя этого материала, мы, сами не замечая того,...
2025-05-07-06-02-59
В последнее время заметил одну, на первый взгляд странную, закономерность: чем дальше от Великой Отечественной войны, тем больше к ней интерес. И не только историков (как «работающих на политику», так и свободных от этих догм) или старшего поколения, у которого война оставила неизгладимый след в...
2025-05-05-00-04-25
Торжественное собрание, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне, подходило к концу. Традиционный доклад секретаря парторганизации М. Суханова, праздничный приказ начальника РЭС Н. В. Варламова с вручением грамот, премий и благодарностей – все как по накатанной дорожке, по отработанному...
2025-05-04-23-35-34
Все-таки удивительны выкрутасы памяти. Утром выпал снег. Обметал от него машину, и вид этого хрустящего пуха, похожего на ворохи свежей стружки, вдруг вызвал в памяти такие глубокие воспоминания детства, что не приходили в голову многие десятилетия и, казалось бы, были забыты уже навсегда. Они навеяли...

Людмила Гурченко: «Я не за тем сюда пришла, чтобы молчать!»

19 Ноября 2018 г.

gurchenko

Людмиле Гурченко исполнилось бы 83 года.

gurchenko 1

Военный «харьковский» жаргон

В шестилетнем возрасте маленькая Люда оказалась в оккупированном немцами Харькове. Отец ушел на фронт, а она осталась с мамой. «Грабиловка, менки... Моя мама не любит вспоминать те страшные годы», - писала потом Людмила Марковна в мемуарах «Аплодисменты». Совсем ребенком в поисках хоть какого-то пропитания Людочка пела и танцевала перед немцами. В репертуаре, по ее воспоминаниям, были немецкие оперетты. В марте 1943 года Харьков оккупировали вторично. Тогда Люда связалась с рыночной шпаной и чудом не погибла в облавах, которые немцы устраивали в ответ на действия Красной армии и партизан. Чаще всего убивали случайных людей - девочек да женщин, которые не успели сбежать с рынка. Дни черные. Но как-то случился пир!

«Ночью я услышала мамин голос. Она громко смеялась»

Так начинается история о счастливой «менке», когда Елена Симонова-Гурченко две недели ходила по деревням, чтобы наменять остатки вещей на еду. На столе лежали большой круглый пшеничный хлеб, крутые яйца и мед. «Ешь, Люся, не бойся, это все наше». За папин макинтош и свое шевиотовое пальто мама привезла мешок муки, сало и бидончик меду. Оказалось, в деревне на окраине продолжали жить своей жизнью. Во все глаза смотрели, как мама Лена жадно ела предложенные яичницу с салом.

«Хозяева молодые, муж и жена... Пустили, обогрели. Я как заплачу! Истерика началась. Не могла поверить, что тепло, что рядом добрые люди, - все время ждала от них чего-то плохого... Они на меня все смотрели, смотрели. Спрашивали: есть ли дети? Я сказала, что есть дочка. «А у нас нэма дитэй! Нэ послав бог...» Жаль, говорю, а сама думаю: ну и слава богу, что не послал, знали бы вы, как дети в городе мрут».

1

Уже после, в театральные годы - в Москве, Гурченко вспоминала, как за кулисы пришел «большой мужчина с бородой». Сказал: «Наверное, вы меня не узнаете, неудобно даже... мы с вами когда-то воровали». Когда Людмила Марковна начала протестовать - мол, вы меня точно с кем-то перепутали, добавил: «В Харькове - война, базар, мороженое, ну, Толик я - Мордой звали». Тут все сразу встало на места. В 1960-е оккупация осталась на «чердаке» военных хроник. А «большой мужчина с бородой» напомнил, что те, кто пережил тот ужас, стали семьей навсегда.

«Толик стал горным инженером. В Москве был проездом с Севера. Вспоминали далекое и такое родное прошлое. Нас связывали особые узы братства, которые объединяли всех, кто перенес войну в Харькове. Мы с удовольствием говорили на «военном» харьковском жаргоне. И ни один человек рядом не смог бы нас понять».

«Министр кричал: С лица земли сотрем!»

Первая фраза Гурченко в кино - «Я не за тем сюда пришла, чтобы молчать!» Сказанная в «Дороге правды», она мелькает во многих интервью актрисы.

«Я именно этого и хотела - прийти в кино, чтобы не молчать, не плыть по течению, а самой создавать волну».

2

 

После дебюта с коротким «не молчать» была «Карнавальная ночь» - пример того, что Гурченко может «создавать волну». Успех был таким, что артистка не сомневалась: дальше будет только лучше. Однако «Девушка с гитарой» не получилась, других ролей почти не предлагали. Зарабатывать пришлось концертами на заводах, шахтах, гастролях по стране с творческими встречами. За «халтуру» Гурченко начали травить: ударом стала так называемая разоблачительная статья «Чечетка налево». А потом выяснилось, что «били» не из-за отказа сотрудничать с КГБ - так вспоминалось актрисе. А во время съемок «Девушки с гитарой» Гурченко вызвал министр культуры СССР Николай Михайлов.

«Министр кричал: С лица земли сотрем! Имени такого не будет!» - рассказывала Гурченко. - Из всего разговора я поняла, что во мне нет ни капли высокого патриотизма. Оказывается, где-то не под ту песню потанцевала».

«Я пережила много жестокостей. Жестокость есть в том, что в мой самый лучший период, когда расцвет человека, женщины, когда есть здоровье, и... десять лет не сниматься! Разве после этого что-то может быть страшней? Ничего!»

Период забвения длился годы. Впрочем, если верить официальной биографии, роли все же были - просто хода в столицу не было на долгие 10 лет. Сама Гурченко оценивала происходящее так:

«Это был настоящий приговор. Очень скоро фамилии Гурченко не стало. Долго надо мной будут витать: «однодневка», «несерьезно», «не советуем», «не желательно». Перестали снимать. Забыли. Тихо похоронили. Забальзамировали».

«Старые клячи» Эльдара Рязанова

После крутых 1970-х и, пожалуй, самых занятых 1980-х уникальным фильмом почти в сотне съемок Гурченко оказались «Старые клячи» Эльдара Рязанова. Кажется, тут и удалось навсегда отречься от оперетты (хотя к этому моменту Гурченко была еще и популярнейшей эстрадной певицей). В «клячах» играли вместе с Лией Ахеджаковой, Ириной Купченко и Светланой Крючковой. Фильм имел успех, но лучше всего, что он помог выбраться из тяжелой депрессии.

3

«С Эльдаром три встречи. Начало пути. Середина жизни - «Вокзал». И вот «Клячи», третья дистанция, самая короткая. Я должна была с Эльдаром пройти эти пути. И я это сделала. В этой картине я его очень любила. Мы друг друга поразительно чувствовали, как будто прожили всю жизнь бок о бок, - вспоминала актриса. - Как люди, которые прошли все испытания, размолвки, интриги, сплетни, зависть. Переступили через все - и снова вместе. Мы победили. Он все время чувствовал, что я живу с огромной неподъемной тяжестью на душе. Кладбище. Марик. Мама. И папа. Он это понимал! И мне было легче работать. Ведь как непросто жить, когда вокруг столько желающих «по-своему» оценить поступки, внезапно выскочившие слова... Недавно Эльдар рассказывал мне, что только после «Карнавальной ночи», когда он выходил к зрителям, зал стоял. И вот после «Старых кляч» точно так же».

Всего три этапа. Три краски. И все они помогут угадать знакомую нам Гурченко, которая как-то сказала: «А вообще биографию и характер актера можно проследить по его ролям. Как бы тонко он ни перевоплощался и ни прятался за текст. Везде, во всех ролях, есть частица меня». Мы ни на чем не настаиваем, но, кажется, сказанное - лучший повод пересмотреть фильмы с участием Людмилы Марковны.

Источник: baba-deda.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!