НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.
2024-10-31-01-50-58
Казалось бы, что нам Америка. Мало ли кого и куда там избирают, у нас тут свои проблемы, по большинству житейские. Так, да не совсем. Через несколько ступенек, но исход заокеанских выборов заметно аукнется и в России. Хотя бы в отношении всего, что связано с Украиной. А это, между прочим, тот или иной...

Людмила Гурченко: «Я не за тем сюда пришла, чтобы молчать!»

19 Ноября 2018 г.

gurchenko

Людмиле Гурченко исполнилось бы 83 года.

gurchenko 1

Военный «харьковский» жаргон

В шестилетнем возрасте маленькая Люда оказалась в оккупированном немцами Харькове. Отец ушел на фронт, а она осталась с мамой. «Грабиловка, менки... Моя мама не любит вспоминать те страшные годы», - писала потом Людмила Марковна в мемуарах «Аплодисменты». Совсем ребенком в поисках хоть какого-то пропитания Людочка пела и танцевала перед немцами. В репертуаре, по ее воспоминаниям, были немецкие оперетты. В марте 1943 года Харьков оккупировали вторично. Тогда Люда связалась с рыночной шпаной и чудом не погибла в облавах, которые немцы устраивали в ответ на действия Красной армии и партизан. Чаще всего убивали случайных людей - девочек да женщин, которые не успели сбежать с рынка. Дни черные. Но как-то случился пир!

«Ночью я услышала мамин голос. Она громко смеялась»

Так начинается история о счастливой «менке», когда Елена Симонова-Гурченко две недели ходила по деревням, чтобы наменять остатки вещей на еду. На столе лежали большой круглый пшеничный хлеб, крутые яйца и мед. «Ешь, Люся, не бойся, это все наше». За папин макинтош и свое шевиотовое пальто мама привезла мешок муки, сало и бидончик меду. Оказалось, в деревне на окраине продолжали жить своей жизнью. Во все глаза смотрели, как мама Лена жадно ела предложенные яичницу с салом.

«Хозяева молодые, муж и жена... Пустили, обогрели. Я как заплачу! Истерика началась. Не могла поверить, что тепло, что рядом добрые люди, - все время ждала от них чего-то плохого... Они на меня все смотрели, смотрели. Спрашивали: есть ли дети? Я сказала, что есть дочка. «А у нас нэма дитэй! Нэ послав бог...» Жаль, говорю, а сама думаю: ну и слава богу, что не послал, знали бы вы, как дети в городе мрут».

1

Уже после, в театральные годы - в Москве, Гурченко вспоминала, как за кулисы пришел «большой мужчина с бородой». Сказал: «Наверное, вы меня не узнаете, неудобно даже... мы с вами когда-то воровали». Когда Людмила Марковна начала протестовать - мол, вы меня точно с кем-то перепутали, добавил: «В Харькове - война, базар, мороженое, ну, Толик я - Мордой звали». Тут все сразу встало на места. В 1960-е оккупация осталась на «чердаке» военных хроник. А «большой мужчина с бородой» напомнил, что те, кто пережил тот ужас, стали семьей навсегда.

«Толик стал горным инженером. В Москве был проездом с Севера. Вспоминали далекое и такое родное прошлое. Нас связывали особые узы братства, которые объединяли всех, кто перенес войну в Харькове. Мы с удовольствием говорили на «военном» харьковском жаргоне. И ни один человек рядом не смог бы нас понять».

«Министр кричал: С лица земли сотрем!»

Первая фраза Гурченко в кино - «Я не за тем сюда пришла, чтобы молчать!» Сказанная в «Дороге правды», она мелькает во многих интервью актрисы.

«Я именно этого и хотела - прийти в кино, чтобы не молчать, не плыть по течению, а самой создавать волну».

2

 

После дебюта с коротким «не молчать» была «Карнавальная ночь» - пример того, что Гурченко может «создавать волну». Успех был таким, что артистка не сомневалась: дальше будет только лучше. Однако «Девушка с гитарой» не получилась, других ролей почти не предлагали. Зарабатывать пришлось концертами на заводах, шахтах, гастролях по стране с творческими встречами. За «халтуру» Гурченко начали травить: ударом стала так называемая разоблачительная статья «Чечетка налево». А потом выяснилось, что «били» не из-за отказа сотрудничать с КГБ - так вспоминалось актрисе. А во время съемок «Девушки с гитарой» Гурченко вызвал министр культуры СССР Николай Михайлов.

«Министр кричал: С лица земли сотрем! Имени такого не будет!» - рассказывала Гурченко. - Из всего разговора я поняла, что во мне нет ни капли высокого патриотизма. Оказывается, где-то не под ту песню потанцевала».

«Я пережила много жестокостей. Жестокость есть в том, что в мой самый лучший период, когда расцвет человека, женщины, когда есть здоровье, и... десять лет не сниматься! Разве после этого что-то может быть страшней? Ничего!»

Период забвения длился годы. Впрочем, если верить официальной биографии, роли все же были - просто хода в столицу не было на долгие 10 лет. Сама Гурченко оценивала происходящее так:

«Это был настоящий приговор. Очень скоро фамилии Гурченко не стало. Долго надо мной будут витать: «однодневка», «несерьезно», «не советуем», «не желательно». Перестали снимать. Забыли. Тихо похоронили. Забальзамировали».

«Старые клячи» Эльдара Рязанова

После крутых 1970-х и, пожалуй, самых занятых 1980-х уникальным фильмом почти в сотне съемок Гурченко оказались «Старые клячи» Эльдара Рязанова. Кажется, тут и удалось навсегда отречься от оперетты (хотя к этому моменту Гурченко была еще и популярнейшей эстрадной певицей). В «клячах» играли вместе с Лией Ахеджаковой, Ириной Купченко и Светланой Крючковой. Фильм имел успех, но лучше всего, что он помог выбраться из тяжелой депрессии.

3

«С Эльдаром три встречи. Начало пути. Середина жизни - «Вокзал». И вот «Клячи», третья дистанция, самая короткая. Я должна была с Эльдаром пройти эти пути. И я это сделала. В этой картине я его очень любила. Мы друг друга поразительно чувствовали, как будто прожили всю жизнь бок о бок, - вспоминала актриса. - Как люди, которые прошли все испытания, размолвки, интриги, сплетни, зависть. Переступили через все - и снова вместе. Мы победили. Он все время чувствовал, что я живу с огромной неподъемной тяжестью на душе. Кладбище. Марик. Мама. И папа. Он это понимал! И мне было легче работать. Ведь как непросто жить, когда вокруг столько желающих «по-своему» оценить поступки, внезапно выскочившие слова... Недавно Эльдар рассказывал мне, что только после «Карнавальной ночи», когда он выходил к зрителям, зал стоял. И вот после «Старых кляч» точно так же».

Всего три этапа. Три краски. И все они помогут угадать знакомую нам Гурченко, которая как-то сказала: «А вообще биографию и характер актера можно проследить по его ролям. Как бы тонко он ни перевоплощался и ни прятался за текст. Везде, во всех ролях, есть частица меня». Мы ни на чем не настаиваем, но, кажется, сказанное - лучший повод пересмотреть фильмы с участием Людмилы Марковны.

Источник: baba-deda.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!