НА КАЛЕНДАРЕ

«Лагерные» картины художника Горелова: творчество по собственной жизни

Виктория Сушко, старший научный сотрудник Музея истории ГУЛАГа, lgz.ru   
29 Июля 2020 г.

В Музее истории ГУЛАГа открылась выставка «Ростислав Горелов. Лагерные этюды». Эти работы – не фантазии талантливого человека. Они выросли из самой жизни, его личного опыта.

«Лагерные» картины художника Горелова: творчество по собственной жизни

Ростислав Горелов оказался одним из 28 молодых людей, которых арестовали в 1933-м в столице и области. Ему было всего 17 лет. А тут обвинение в участии в некоей контрреволюционной фашистско-террористической группе «Союз русских патриотов». Якобы он, студент художественного отделения Полиграфического института, и его сверстники «призывали» к свержению большевистской власти, уничтожению колхозов, убийству Сталина, руководства ВКП(б) и членов правительства. Будь это так, всех бы ждала гибель.

«Лагерные» картины художника Горелова: творчество по собственной жизни

Но Горелов был «всего лишь» назван террористом и отправлен в Темниковский исправительно-трудовой лагерь. Там провёл два года, досрочно вышел благодаря ходатайству отца, но окончательно реабилитирован, наравне с другими осуждёнными по групповому делу, лишь спустя более чем 20 лет – 15 октября 1956 года. Со всем этим грузом на душе надо было жить!

Увиденное и глубоко осмысленное: внезапный арест, давление во время следствия, общение с уголовниками, непосильная работа на лесоповале, голод, болезни и смерти – всё врезалось в память и не отпускало никогда...

«Лагерные» картины художника Горелова: творчество по собственной жизни

С 1961-го Горелов преподавал в Московском педагогическом институте им. Ленина, участвовал в оформлении мемориального комплекса на Поклонной горе. А вот «лагерным» творчеством занялся через 40 лет после горьких событий: Горелов пишет воспоминания, создаёт сюжетные картины по ним, изучает дела в архиве, приступает к портретам солагерников, всматриваясь в «следственные» фотографии.

Серия его картин из коллекции Музея истории ГУЛАГа даёт собирательный образ человека в тяжёлых обстоятельствах, когда неизвестно, что тебя ждёт. Впечатляют цитаты к представленным на выставке картинам. Например: «Главное в лагере – это еда. При входе выдаётся хлеб на весь день, в первые три дня по прибытии, полная норма драгоценного хлеба – восемьсот грамм. Обычно это кусок, к которому бело-розовой лучиной приколот маленький довесок. Считалось большой удачей получить горбушку, так как, отгрызая её по маленькому кусочку, легче было проглотить большее количество бурды и этим обмануть желудок, растянув крохи на весь день. Хуже было тем, кому попадались куски мякоти, она проглатывалась быстро и незаметно, растянуть её на весь день не удавалось».

«Лагерные» картины художника Горелова: творчество по собственной жизни

На выставке можно посмотреть и материалы дела Горелова, а также работы из коллекции Международного Мемориала, выполненные Гореловым в годы заключения. Ростислав Гаврилович Горелов дожил почти до 90 лет, умер в 2004 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с отцом и братом Юрием.

Нелегкая судьба досталась Ростиславу Горелову, и о «лагерной» кухне, очень страшного периода в жизни многих людей того времени, художнику пришлось узнать не понаслышке. Горький опыт, но тем ценнее воспоминания, которые Горелов смог выразить на холсте.

Ещё у нас читайте также:

По инф. lgz.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!