НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Илья Ильф. Писаталь и эпоха

12 Октября 2017 г.

ilif iliy

15 октября исполняется 120 лет со дня рождения известного писателя Ильи Ильфа.

1210 ilf iliy

Биография Ильи Ильфа

Иехиель-Лейб Арьевич Файнзильберг, в будущем Илья Ильф, родился и вырос в Одессе. Он был третьим из четырёх сыновей небогатого банковского служащего. В записной книжке Ильфа была записана фраза: «Закройте дверь. Я скажу вам всю правду. Я родился в бедной еврейской семье и учился на медные деньги».

Отец хотел для сыновей надёжного будущего, поэтому Илья был определён родителями в трёхклассное ремесленное училище и получил диплом подмастерья. Работал чертёжником, затем токарем, статистиком.

Ещё задолго до создания прославивших его романов писатель избрал себе псевдоним, образованный первыми буквами имени и фамилии – Илья Ильф.

«Коллектив поэтов»

В те годы в Одессе существовал литературный клуб «Коллектив поэтов», однажды появился там и Ильф. В этом клубе состоялись его первые выступления, и там Илья познакомился с великим ловкачом Митей Ширмахером, называвшим себя «сыном турецкоподанного» и «великим комбинатором», который, вероятно, стал прообразом Остапа Бендера.

По воспоминаниям современников, Ильф уже тогда был невероятно сдержан и почти никогда не говорил о себе, при этом с большей охотой слушал собеседника. Позже он сказал своему другу и соавтору Евгению Петрову: «Я принадлежу к тем людям, которые входят в двери последними».

Лев Славин описывал его как человека «замкнутого и вместе общительного, жизнерадостного, но и грустного в самой своей весёлости». А по словам Ильи Эренбурга, он «...был застенчивым, молчаливым, шутил редко, но зло, и, как многие писатели, смешившие миллионы людей – от Гоголя до Зощенко, – был скорее печальным».

В четыре руки

В 1923 году Ильф переехал в столицу и устроился в легендарный «Гудок» литправщиком. Он превращал длинные, безграмотные письма читателей в остроумные заметки – «нечто вроде прозаической эпиграммы размером не более десяти-пятнадцати строчек в две колонки», как написал Валентин Катаев.

Неизвестно, как сложилась бы дальше жизнь правщика, если бы в редакции в 1926 году не появился Евгений Петров, взявший себе псевдоним, потому что не хотел жить в тени славы родного брата Валентина Катаева.

Катаев, работавший в «Гудке» фельетонистом, подал коллегам идею, которая поначалу их не слишком воодушевила. Он предложил писать романы... втроём. Ильф и Петров напишут сюжеты вчерне, а Катаев пройдёт по ним рукой мастера. При публикации указывались бы фамилии всех трёх авторов. Идею для первого романа он озвучил сразу же: «Представьте себе, в одном из стульев запрятаны деньги. Их надо найти. Чем не авантюрный роман?». Именно так началось написание самого знаменитого отечественного сатирического романа «Двенадцать стульев». В тот день у авторов возникло ощущение, которое их удивило, – писать было трудно. Позднее Ардов вспоминал: «Наши друзья писали всегда вдвоём и самым трудоёмким способом. Технически процесс писания осуществлял Петров. Обычно он сидел за столом и красивым, ровным почерком исписывал лист за листом. Ильф в это время либо сидел в глубоком мягком кресле, либо ходил по комнате, покручивая двумя пальцами жёсткий свой хохолок надо лбом... Каждый из соавторов имел неограниченное право вето: ни одно слово, ни одна фраза не могли быть написаны, пока оба не согласятся с этим куском текста, с этой фразой, с этим словом. Часто такие разногласия вызывали яростные ссоры и крики (особенно со стороны пылкого Евгения Петровича), но зато уж то, что было написано, получалось, словно литая деталь металлического узора – до такой степени всё было отделано и закончено».

Роман был окончен в 1928 году, и ещё до первой публикации был изрядно почищен цензурой. Критики называли произведение легко читаемой игрушкой и утверждали, что художественное качество его невелико. Но у читателей было другое мнение: роман был встречен с восторгом.

В результате многочисленных правок текст сократился почти на треть. Но все издания начинались посвящением Катаеву – соавторы не забыли вдохновителя.

Окончание работы над романом стало только началом совместного творчества Ильфа и Петрова, которое продолжалось в течение десяти лет. Были написаны несколько повестей и рассказов: «Светлая личность», «1001 день, или Новая Шахерезада» и множество фельетонов.

В конце 1920-х годов Ильф увлёкся фотографией.

Евгений Петров шутил: «Было у меня на книжке 800 рублей, и был чудный соавтор. А теперь Илья увлёкся фотографией. Я одолжил ему мои 800 рублей на покупку фотоаппарата. И что же? Нет у меня больше ни денег, ни соавтора... Мой бывший соавтор только снимает, проявляет и печатает. Печатает, проявляет и снимает...»

Фотография захватила Ильфа настолько, что на время отодвинула на задний план писательское дело. Он снимал всё подряд, но больше всего осталось портретных снимков, в основном жены Марии. Сохранилось множество уникальных кадров, например, четыре фотографии, на которых он запечатлел храм Христа Спасителя до разрушения, в момент взрыва и после – руины. В то время семья Ильфов жила в доме напротив, и он делал снимки прямо из окна.

Ильф и Петров

В 1930 годы соавторы постепенно прекратили публикации под временными псевдонимами – Дон Бузильо, Пселдонимов, Коперник, Холодный философ и Ф. Толстоевский. С этого времени они именовали себя только Илья Ильф и Евгений Петров.

В конце апреля 1930 года Ильф и Петров присутствовали на открытии Турксиба, а затем совершили поездку по Средней Азии. Некоторые впечатления о поездке вошли в роман «Золотой телёнок», который был опубликован через три года после «Двенадцати стульев». Публикация «Золотого телёнка» была сложной. Соавторов обвиняли в сочувствии Остапу Бендеру, а книгу – в легковесности. «Для чего она написана, каким целям и каким идеям призвана служить?.. Приходится признать, что она написана исключительно во имя смеха... Это книжка для досуга, для лёгкого послеобеденного отдыха... Она будет быстро прочитана и столько же быстро забыта, не оставив после себя никакого следа».

«...Плохо ещё и то, что самым симпатичным человеком в вашей повести является Остап Бендер. А ведь он же – сукин сын...» – так писал авторам романа Александр Фадеев, в то время один из первых руководителей Российской ассоциации пролетарских писателей, от которого зависело очень многое.

В сентябре 1935 года газетой «Правда» писатели были командированы в США. Они дважды пересекли страну и начали работу над новой книгой под названием «Одноэтажная Америка». Это была первая книга, которую Ильф и Петров решили писать порознь, по главам. Ильф уже был очень болен, и соавторы жили далеко друг от друга. Но десять лет совместной работы выработали у них единый стиль: книга была написана так, что невозможно определить, какие из глав написаны Ильфом, а какие – Петровым.

Беда

Долгое путешествие по Америке, большая часть которого совершалась в открытом автомобиле, вызвало у Ильфа обострение туберкулёза, и лечение ему не помогало.

Будучи смертельно больным, и зная об этом, Ильф продолжал делать заметки в записных книжках. Только два раза в его записях проскользнуло упоминание о смертельной его болезни: «...и так мне грустно, как всегда, когда я думаю о случившейся беде», и ещё: «Такой грозный ледяной весенний вечер, что холодно и страшно делается на душе. Ужасно, как мне не повезло». Вот и всё, что он написал о себе.

Илья Ильф скончался 13 апреля 1937 года от туберкулёза и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Во время его похорон Евгений Петров произнёс: «Я присутствую на собственных похоронах...»

  • Расскажите об этом своим друзьям!