ЗДРАВСТВУЙТЕ!

НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-04-04-05-50-54
Продолжаем публикации к Международному дню театра, который отмечался 27 марта с 1961 года.
2024-04-11-04-54-52
Юрий Дмитриевич Куклачёв – советский и российский артист цирка, клоун, дрессировщик кошек. Создатель и бессменный художественный руководитель Театра кошек в Москве с 1990 года. Народный артист РСФСР (1986), лауреат премии Ленинского комсомола...
2024-04-04-09-35-17
Пассажирка стрекочет неумолчно, словно кузнечик на лугу:
2024-04-04-09-33-17
Елена Викторовна Жилкина родилась в селе Лиственичное (пос. Листвянка) в 1902 г. Окончила Иркутский государственный университет, работала учителем в с. Хилок Читинской области, затем в...
2024-04-18-05-38-49
Владимир Набоков родился в Петербурге 22 апреля (10 апреля по старому стилю) 1899 года, однако отмечал свой день рождения 23-го числа. Такая путаница произошла из-за расхождения между датами старого и нового стиля – в начале XX века разница была не 12, а 13...

"И все режимы признаю, и все режимы отрицаю"

Изменить размер шрифта

book

В знаменитой библиотеке истории русской философии и культуры "Дом А.Ф. Лосева" состоится презентация новой книги доктора филологических наук, профессора Елены Тахо-Годи "Алексей Лосев в эпоху русской революции: 1917-1919". Автор рассказала "Российской газете" о своей работе над книгой.

Елена Тахо-Годи: Эта книга наиболее интересна тем, что в ней впервые собраны материалы, дающие представление о социально-общественной позиции, занятой А.Ф. Лосевым в первые годы после революции. О раннем Лосеве - 1910-1930 годов - мы знаем очень мало. Когда в 1930 году Алексей Федорович был арестован за "Диалектику мифа", архив его был изъят органами, и вся его личная переписка исчезла. Пропал и дневник, который он вел в 1914 году, и его переписка с девушкой, которая ему нравилась, сестрой его гимназического друга Ольгой Позднеевой.

И только после 1995 года, когда из архива ФСБ к нам вернулись рукописи Алексея Федоровича, среди них мы увидели и эти "юношеские материалы", записи, относящиеся к "личному кругу" размышлений. Органы проявляли и к ним неподдельный интерес, следователь в 1930 году обнаружил-таки в дневнике Лосева 1918 года "политические" записи по поводу справедливости в современном обществе и подчеркнул их карандашом. Пытался понять, как формировался Лосев-контрреволюционер.

losev
Русский философ Алексей Лосев.

Что подвигло вас взяться за эту книгу?

Елена Тахо-Годи: Неизвестность этого периода жизни философа. И конечно, хотелось представить не только то, как Лосев формировался как личность (это отразилось в переписке и дневниках), но и то, какова была его реакция на происходящее в те годы в России. Сам Алексей Федорович предпочитал об этом не рассказывать, он не вспоминал ни подробности дореволюционной жизни, ни тем более жизни на рубеже 1910-1920 годов. И это понятно, жизнь его полностью уложилась в рамки советского времени.

Толчком же к написанию этой книги послужили архивные документы, которые были найдены разными людьми еще в 1990 годы. Среди них было в том числе найденное в рукописном отделе Государственной библиотеки письмо Алексея Федоровича к известному московскому издателю Михаилу Васильевичу Сабашникову с предложением издать серию книг, которую он предлагал назвать "Духовная Русь". Это должна была быть религиозно-философская серия на темы русской национальности. И, как выяснялось из письма, Алексей Федорович был не просто рядовым участником этого проекта (а участники его были почетными людьми с громкими именами - Вячеслав Иванов, Николай Бердяев, Георгий Чулков, князь Евгений Трубецкой, Сергей Булгаков, Сергей Дурылин, Сергей Сидоров, предполагалось участие о. Павла Флоренского), но одним из организаторов этого сборника. И сборник этой серии должен быть выходить именно под его, лосевской редакцией.

Алексей Федорович был очень активно включен в общественную жизнь того времени. Не менее любопытным оказался тот факт, что ряд статей, заявленных для сборника "Духовная Русь", в дальнейшем вошел в знаменитый сборник "Из глубины", подготовленный Петром Струве и напечатанный уже когда сам Струве оказался за границей. Выпустить "Духовную Русь" Алексею Федоровичу не удалось, но параллели этого замысла с тем, что подготовил Струве, были очень интересны. Для меня было важно выяснить и эти параллели, и общественно-политический контекст, и то, как Лосев общался с авторами. Один из разделов книги как раз посвящен этой религиозно-национальной, философской серии "Духовная Русь".

Сюда же включены письма Алексея Федоровича к Вячеславу Иванову, Павлу Флоренскому, Александру Глинке и Михаилу Сабашникову. Удалось восстановить и реконструировать не только перечень текстов, названных А.Ф. Лосевым, но и обнаружить сами тексты. То есть эту серию, которую задумал А.Ф. Лосев, сегодня можно восстановить и опубликовать. У меня даже была мысль попробовать это сделать в своей книге, но, потом я все-таки поняла, что для этого нужно отдельное издание.

И как же Лосев относился к революции и потрясениям, с нею связанным?

Елена Тахо-Годи: Наверное, наиболее явно его позиция выражается в публикации 1918 года в анархисткой газете "Жизнь". Лосев, конечно, никогда не был анархистом и анархизму не сочувствовал. Он считал анархизм и хаос последним этапом в истории человеческого развития. Ему ближе та позиция, которая была выражена в 1909 году участниками сборника "Вехи". Бердяев, Булгаков, Франк пытались объяснить русскому обществу, что духовные изменения важнее социальных потрясений. На страницах же анархистской газеты "Жизнь" Лосев оказался потому, что в литературном отделе газеты участвовали его соученики по университету, члены "Общества искусств и изящной литературы". Он тоже был членом этого "Общества...".

Кто привел его туда, неизвестно. Может быть, это был один из видных культурных деятелей той эпохи, Николай Михайлович Русов (известный в то время человек, он переписывался с Блоком, был знакомом с Василием Розановым, Андрей Белый посвящал ему стихи). Так вот в газете "Жизнь" появилась статья Алексея Федоровича о русской философской литературе 1917-1918 годов. В ней он оценивает то, что вышло в это время из-под пера русских философов. И вот эти книги, вроде бы далекие от современности, вроде книги Евгения Трубецкого о кантианстве или Ивана Ильина о Гегеле, рассматриваются как возможное оружие духовной борьбы, как ответы на вопросы, которые поставила перед каждым русским человеком современность.

Напрямую о революции Алексей Федорович не говорит. Это кажется странным, страна же переживает революцию, а у него нигде ни слова о ней. Но я не случайно взяла к своей книге эпиграфом отрывок из его юношеской повести "Встреча", где Алексей Федорович говорит о том, как вообще не завидно положение философа. Потому что он - философ - решительно неприемлем ни для какого режима. Никакой режим не терпит, чтобы его до конца понимали и продумывали. Никакой! Один герой говорит: значит, вы против советского режима? Другой отвечает: "Не более, чем против всякого другого... Для философа все режимы одинаковы". И следует диалог: "Но ведь это контрреволюция! - Это - понимание! - Это - контрреволюционное понимание!"

Лосев прямо политикой не занимался. Но свое философское отношение к ней проявлял. Лосев, кстати, пишет о русской философии и для выходящего в Цюрихе издания "Русланд". Об этом издании ничего не было известно. И когда в 2008 год известный французский литературовед Жорж Нива пригласил меня выступить в "русском кружке" в Женевском университете, я , решая, чтобы я там могла рассказать, впервые задумалась о том, почему Алексей Федорович попал в годы революции на страницы вышедшего в Цюрихе сборника "Русланд". И выяснилось, что главными организаторами этого сборника были московские политические деятели, в первую очередь глава издательства "Задруга" Сергей Петрович Мельгунов.

Сборник, задуманный еще до революции, как рассказ западной публике о России, ее литературе, философии, религии и государственном устройстве, стал рассказом об уходящей Руси, о той, которую мы потеряли в 1917-м. Об этой истории у нас не упоминалось до 2000-х годах, а для моей книги был сделан новый перевод издания с немецкого на русский язык лосевской статьи "Русская философия". И это чрезвычайно важное дело, потому что, проведя анализ немецкого текста, мы поняли, что переводом занимались скорее любители русской культуры, чем профессионалы, они явно не знали до конца терминологии ни русской, ни немецкой философии.

В книге также собран ряд биографических материалов, исчезнувших в результате революционных событий. А в качестве приложения включен рассказ одной из первых английских рецензенток книги Лосева Натальи Даддингтон, дочери известного русского писателя, друга Льва Николаевича Толстого, Александра Эртеля и ученицы известного русского философа Николая Лосского. Она еще в начале 1900-х годов оказалась в Лондоне, вышла там замуж и стала одной из лучших переводчиц на английский язык русской художественной классики, знакомила английскую публику с Пушкиным. Сохранились письма Анны Ахматовой к ней, в которых она благодарит Наталью Александровну за подарки, которые та присылала ей в Ленинград. Даддингтон также познакомила западную публику и с русской философией. Благодаря ей Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Семен Франк, Николай Лосский "заговорили" по-английски. Она одна из первых услышала о том, что вышли книги Лосева, следила за его судьбой вплоть до ареста и сообщала Европе печальные новости о том, что лосевские метафизические труды объявлены контрреволюционными. В 1931 году в английском журнале "Философия" она первая рассказал о том, что постигло Лосева после выхода его книг, поражавших ее смелостью. Книги были об античности или художественной форме, но Даддингтон обращает внимание, что сама советская атмосфера 1920-х годов была такова, что упоминание о Канте становилось невозможным. Сам разговор о немарксисткой философии был огромной смелостью в то время.

Мое исследование надо еще дополнять и расширять. Я думаю, где-то в архивах существуют материалы, которые помогли бы нам полнее представить и отношения Лосева к "Вехам", и его взгляды на положение средней школы в эпоху революции, и отношение к русскому идеологу анархизма Кропоткину. Уже после того, как книга была сдана в печать, я попробовала проанализировать материалы, связанные с кантовским обществе. Дело в том, что в 1929 году к Лосеву обратился директор Кантовского общества и дал знать, что общество почтет лестным, если Алексей Федорович Лосев вступит в его ряды. До сих пор было не известно, согласился он или нет. Но сейчас нашлись издания, подтверждающие, что он стал членом кантовского общества - в том же 1929-м году. И это событие подтверждает, что интерес к нему существовал не только среди русских эмигрантов - Натальи Даддингтон, Дмитрия Чижевского, Семена Франка, но и среди европейских философов вроде главы кантовского общества Артура Либерта.

Цитата

- Незавидное положение вашего философа!

- Да, это положение человека, неприемлемого решительно ни для какого режима. Никакой режим не терпит, чтобы его до конца понимали и продумывали. Да и вообще никто и ничто на свете этого не любит. А фи лософ как раз хочет все понимать. (...) Философ своим пониманием везде только подрывает устои, и никакой режим никогда не сможет спокойно выносить бескорыстно мыслящего философа. Такой философ всегда дурно действует на нервы и портит аппетит. Поэтому я и не претендую не только на партийность, но и вообще на принадлежность к какому-нибудь режиму.

- Значит, вы против советского режима?

- Не более, чем против всякого другого. (...) И все режимы признаю, и все режимы отрицаю. Признаю - потому, что они, все они, есть историческая и логическая необходимость, а отрицаю - потому, что всех их одинаково признаю. Для философа все режимы одинаковы. - Но ведь это контрреволюция! - Это - понимание! - Это - контрреволюционное понимание!

А. Лосев. Повесть "Встреча".

alt

  • Расскажите об этом своим друзьям!