НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Галина Волчек – золотая звезда «Современника»

03 Мая 2017 г.

28 апреля Владимир Путин вручил золотую звезду Героя Труда Галине Волчек. Президент отметил талант и педагогический дар художественного руководителя «Современника». Ее более чем 60-летний стаж работы в сфере искусства, по словам Путина, измеряется не только яркими образами и уникальными постановками, но и искренней любовью нескольких поколений зрителей.

0305 volchek

«Современник» для Галина Волчек — дарованный судьбой способ разговора с современниками о современном

Героини Волчек ворвались на сцену и экран прямо из жизни. Актриса легко подхватывала и делала своими любые темы, каждая роль поражала достоверностью и становилась законченным психологическим типом. Она не знала этапа робкого освоения профессии, с первых работ проявилась как художник сложившийся, цельный, мощный. Волчек имела смелость и на подмостках, и в кадре быть некрасивой и неуклюжей, обнажать людские недостатки, от невинных слабостей до отвратительных пороков. Тот, кто видел первый спектакль «Современника» «Вечно живые», никогда не забудет жирный смех и алчные, загребущие руки Нюрки-хлеборезки. Блистательный набросок мастера — крошечная роль Покупательницы магнитофона в фильме «Берегись автомобиля» — то, как она буквально ввинчивалась в очередь у прилавка и бросала секундный, но такой пронзительный взгляд поверх очков на пронырливого продавца комиссионки, а потом брезгливо отстранялась от случайного незнакомца.

Ее героини порой обескураживали непомерным масштабом и сражали кипящей в них могучей энергией. Замешанные на актерском бесстрашии, поражали остротой сценического рисунка и высочайшей точностью воплощения. Сокрушающий трагизм впечатлял до оторопи в образах Амелии («Баллада о невеселом кабачке»), Марты («Кто боится Вирджинии Вулф?»). Можно вспомнить лицемерие ее Реганы в «Короле Лире», кокетливую жеманность Городничихи в «Ревизоре» и потрясающую настырность бездарной непутевой Варвары в «Осеннем марафоне». Актриса смело перемешивала краски. В исполнении Волчек всегда рядом со смехом — рыдания, с низменным — высокое, с горечью — радость. Так когда-то играли ее великие современницы: Раневская, Мордюкова, знаменитые «старухи» Малого театра.

Но Волчек явно не доиграла — огромный актерский дар режиссеры расточительно расходовали на небольшие эпизоды. Однажды проплакала всю ночь, когда руководитель «Современника» Олег Ефремов перевел ее из актерского состава в режиссерский. Она всегда была рядом с ним, но не тенью, а — опорой. Признавалась: «Олега никогда не оставлю». Тогда все они — создатели нового театра — были молоды, даже пьесы искали без возрастных ролей. Когда Ефремов ушел строить новый Художественный театр, «Современник» залихорадило. Попытались балансировать на коллективном руководстве худсовета и утонули бы, но, к счастью, театр возглавила Волчек. Режиссура стала ее подлинной судьбой.

Период растерянности был преодолен с блеском. Помогла человеческая закалка. Сказалось семейное воспитание, интеллигентное окружение родителей — отец Галины был известным и почитаемым кинооператором. Поддержало образование, полученное в Школе-студии МХАТ, умевшей выводить пытливых студентов за пределы профессии на просторы жизни, учившей проходить через любые времена (хоть оттепельные, хоть застойные, хоть перестроечные — они выпали на долю героини) без потери своего «я». Оказалось, что один человек, если это Волчек, способен сохранить театр, продолжить его легенду. Помню ночные очереди за билетами и номера, которые записывались химическим карандашом на руке. Мы, первокурсники, стреляли лишний билетик в ежевечернем режиме — и однажды повезло, втроем попали на поставленную ею драму «Восхождение на Фудзияму». Поразило, как органично реализм мхатовского образца сочетался с новой, какой-то подлинной манерой актерской игры, как неуклонно гражданственность воззрений вела к остроте социальной критики, а разговоры о вечном звучали так, словно их только что подслушали на улице.

Волчек ставила просто и ясно. Спектакли никогда не разочаровывали зрителей — людей разных возрастов, вкусов, взглядов. Природа ее режиссерского таланта — ненатужного, легкого, органичного — подарила произведения, ставшие классикой «Современника»: «Обыкновенная история», «На дне», «Крутой маршрут», «Три товарища». Сокровенная тема Волчек — чеховские пьесы, они прочитывались свежо, иронично, остро. «Эшелон» — история об обычных женщинах, которых Великая Отечественная сделала героями, вовлекла в орбиту «Современника» заграницу, потепление в отношениях наступило исключительно для отдельно взятого режиссера: в 1978-м Волчек поставила пьесу Михаила Рощина в Хьюстоне.

Режиссура — профессия мужская. Исключения лишь подтверждают это правило. Путь Волчек — подтверждение самое яркое. Ей нередко приходилось заниматься делами отнюдь не женскими. Испытанием стал переезд с Триумфальной площади, Маяковки, — на Чистые пруды в бывший кинотеатр «Колизей». По-моему, только одна Галина Борисовна и верила, новое жилье станет родным, остальные пугали, что в дивный, старинный, но совсем нетеатральный уголок Москвы зрители не проторят дороги. Что ж, мудрыми и дальновидными оказались не предсказатели, а сама Волчек, трудившаяся с еще большим азартом и самоотдачей. Пролетели четыре десятилетия — и вновь переселение: теперь во Дворец на Яузе, где спектакли репетируются и играются, пока дом с пояском из белых колонн превращают в ультрасовременное театральное пространство. Чуть раньше заботливая и рачительная хозяйка затеяла трехлетнюю стройку. Рядом возвели экспериментальную «Другую сцену», в миниатюре повторяющую планировку «Современника».

Долгие годы Волчек ведет театр осмотрительно, мудро и неуклонно — вперед. Умеет расставаться со спектаклями и не канонизирует их, иногда дает им отдыхать, а потом пробуждает — так недавно проснулись памятные «Двое на качелях». У нее редкое и завидное командное мышление — не потому ли ей так близок футбол? Она смело открывает двери молодым режиссерам. Риск оправдывается далеко не всегда, но это не укрощает смелости руководителя. Она не только умеет работать с актерами, она их любит, понимает, воспитывает, помогает и сочувствует им. Это известно, и выпускники театральных вузов спешат на ежегодные показы. Сегодняшнему актерскому составу «Современника» можно позавидовать.

Легендарному театру только что исполнился 61 год. Столько же служит здесь Галина Борисовна. Пройденный вместе с единомышленниками путь — для нее история очень личная. Но при этом и неотрывная от истории страны, потому что «Современник» для Волчек — дарованный судьбой способ разговора с современниками о современном.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!