НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Джентльмен сцены

25 Апреля 2017 г.

belz svytoslav 

Святослав Игоревич Бэлза – музыковед, телеведущий, писатель, критик, автор проектов по популяризации классической музыки, театра и балета. Более сорока лет Святослав Игоревич отдал телевидению, и его называли самым интеллигентным героем телеэкрана.

Святослав Бэлза

Биография Святослава Бэлза

Святослав Бэлза родился 26 апреля 1942 года в Челябинске, где вся семья находилась в эвакуации. Его отец, уроженец Варшавы, Игорь Фёдорович Бэлза, был советским музыкантом, композитором и специалистом по истории искусств.

Святослав Игоревич очень гордился своими родителями, их крепким браком, и даже шутил, что такой идеальный пример помешал ему создать свою прочную семью, потому что дотянуть до такого образца было невозможно: «У мамы с папой была невероятная любовь! Мама на 18 лет моложе отца. Познакомились они в Киеве. В ту пору папа числился профессором местной консерватории, а мама – студентка мединститута. Она растворилась в отце, жила только им. Папа был её единственным пациентом, она дотянула его до 90 лет! Помогала в работе, потом стала писать книги по музыке. Мама печаталась под своей девичьей фамилией – Зоя Гулинская. У нас на троих было четыре пишущих машинки: у каждого своя плюс с латинским шрифтом. Я их храню как реликвию».

Святослав учился в двух школах: английской и музыкальной, с детства говорил на польском и французском языках.

«У меня было тяжёлое детство, — иронически вспоминал Бэлза. — Когда нормальные дети гоняли в футбол во дворе, меня заставляли мыть шею и вели в Большой зал консерватории или Большой театр... С юных лет музыкой меня перекормили».

У Святослава было и ещё одно увлечение, которое он не бросал много лет – фехтование. Он взял в руки шпагу ещё в начальной школе, после того как прочёл «Трёх мушкетёров». Занимался серьёзно, до окончания университета, был чемпионом Москвы среди юношей и чемпионом МГУ.

В 1965-м Святослав окончил университет по специальности «литературоведение» и занял должность научного сотрудника в Институте мировой литературы Горького.

Литературное творчество

В период с 1979 по 1989 год Бэлза активно писал для «Литературной газеты», прежде всего обзоры на иностранную литературу. Из-под его пера вышло более 300 эссе; специализировался Бэлза на иностранной литературе и влиянию европейской культуры на русских авторов.

Святослав Игоревич писал предисловия и послесловия для русских изданий классиков зарубежной литературы – Уильяма Шекспира и Оскара Уайльда, Александра Дюма и Оноре де Бальзака, Жюля Верна и многих других. Одной из любимых тем Бэлзы было творчество Шекспира – он по праву считался одним из виднейших шекспироведов страны. Статьи и эссе Бэлзы были известны не только русским читателям и учёным – их регулярно переводили и на иностранные языки.

Телеведущий и конферансье

Дебют Святослава Бэлзы на телевидении состоялся в 1972 году, когда Юрий Сенкевич пригласил его выступить в передаче «Клуб путешественников» с очерками о Франции: «Париж глазами Андре Моруа», «Замки Луары глазами экспрессионистов».

В конце восьмидесятых Бэлза начал вести собственную программу «Музыка в эфире».

В 1997-м Святослав Игоревич обосновался на канале «Культура»; здесь он принимал участие в работе над такими известными проектами, как «Шедевры мирового музыкального театра», «В вашем доме», «Игра в классику», «Гостиная Святослава Бэлзы». Вместе с Марией Максаковой он вёл программу «Романтика романса». Вместе с Аллой Сигаловой – «Большую оперу» и «Большой балет».

Святослав Игоревич был известен не только как знаток и популяризатор классической музыки.

Много лет он пользовался необыкновенным успехом как стильный ведущий концертов и фестивалей искусства и классической музыки, как конферансье творческих вечеров и ночных балов, таких как «Новый год с Владимиром Спиваковым» и «Новогодний вокзал мечты c Юрием Башметом».

Об эрудиции Святослава Бэлзы ходили легенды. Говорили, что он знает ответы на все вопросы. Как ведущий Бэлза отличался интеллигентностью, чувством юмора, непринуждённой импровизацией у микрофона. Николай Цискаридзе свидетельствовал, что «он единственный мог на нужную тему, не готовясь, экспромтом, произнести интересный текст и уложиться в нужное количество времени, минут, секунд — те, кто работает на телевидении, понимают, как это важно».

Практически ни одно крупное музыкальное или литературное мероприятие не проходило без участия Святослава Бэлзы. Всего он вёл более чем 200 фестивалей по всей России и за рубежом.

Ведущий в классику

Для стиля Бэлзы были характерны галантность и лёгкий флирт в общении с артистами, партнёршами и зрителями. Критики и музыканты отмечали ораторское искусство, тонкий художественный вкус, личное обаяние и благородство. Его называли аристократом телеэфира и джентльменом сцены.

Музыковед завоевал репутацию «ведущего в классику». Он недолюбливал массовое искусство и попсу, от предложений вести такие концерты тактично, но решительно отказывался. Бэлза признавался, что и в больших жанрах избегает артистов-середняков: «Сам я стараюсь работать или с элитой исполнительского искусства, или с молодыми, подающими надежды музыкантами». Музыковед исходил из уверенности, что имя зарабатывается десятилетиями, а теряется в одночасье: потому стремился, чтобы его имя на афише было гарантией качества, он не шёл на компромисс с шоу-бизнесом ради финансовой выгоды.

Кавалер ордена Казановы

Святослав Игоревич был удостоен такой, прямо скажем, нетривиальной награды за успехи в области литературы.

Как рассказывал сам Бэлза, ещё в молодости он писал очерки о великих авантюристах: Калиостро, Сен-Жермене и Казанове, которые были опубликованы за рубежом. Позже, когда Святослав Бэлза оказался в Чехии, он посетил Духцовский замок – место, где великий любовник провёл остаток жизни. В этом замке он познакомился с членами общества поклонников Казановы, которые и вручили Святославу Игоревичу орден.

Всегда в смокинге

Музыковед вращался в богемных кругах, ценил комфорт и удовольствия. Жил в своём доме в подмосковном писательском посёлке Красновидово на реке Истре. По собственному признанию, почти все деньги Бэлза тратил на книги, автомобили и любимых женщин. Его библиотека насчитывала около 20 тысяч томов.

Святослав Игоревич всегда любил красивые вещи, приятную обстановку, изящно сервированный стол, уделял внимание мелочам.

Всегда элегантно и с безупречным вкусом ведущий носил эффектные костюмы и смокинги с неизменной бабочкой. Всего в коллекции Бэлзы было около 150 бабочек ручной работы разного фасона и дизайна. Известна крылатая фраза Василия Ланового о том, что «Бэлза даже спит в бабочке».

Святослав Бэлза называл себя истинным кошатником. Коты были в его семье всегда: сначала Бастик I, потом Бастик II. Кроме этого, в доме была коллекция фарфоровых, малахитовых, серебряных, деревянных, бронзовых кошек.

Идеальным отдыхом Святослав Бэлза считал лежание на диване с книгой и котом. На случай неожиданного визита гостей обычно держал холодильник полным, умел сам готовить.

Знаменитый телеведущий отличался прекрасным здоровьем, почти никогда не болел, а когда появились тревожные симптомы, долго не обращал на них внимания. У Святослава Игоревича был очень напряжённый график выступлений с постоянными разъездами, он вёл по два-три концерта в день, записывал передачи на телевидении, а чувство ответственности не позволяло ему что-то отменить. Это и стало его роковой ошибкой. Когда Бэлза попал в больницу, что-то предпринимать было уже поздно.

Скончался Святослав Игоревич Бэлза 3 июня 2014-го в Мюнхене от рака поджелудочной железы; на момент смерти выдающемуся литературоведу и критику было 72 года.

  • Расскажите об этом своим друзьям!