НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Дунаевский: недопетая песня

07 Февраля 2019 г.

skripishn kluch

В конце января исполнилось 119 лет со дня рождения Исаака Дунаевского – автора более 80 шлягеров, мастера оптимистической, радостной музыки. Исаак Осипович прожил недолгую жизнь, но его творческого наследия с лихвой хватило бы сразу на нескольких человек. Оперетты, балеты, музыка к спектаклям и кинофильмам и множество прекрасных песен, которые звучат по-прежнему актуально, свежо и не исчезают из репертуара современных исполнителей.

dunaevskii issak 67

Прирождённый талант

Исаак Осипович Дунаевский (полное имя Исаак Бер Иосиф Бецалев Дунаевский) появился на свет с началом нового столетия, 30 января 1900 года, в городе Лохвице в семье домохозяйки и преуспевающего банковского служащего. Исаака Дунаевского с детства окружала музыка: его мать замечательно играла на фортепиано, дедушка был певчим в синагоге, все пять его братьев писали музыку. Большое влияние на будущего композитора оказал дядя – гитарист, приезжавший в гости к Дунаевским с концертами. В общем, будущее Исаака было предопределено.

Раз в неделю в Лохвице выступал оркестр, музыку которого будущий композитор слушал с раскрытым ртом. А потом мчался на всех парах домой, чтобы подобрать услышанное на слух и порадовать маму.

Первые частные уроки игры на скрипке Шуня – так называли Исаака в родительском доме – начал брать в восемь лет. К десяти годам он был принят в Харьковское музучилище, где стал одним из лучших. Уже тогда он пробовал сочинять музыку, но из-под его пера выходили почему-то лишь печальные произведения – «Одиночество», «Тоска», «Слёзы»... Будущий композитор ещё не осознавал своих возможностей великого оптимиста!

Окончив гимназию с золотой медалью, Дунаевский поступил на юридический факультет Харьковского университета. В то время многие юноши из еврейских семей стремились стать юристами, чтобы получить право пересекать черту осёдлости. Одновременно Исаак окончил музыкальное училище по классу скрипки. В двадцатилетнем возрасте он решительно порвал с юриспруденцией и поступил в оркестр Харьковского русского драматического театра, сначала скрипачом. Позже он стал дирижёром этого оркестра и заведующим музыкальной частью театра.

Постепенно Дунаевский стал превосходным пианистом, но о карьере композитора пока не задумывался.

Первое выступление Дунаевского как театрального композитора состоялось в 1920 году – он написал музыку к спектаклю «Женитьба Фигаро».

Карьера развивалась очень быстро, Дунаевский сочинял музыку к постановкам, делал аранжировки к уже существующим композициям. В возрасте 24 лет молодой композитор переехал в Москву, где стал руководить музыкальной частью Театра эстрады «Эрмитаж», а потом и Театра сатиры. Здесь создал свои первые оперетты. Тогда советская оперетта только зарождалась, и Дунаевский прекрасно проявил себя. Первая его оперетта называлась «Женихи». Она была признана интересной, но не выдающейся. Затем из-под пера Дунаевского вышло ещё пять оперетт, и о нём заговорили как о плодовитом композиторе.

Незадолго до тридцатилетия Исаак принял приглашение только что открывшегося ленинградского мюзик-холла и переехал в северную столицу. У Дунаевского с Утёсовым возник творческий союз, и они вместе создали в 1932 году музыкально-эстрадное представление «Музыкальный магазин». Дунаевский искусно владел всеми приёмами джазовой оркестровки, при этом он намеренно избегал «грязных», «скрежещущих» аккордов, делал акцент на чётких ритмах и старался вызвать музыкой хорошее настроение.

Киношлягеры

С создателем советских комедий режиссёром Григорием Александровым Дунаевский быстро нашёл точки соприкосновения. Оба мечтали создать музыкальную комедию. Уже с первой встречи, которая произошла в доме Утёсова, они с таким азартом обсуждали свои идеи, что Дунаевского осенило, и он тут же направился к роялю и начал играть. Когда растаял последний звук его импровизации, Дунаевский повернулся к Александрову и Утёсову и спросил: «Похоже немножко?» Поражённый Александров молча смотрел на композитора. Музыка была такой яркой, что режиссёр будто наяву увидел кадры своего будущего фильма. Так родились «Весёлые ребята». Фильм произвёл фурор на международном кинофестивале в Венеции, домой Александров возвратился с золотой наградой, а музыка Дунаевского звучала по всей Италии.

Любовь Орлова рассказывала: «С волнением вспоминаю я о том, как встретилась и подружилась с чудесным композитором Исааком Осиповичем Дунаевским, который вместе с поэтом Василием Ивановичем Лебедевым-Кумачом подарил зрителям такие чудесные песни. Мне выпало счастье быть их первой исполнительницей. Помню, как я была приятно удивлена, когда Дунаевский, впервые проиграв песню Анюты, сказал мне: «Давайте доделывать песню вместе. Вместе подумаем и поправим, чтобы пелось легко и свободно». Песни Дунаевского, звонкие и яркие, прошли вместе со мной через всю жизнь».

Но Исаак Осипович не собирался почивать на лаврах, его интересовала новая работа над «Тремя товарищами». Его композиция «Каховка» на стихи Светлова знаменита до сих пор. Как потом рассказывал сам Дунаевский, автор текста был рядом, а он просто сел за рояль и проиграл всю песню целиком, сразу. Казалось, что музыка идёт ему в голову уже в готовом виде, а он просто её воспроизводит.

Исааку Осиповичу всегда хотелось, чтобы музыка была «настоящей», а песня – искренней и заразительной. Именно такие мелодии и выходили из-под его пера. Его «Песню о Родине» пела вся страна. Этой песней, звучавшей по радио с января 1938 года каждое утро без пяти минут 6, начинался новый трудовой день СССР. «Песня о Родине» сражалась с фашизмом, она была паролем югославских партизан, её пели в освобождённых городах.

Восхитительная музыка Дунаевского звучит в таких известных фильмах, как «Дети капитана Гранта», «Моя любовь», «Богатая невеста» и «Кубанские казаки». А когда в 1986 году режиссёр Станислав Говорухин снял фильм «В поисках капитана Гранта», главной мелодией он сделал знаменитую увертюру Дунаевского из старого фильма. Остальную музыку писал сын Исаака Осиповича – Максим Дунаевский.

Гимн «вождю всех народов»

Но даже у такого талантливого человека было то, что ему никак не удавалось сделать – написать гимн Сталину. Сталин, которому нравилась музыка Дунаевского (особенно мелодии из «лауреатского» фильма «Волга-Волга»), недолюбливал самого композитора. Как считает его биограф, «отца всех народов» раздражала популярность Дунаевского, причём не только в СССР, но и на Западе. А ещё Иосиф Виссарионович затаил обиду на композитора, чья маловыразительная «Песня о Сталине» («От края до края, по горным вершинам») носила вымученный характер. Среди музыкантов даже бытовала история о том, что вождь, впервые прослушав «Песню о Сталине», сказал: «Товарищ Дунаевский приложил весь свой замечательный талант, чтобы эту песню о товарище Сталине никто не пел». Но не смотря на это, Дунаевского не трогали. Композитору платили огромные гонорары, которые позволяли ему покупать машины, играть на скачках (впрочем, скачки он вскоре бросил). Он любил друзей и женщин, делал дорогие подарки, давал взаймы и никогда не напоминал о долгах.

Очень тяжёлые времена для великого композитора настали во время жёсткой антисемитской компании. Тогда все те, кто завидовал таланту и успеху Дунаевского, начали слать на него доносы, что сильно задело композитора. Скончался Исаак Осипович в 1955 году от сердечного приступа, не успев дописать несколько тактов к оперетте «Белая акация».

Творчество Исаака Дунаевского по праву считается музыкальной «визитной карточкой» социалистического периода истории нашей страны.

Примечательные публикации на тему "Личная жизнь кумиров, к которым мы так привыкли"

...И много других публикаций на эту тему

  • Расскажите об этом своим друзьям!