НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Человек большого РОСТА

26 Мая 2016 г.

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2016/27-05-lebedev как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

125 лет назад родился график и иллюстратор Владимир Лебедев. Его вклад в «Окна РОСТА» можно сравнить с достижениями Маяковского. Чеканные строчки поэта, будто пули, выпущенные из маузера, били точно в цель. Не меньшую революцию произвел в рисунке Лебедев. Скрестив лубочную эстетику с супрематизмом и кубизмом, он смог достучаться до самых широких масс.

4Плакаты для «Окон» стали своеобразным прологом к детским иллюстрациям мастера. Именно оттуда на страницы книг перекочевали необычные изображения: яркие и плоские. Вот, например, «Цирк» (1925), уникальный хотя бы потому, что не художник следовал за писателем. Наоборот, Самуил Маршак придумал бойкие строчки уже к готовым работам Лебедева. Так появились «Мамзель Фрикасе на одном колесе» и, конечно, известное двустишие «По проволоке дама идет как телеграмма».

Кстати, сотрудничество с Маршаком началось с казуса: по воспоминаниям сына писателя, Самуил Яковлевич однажды увидел на полу в типографии оттиск с рисунком. Поднял и заявил: его стихи должен иллюстрировать этот автор. Другой их совместный шедевр — «Мороженое» (1925). Главный герой — толстяк в манишке и котелке, объевшийся сладкого льда и превратившийся в снеговика. Кое-кто из современников считал, что картинки слишком трудны для детского восприятия. Впрочем, сам Лебедев не собирался «сюсюкать» с маленьким читателем: «Искусство должно быть для ребенка таким же орешком, как и для взрослого. Только не надо, чтобы у орешка, предназначенного для ребенка, была слишком твердая скорлупа».

Работая с 1924 года художественным редактором ДЕТГИЗа, Владимир Васильевич, по сути, создал детскую иллюстрацию в СССР. Уйдя от изящных виньеток «Мира искусства», он показал, что изображение может быть лаконичным, обобщенным, но при этом не абстрактным, полностью вдохновленным натурой. Открыл много талантов — например, Юрия Васнецова, который благодаря мастеру вспомнил о вятских корнях и стал писать в народном стиле. По воспоминаниям современников, Лебедев был необычным педагогом: без определенной системы обучения. «Не подражать ему было действительно невозможно», — говорила художница Татьяна Шишмарева, имея в виду блестящие рисунки мэтра. Она рассказывала: «Он всегда был очень строг и беспощаден. Резко высмеивал ошибки. Но всегда внимательно смотрел работы, которые я довольно долго ему показывала. Иногда брал в руки инструмент и поправлял, подражая моей манере».

О требовательности Владимира Васильевича упоминал и другой воспитанник, Валентин Курдов: «Он ничего не прощал. В этом сказался его характер боксера. Мы не ждали от учителя никакой пощады. Законы ринга он применял в искусстве. Лебедев приучал и нас принимать удары судьбы и продолжать бой, пока стоишь на ногах. Побежденного он не жалел. Лебедев выделял своих лучших учеников, применяя к нам мерку, годную и в спорте. Он определял каждому место, как в состязании: первый номер, второй и третий, делая ставку своих надежд и симпатий». Тем не менее, признавались ученики, это суровое воспитание давало плоды. Знакомя с богатой библиотекой, художник ненавязчиво помог каждому из «лебедят», как их называли, найти свой путь в искусстве.

Что касается любви к спорту, то до революции Владимир Васильевич не раз выступал на ринге и даже в цирке — как профессиональный боксер. А позже, в советское время, судил матчи. Шишмарева уточняла: «Он был боксером, и увлекался боксом, и судил, и был освобожден от этого «за кровожадность», как он сам говорил. <...> Другие увлечения — лошади. Мы впервые пошли с мужем на бега, так сказать, под его руководством. Тогда в Ленинграде еще существовал ипподром, и в рысистых испытаниях участвовали, кроме лошадей из конюшен, кони извозчиков-лихачей. Лебедев не играл, но всегда угадывал победителей».

Из той же области, по словам Курдова, любовь к цирку: «В цирковом искусстве Лебедева устраивало многое — во-первых, его демократичность, точность мастерства, труд артиста у всех на виду. «Работа видна», — говорил он с уважением. И наконец, Лебедев очень ценил физическое совершенство человека, смелость, риск и цирковую эксцентричность». Отсюда — серии «Акробатка» и «Танцовщица», сделанные в середине 1920-х: легкие, воздушные, с точно переданными жестами. Моделью для некоторых рисунков послужила ученица Вагановой и будущая основательница ансамбля «Березка» Надежда Надеждина, ставшая второй женой мастера.

{gallery rows=10 cols=1 width=290}TXTS/2016/27-05-lebedev{/gallery}

Валентин Курдов утверждал: «Первая заповедь, которую исповедовал Лебедев, гласила: художник должен, как он выражался, иметь свой роман с жизнью. Это и должно провоцировать желание работать, желание выразить свою любовь средствами искусства». Сам мэтр высказался по этому поводу так: «Если на вопрос, что вы больше всего любите, мне отвечают: «искусство» или, например, «книгу», я делаю вывод — глупец. Надо любить не книгу, а жизнь, ради которой появилась книга, не книгу ради книги, не искусство ради искусства».

С середины 30-х Владимир Васильевич ярко проявил себя как живописец, создав множество женских портретов — нежных, ренуаровских. Они резко отличаются от изображений рубежа 20–30-х, когда мастер экспериментировал с формой. Среди этих камерных, интимных работ — портрет первой жены, известного скульптора Сарры Лебедевой, а также третьей супруги, Ады Лазо. Курдов вспоминал: «Не простой, а очень сложный человек был Владимир Васильевич. Среди людей он жил замкнутой жизнью. К широкому общению с людьми его не влекло. Он говорил про себя: «Мне с Лебедевым не скучно».

На похоронах же мастера, ушедшего из жизни в 1967 году, выяснилось, что у этого неординарного человека было немало родственников, которых он почему-то скрывал. Наверное, считал, что за художника должны говорить его работы. И действительно — яркие иллюстрации, а также портреты прекрасных дам эпохи 30-х еще долго не позволят забыть талант Владимира Лебедева.

По инф. portal-kultura.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!