Блокадник-велосипедист: «Велосипеду не изменял» |
18 Мая 2015 г. |
Андрей Михайлов более 60 лет крутит педали велосипеда. Блокадник является постоянным участников всех значимых петербургских велособытий. О том, что из себя представлял велосипедный Ленинград и каким выглядит велосипедный Петербург, мастер спорта СССР рассказал "Росбалту" в рамках проекта "Лучшая половина жизни". — Андрей Алексеевич, вы коренной ленинградец, блокадник. Как именно блокадный ребенок познакомился с велосипедом? — Я родился на Петроградской стороне, на Большом проспекте в мае 1942 года. Мама – учитель начальных классов, папа – военный врач. Все блокадные дни провел в Ленинграде. С велосипедом я познакомился еще в садике. Естественно, своего велосипеда у меня не было — его я без спроса брал у соседа. Мы в коммуналке жили, велосипед в коридоре висел. Сосед сам не катался, но очень ругался, когда его вещь брали. Кататься я любил на набережной, напротив стоянки крейсера "Аврора". Там меня и нашел тренер, пригласил заниматься в детскую спортивную школу. — Школа, наверное, и определила вашу дальнейшую велосудьбу? — Тут все и началось. Я-то все на дорожном велосипеде ездил, а тут спортивный дали. Его постоянно надо было подстраивать и чинить. И к этому делу у меня тоже тяга обозначилась. Потом я уже сам себе велосипед сделал. Успехи у меня пошли очень быстро. Мы на Крестовском катались у стадиона имени С. М. Кирова, на шоссе выезжали. Я стал своих соперников опережать. Потом были районные соревнования, городские, областные, многодневки пошли. Так что свое звание мастера спорта СССР по велоспорту, которое получил в 1967 году, я вполне заслужил. — В Советском Союзе, как известно, профессиональных спортсменов не было. Вам ведь приходилось где-то работать? — Учился я, надо сказать, весьма посредственно. Но меня всегда тянуло делать что-нибудь полезное. В этом плане мне запомнилась беседа с отцом моего школьного друга. Он меня как-то спросил: "Андрей, а куда после школы пойдешь учиться, кем хочешь стать?". Желания учиться у меня не было, я шофером хотел быть. Города мне нравились, далекие поездки. Мне тогда и дали совет: "Раз ты не хочешь учиться, то запомни, что лучше в жизни быть полезным хорошим рабочим, чем плохим инженером". У меня эти слова до сих пор в голове. После школы пошел на шестимесячные курсы слесарей-универсалов в техническое училище №1, что находилось у станции "Электросила". Правда туда принимали только тех, кто отслужил в армии. Пришлось придумывать легенду, говорить, что я в звании сержанта, но документы сейчас еще оформляются. Потом обман, конечно, раскрылся, но я к этому моменту уже себя хорошо зарекомендовал. За меня мой руководитель вступился. Я напильником еще не очень хорошо работал, но чертежи читал. Потом была настоящая армия. Затем "Электросила", завод "Электрик" — нашими аппаратами телебашню на Аптекарском острове варили, — Ленинградский Металлический завод, НИИ Радиоэлектроники. После достижения пенсионного возраста я еще 10 лет проработал. Последнее место – ремонтный цех ГУП "ТЭК". Так что с профессией у меня все было в порядке. — Насколько непросто было совмещать работу по профессии и спортивную жизнь? — Занятия спортом — в сводное от работы время. Но, например, на Металлическом заводе существовала велосекция. На предприятиях раньше проводились соревнования, прямо с заводов отправляли на сборы. Мы ездили в Гудауту, Пицунду (Абхазия). — Как вы стали популяризатором именно веломарафонов, поездок на дальние расстояния? — Надо сказать, что во время гонок на скорость меня преследовали падения. И в последствии я стал тем, кого называют "рандоннером" — велосипедистом, ездящим на длинные дистанции. Как-то я узнал, что во Франции существует Audax Club Parisien — "Парижский клуб отчаянных". Этот клуб один раз в четыре года организует веломарофон Париж – Брест – Париж. За 90 часов надо преодолеть 1200 километров. Мы у себя в городе собрали команду, стали тренироваться. Сперва надо ведь было пройти подготовительный этап - квалификационные заезды на 200, 300, 400 и 600 километров с временным лимитом. Заверенные показатели были отправлены в Париж. Нам пришло приглашение. Я преодолел эти 1200 километров, стал членом "Клуба отчаянных" в середине 90-х годов. Всего 19 россиян являются членами этого почетного клуба. — А что из себя вообще представлял велосипедный Ленинград? Легко ли можно было на улицах города встретить человека на велосипеде? Не спортсмена, а именно того, кто пользовался велосипедом для "бытовых нужд". — Не могу сказать, что Ленинград являлся велосипедным городом, ведь велосипед было очень трудно достать. Да и разнообразия в моделях не было. Но были люди из клуба туристов, которые популяризовали походы, в том числе и на велосипедах. Наверное, именно от них все и пошло. Мне в туризме не очень нравилось то, что ты, скажем, вначале похода на велосипеде едешь, потом его тащишь, а потом еще что-нибудь. Я люблю именно езду. — Но вы-то на работу на велосипеде добирались? - Все время... И всячески популяризировал этот вид транспорта. У нас хоть предприятие было военное, но я смог убедить руководство создать специальную "велосипедную комнату". И люди стали приезжать на работу на велосипеде. Я уже тогда боролся за велоинфраструктуру. Сейчас ведь тоже борются за велодорожки и прочее. Велосипеду не изменял. Помню, даже довелось на работу в наводнение добираться. Было по колено воды, но я доехал. — Зимний веломарафон "Дорога жизни" — это ведь ваше "детище"? — Я его организовал впервые около 40 лет назад. До этого этот марафон преодолевал в качестве бегуна. Но бегать тяжеловато стало, решили брать дистанцию на велосипеде. Началось все с того, что просто четыре велосипедиста присоединились к бегунам. Милиции это, конечно, не очень нравилось. Нас то и дело останавливали, но мы ведь никому не мешали. И люди нас очень тепло приветствовали. Сейчас этот велопробег уже является традиционным, он собирает до 200-300 человек. К тому же мы не просто крутим педали: по пути заезжаем в музеи, поем песни военных лет. В конце – армейская кухня, интервью у мемориала "Разорванное кольцо". — Сегодня улицы Петербурга просто наводнены велосипедистами. При этом "публика" весьма разношерстная. Кто-то едет в полном обмундировании – шлем, жилетка, фонарики, кто-то просто педали крутит. Вопрос безопасности вас волнует? — Безопасность, конечно, прежде всего. И шлем нужен во время езды по городу. Хотя я шлемы не люблю и надеваю их только на соревнованиях. Но если нет шлема, то обязательно какая-та шапочка должна быть на голове. Хотя в европейских странах, например, велосипедиста просто не выпустят на дорогу без шлема. Сегодня велосипедисту опасно — движение организовано плохо. Но я, например, машин не боюсь. Скорее, это водители меня боятся. Был случай, когда меня милиционер на Московском проспекте остановил. Оказалось, что я ехал быстрее автомобилей. У меня скорость была 74 км/ч. — А как молодежь на вас реагирует? — Просто прекрасно! Например, до места велопробега мы едем на электричках, где с ребятами поем песни, я им рассказываю свои шутки. Потом они родителям сообщают о таком ветеране-велосипедисте. Те не верят. Ребята вновь приходят на веломероприятие, чтобы уже не только проехаться, но еще и меня сфотографировать. Предъявить родителям доказательство того, что я существую. Я ведь хочу, чтобы люди от велосипеда удовольствие получали. Это я с ним со школьной скамьи, это для меня он друг и спутник по жизни. А ведь у кого-то появляется тяга к велосипеду, а потом куда-то пропадает. Мне хочется, чтобы как можно больше людей оставались с велосипедом.
|
|