НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Блокадник-велосипедист: «Велосипеду не изменял»

18 Мая 2015 г.

Андрей Михайлов более 60 лет крутит педали велосипеда. Блокадник является постоянным участников всех значимых петербургских велособытий. О том, что из себя представлял велосипедный Ленинград и каким выглядит велосипедный Петербург, мастер спорта СССР рассказал "Росбалту" в рамках проекта "Лучшая половина жизни".

— Андрей Алексеевич, вы коренной ленинградец, блокадник. Как именно блокадный ребенок познакомился с велосипедом?

— Я родился на Петроградской стороне, на Большом проспекте в мае 1942 года. Мама – учитель начальных классов, папа – военный врач. Все блокадные дни провел в Ленинграде. С велосипедом я познакомился еще в садике. Естественно, своего велосипеда у меня не было — его я без спроса брал у соседа. Мы в коммуналке жили, велосипед в коридоре висел. Сосед сам не катался, но очень ругался, когда его вещь брали. Кататься я любил на набережной, напротив стоянки крейсера "Аврора". Там меня и нашел тренер, пригласил заниматься в детскую спортивную школу.

— Школа, наверное, и определила вашу дальнейшую велосудьбу?

— Тут все и началось. Я-то все на дорожном велосипеде ездил, а тут спортивный дали. Его постоянно надо было подстраивать и чинить. И к этому делу у меня тоже тяга обозначилась. Потом я уже сам себе велосипед сделал.

Успехи у меня пошли очень быстро. Мы на Крестовском катались у стадиона имени С. М. Кирова, на шоссе выезжали. Я стал своих соперников опережать. Потом были районные соревнования, городские, областные, многодневки пошли. Так что свое звание мастера спорта СССР по велоспорту, которое получил в 1967 году, я вполне заслужил.

— В Советском Союзе, как известно, профессиональных спортсменов не было. Вам ведь приходилось где-то работать?

— Учился я, надо сказать, весьма посредственно. Но меня всегда тянуло делать что-нибудь полезное. В этом плане мне запомнилась беседа с отцом моего школьного друга. Он меня как-то спросил: "Андрей, а куда после школы пойдешь учиться, кем хочешь стать?". Желания учиться у меня не было, я шофером хотел быть. Города мне нравились, далекие поездки. Мне тогда и дали совет: "Раз ты не хочешь учиться, то запомни, что лучше в жизни быть полезным хорошим рабочим, чем плохим инженером". У меня эти слова до сих пор в голове.

После школы пошел на шестимесячные курсы слесарей-универсалов в техническое училище №1, что находилось у станции "Электросила". Правда туда принимали только тех, кто отслужил в армии. Пришлось придумывать легенду, говорить, что я в звании сержанта, но документы сейчас еще оформляются. Потом обман, конечно, раскрылся, но я к этому моменту уже себя хорошо зарекомендовал. За меня мой руководитель вступился. Я напильником еще не очень хорошо работал, но чертежи читал.

Потом была настоящая армия. Затем "Электросила", завод "Электрик" — нашими аппаратами телебашню на Аптекарском острове варили, — Ленинградский Металлический завод, НИИ Радиоэлектроники. После достижения пенсионного возраста я еще 10 лет проработал. Последнее место – ремонтный цех ГУП "ТЭК". Так что с профессией у меня все было в порядке.

— Насколько непросто было совмещать работу по профессии и спортивную жизнь?

— Занятия спортом — в сводное от работы время. Но, например, на Металлическом заводе существовала велосекция. На предприятиях раньше проводились соревнования, прямо с заводов отправляли на сборы. Мы ездили в Гудауту, Пицунду (Абхазия).

— Как вы стали популяризатором именно веломарафонов, поездок на дальние расстояния?

— Надо сказать, что во время гонок на скорость меня преследовали падения. И в последствии я стал тем, кого называют "рандоннером" — велосипедистом, ездящим на длинные дистанции. Как-то я узнал, что во Франции существует Audax Club Parisien — "Парижский клуб отчаянных". Этот клуб один раз в четыре года организует веломарофон Париж – Брест – Париж. За 90 часов надо преодолеть 1200 километров.

Мы у себя в городе собрали команду, стали тренироваться. Сперва надо ведь было пройти подготовительный этап - квалификационные заезды на 200, 300, 400 и 600 километров с временным лимитом. Заверенные показатели были отправлены в Париж. Нам пришло приглашение. Я преодолел эти 1200 километров, стал членом "Клуба отчаянных" в середине 90-х годов. Всего 19 россиян являются членами этого почетного клуба.

— А что из себя вообще представлял велосипедный Ленинград? Легко ли можно было на улицах города встретить человека на велосипеде? Не спортсмена, а именно того, кто пользовался велосипедом для "бытовых нужд".

— Не могу сказать, что Ленинград являлся велосипедным городом, ведь велосипед было очень трудно достать. Да и разнообразия в моделях не было. Но были люди из клуба туристов, которые популяризовали походы, в том числе и на велосипедах. Наверное, именно от них все и пошло. Мне в туризме не очень нравилось то, что ты, скажем, вначале похода на велосипеде едешь, потом его тащишь, а потом еще что-нибудь. Я люблю именно езду.

— Но вы-то на работу на велосипеде добирались?

- Все время... И всячески популяризировал этот вид транспорта. У нас хоть предприятие было военное, но я смог убедить руководство создать специальную "велосипедную комнату". И люди стали приезжать на работу на велосипеде. Я уже тогда боролся за велоинфраструктуру. Сейчас ведь тоже борются за велодорожки и прочее.

Велосипеду не изменял. Помню, даже довелось на работу в наводнение добираться. Было по колено воды, но я доехал.

— Зимний веломарафон "Дорога жизни" — это ведь ваше "детище"?

— Я его организовал впервые около 40 лет назад. До этого этот марафон преодолевал в качестве бегуна. Но бегать тяжеловато стало, решили брать дистанцию на велосипеде. Началось все с того, что просто четыре велосипедиста присоединились к бегунам. Милиции это, конечно, не очень нравилось. Нас то и дело останавливали, но мы ведь никому не мешали. И люди нас очень тепло приветствовали. Сейчас этот велопробег уже является традиционным, он собирает до 200-300 человек. К тому же мы не просто крутим педали: по пути заезжаем в музеи, поем песни военных лет. В конце – армейская кухня, интервью у мемориала "Разорванное кольцо".

— Сегодня улицы Петербурга просто наводнены велосипедистами. При этом "публика" весьма разношерстная. Кто-то едет в полном обмундировании – шлем, жилетка, фонарики, кто-то просто педали крутит. Вопрос безопасности вас волнует?

— Безопасность, конечно, прежде всего. И шлем нужен во время езды по городу. Хотя я шлемы не люблю и надеваю их только на соревнованиях. Но если нет шлема, то обязательно какая-та шапочка должна быть на голове. Хотя в европейских странах, например, велосипедиста просто не выпустят на дорогу без шлема.

Сегодня велосипедисту опасно — движение организовано плохо. Но я, например, машин не боюсь. Скорее, это водители меня боятся. Был случай, когда меня милиционер на Московском проспекте остановил. Оказалось, что я ехал быстрее автомобилей. У меня скорость была 74 км/ч.

— А как молодежь на вас реагирует?

— Просто прекрасно! Например, до места велопробега мы едем на электричках, где с ребятами поем песни, я им рассказываю свои шутки. Потом они родителям сообщают о таком ветеране-велосипедисте. Те не верят. Ребята вновь приходят на веломероприятие, чтобы уже не только проехаться, но еще и меня сфотографировать. Предъявить родителям доказательство того, что я существую.

Я ведь хочу, чтобы люди от велосипеда удовольствие получали. Это я с ним со школьной скамьи, это для меня он друг и спутник по жизни. А ведь у кого-то появляется тяга к велосипеду, а потом куда-то пропадает. Мне хочется, чтобы как можно больше людей оставались с велосипедом.

По инф. rosbalt.ru

  • Расскажите об этом своим друзьям!