НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Аза Лихитченко: о «Времени» и о себе

23 Ноября 2017 г.

2311 24 1a 

20 ноября принимала поздравления с юбилеем легендарный диктор Центрального телевидения Гостелерадио СССР, народная артистка Азалия Владимировна Лихитченко. Более тридцати лет она сообщала новости всему Советскому Союзу, выходя в эфир программы «Время» каждый день в один и тот же час.

2311 24 1

Биография Азы Лихитченко

Аза родилась в 1937 году в Москве. До сих пор ходит множество слухов о том, что Аза Владимировна – сирота и родом из Осетии. Появлению подобной легенды способствовало необычное имя и неславянская внешность телеведущей. Но эти домыслы не раз опровергала в своих интервью сама Азалия Владимировна. Кроме того, телеведущая признаётся, что из-за войны произошла путаница в документах, поэтому за точность даты и даже года своего рождения она не ручается. В детстве маленькая Азалия очень любила слушать радио: и «Театр у микрофона», и оперы, и детские передачи. Телеведущая считает, что именно радиоспектакли помогали осваивать грамотную и правильную речь всем слушателям. Девушка собиралась стать актрисой, поступила в Школу-студию МХАТ, легко пройдя конкурс. Во время учёбы студентам категорически запрещали сниматься в кино – это грозило отчислением. Но попробовать себя в кинематографе очень хотелось, и поэтому, когда режиссёр Рыбаков пригласил Азу на эпизодическую роль в фильме про Ленина «В начале века», она согласилась. Это и было её первое появление на экране, она танцевала и пела. Правда, теперь Аза Владимировна называет этот эпизод свой жизни грехом молодости. Ей очень не нравилось, что каждый год 7 ноября и 1 мая этот фильм обязательно показывали по телевидению.

«Телевизионный» голос

Диктором она стала почти случайно, попав туда, как бы сейчас сказали, по объявлению. Аза действительно увидела объявление о наборе на должность телеведущих. По тем временам это было, как конкурс космонавтов, и шансы его выиграть – примерно такие же. Ведь дикторов было всего четыре человека, и работали они сразу в прямом эфире, поэтому уровень требований был высочайший. А пробоваться пришли тысячи девушек.

По воспоминаниям Азы Владимировны, у неё всё-таки было серьёзное преимущество перед другими соискателями: Школа-студия МХАТ. На конкурсе девушку спросили, что она будет читать. Она назвала Цветаеву, Ахматову и Блока. Комиссия попросила Ахматову. Аза прошла два тура конкурса, оказалось, что у неё «телевизионный» голос. Ей остались довольны и сообщили, что она принята. По словам Азы Владимировны, она не поверила в такое счастье и решила, что это такая вежливая форма отказа. Тем более никаких официальных документов ей не выдали, а просто сказали, чтобы она заканчивала учёбу и приходила.

В 1959 году Аза окончила Школу-студию МХАТ и после участия в дипломном спектакле уехала в севастопольский театр по приглашению его руководителя. Там начинающей актрисе сразу дали ведущую роль в спектакле «Барабанщица».

Девушка успела проработать в театре двадцать пять дней, когда во время звонка домой узнала, что ей «пришла бумажка с телевидения». Это было приглашение на работу. Аза Владимировна рассказывала, как она буквально бросилась в ноги руководителю театра, умоляя, чтобы её отпустили. 10 сентября будущая телеведущая появилась в студии, а уже через четыре дня ей сказали, что она вполне подготовлена и выпустили в эфир. Ни записи, ни дублей, ни возможности что-либо исправить и повторить.

  

«Так я и выбрала себе профессию, — говорит Аза Владимировна, — трудную, сложную, но интересную. Неповторимую и благодарную».

Совмещать театр и телевидение было абсолютно невозможно. Лихитченко вспоминала, что после того как она стала телеведущей, часть однокурсников перестала с ней общаться. Но она сама ни разу не пожалела о выбранном пути, о том, что не стала актрисой. Её всё равно знал и любил весь Советский Союз, а на экране она появлялась гораздо чаще многих артистов.

Когда в 1968 году появилась программа «Время», Аза Лихитченко стала одной из её ведущих. Диктором Центрального телевидения она работала до 1993 года. Лихитченко не просто сообщала новости, а рассказывала о событиях в стране живо и эмоционально, так, как будто видела своих собеседников. Аза Владимировна действительно прекрасно «чувствовала» публику через экран. В 1980 году стала директором дикторского отдела Центрального телевидения. В начале 1990-х годов новое останкинское руководство заменило дикторов журналистами, и уникальную профессию упразднили.

Любимица зрителей

Она получала не только мешки писем, но и посылки, которым на студии уже никто не удивлялся. Каждую осень ей присылали фрукты, а в письмах частенько встречались признания в любви и предложения руки и сердца. А одним из первых, кто сделал предложение будущей телеведущей, был её однокурсник Владимир Высоцкий. Романа не случилось, но тёплые отношения сохранились на всю жизнь. После смерти артиста Азалия Владимировна продолжала общаться с матерью Владимира Семёновича.

Телеведущая вспоминает и другие ситуации, например, когда на проходной её ждал незнакомый человек, только что вышедший из заключения. Просил денег взаймы, чтобы добраться домой. Объяснял, что кроме неё в Москве никого не знает. Аза Владимировна рассказывает, что не было случая, чтобы такие вот ребята не прислали назад одолженные деньги.

Лихитченко была свойственна высочайшая культура речи. Комплименты по этому поводу ей делал знаменитый знаток русской речи и составитель словарей Розенталь. На вопросы Азы немолодой уже Дитмар Розенталь обычно ласково отвечал: «Азочка, вы-то как раз можете говорить всё, что угодно, — всё будет правильно».

Аза Лихитченко была не только самой молодой телеведущей того времени, но и самой модной. Она виртуозно сохраняла баланс между индивидуальным стилем и жёсткими требованиями к внешнему виду женщин-дикторов, которые касались и одежды, и макияжа. Лихитченко поделилась воспоминаниями о том, как периодически жена Брежнева просила передать ей, что «вот этот паричок Азочке не идёт, лучше тот, что был раньше». И это при том, что великолепные волосы у Азалии Владимировны абсолютно настоящие, и никаких париков она никогда не носила, как, впрочем, и никогда не выщипывала «в ниточку» густые от природы брови.

Конечно, у Азы Владимировны случались и казусы, и оговорки. Вот самая известная и смешная: «Сегодня торжество на Харьковском тракторном заводе. С конвейера сошёл миллионный самогонный комбайн» (вместо «самоходный»). После передачи в студию звонили и ехидно спрашивали: «А где такой купить можно?»

  • Расскажите об этом своим друзьям!