НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

Актёр, художник, сказочник...

22 Сентября 2016 г.

nazarov eduard

11 сентября 2016 года в Москве на 75-м году жизни скончался известный мультипликатор, режиссёр и художник, народный артист Российской Федерации Эдуард Васильевич Назаров. Всю свою жизнь он посвятил искусству мультипликации и создал забавных, добрых и мудрых героев для многих поколений детей.

Родился будущий создатель «Винни-Пуха» 23 ноября ноября 1941 года в Москве.

Назаров о себе:

«Поступал в архитектурный. Специальность сдал, даже эллипс нарисовал от руки совершенно точно, литературу, а как увидел задачу по физике, встал и ушёл. Тут и объявление в «Вечёрке» попалось о наборе на курсы мультипликаторов. На экзамены опоздал. Но мои рисунки посмотрели и позвали на курсы прорисовщиков».

Так в 1959-м Эдуард Назаров оказался в студии «Союзмультфильм» – сначала работал прорисовщиком, доводил до идеала чужие рисунки. Ведь все аниматоры рисуют по-своему, а персонаж должен выглядеть одинаково. Именно это и делает прорисовщик.

А потом попал в группу Хитрука на «Каникулы Бонифация» и остался на целых двенадцать лет.

А скоро к ним пришёл вольный художник Владимир Зуйков. По образованию учитель рисования. Необычного свежего взгляда на кадр художник, рисовальщик гениальный. И возник знаменитый тандем: Зуйков – Назаров.

«Винни-Пух и все-все-все»

Назаров нарисовал самого лучшего в мире Винни-Пуха. Его приняли и полюбили даже на Диснеевской студии, где есть свой медвежонок. «Наш Винни — обаятельнее американского, тоньше, остроумнее. Милн бы его признал», – говорил Эдуард Назаров.

Но нарисовать Винни-Пуха было не так-то просто, хотя бы потому, что изображений знаменитого медведя было уже множество. А ведь нужно было создать что-то другое.

«Поначалу Володя Зуйков принёс совершенно невообразимого персонажа. Это был не медвежонок, а взбесившийся одуванчик, существо неопределённой формы: шерстяное, колючее, будто сделанное из старой швабры, потерявшей форму. Уши – как будто их кто-то жевал, но не успел отъесть одно из них. Нос – где-то на щеке, разные глаза, да и все у него было врастопырку. Но что-то в этом было! И Хитрук схватился за голову: «Чёрт, что это вы придумали!» Он всегда хватался за голову, и все выражения крайнего возмущения или удовольствия – всё начиналось с «чёрта». Сели за этого несчастного зверя, и в конце концов под его руководством выровняли».

Как рассказывал потом Эдуард Васильевич, Винни, несмотря на кажущуюся простоту формы, оказался довольно трудным персонажем. Толстенький медвежонок не мог быть гибким, поэтому двигался всем телом: поворачивался, нагибался, тянулся вверх. И художнику пришлось придумывать и рисовать все эти физически невозможные движения так, чтобы нарисованный персонаж выглядел живым.

Интересно, что нашего Винни-Пуха нигде нельзя было показывать, ни на одном фестивале: авторские права не были оформлены, и Винни так и остался «невыездным».

«Жил-был пёс»

Этот мультфильм Назаров создавал самостоятельно – ему принадлежит и сценарий, и воплощение героев на экране. В основу его легла украинская сказка всего в пятнадцать строчек о том, как встретись вечные враги: старый волк и старый пёс.

«Мой друг — ещё с армии — позвал меня в Цюрупинск. Посмотрел я на людей, которые гуляют по улице и поют, на застолья, на днепровские пейзажи... Тогда же наткнулся на сказку в полстраницы «Серко». Фраза «Щас спою» застряла в голове. И чтобы от неё отделаться, написал сценарий...»

В музее этнографии Назарову подарили большую бобину с народными украинскими песнями. Отрывки из них и звучат в мультфильме.

«...Помню, когда Джигарханян впервые вошёл в тон-ателье, меня прошиб холодный пот. На рояле были разложены эскизы персонажей, и когда я увидел сутулого Армена Борисовича – ну вылитый Горбатый из сериала «Место встречи изменить нельзя» – и посмотрел на точно такого же нарисованного мною волка, то подумал, что Джигарханян обидится и убьёт меня. А он глянул и говорит: «А ничего, ничего! Хороший волк!».

После выхода мультфильма Эдуарда Назарова спрашивали, из какой части Украины он родом.

Мультик «Жил-был пёс» оценили и зарубежные мультипликаторы. Он завоевал призы на международных фестивалях во Франции и Дании.

Принцесса, муравей и другие

Пятиминутную рок-оперу про Принцессу ужасную-прекрасную Назаров создавал по сценарию Григория Сапгира, а сочинял музыку и пел Александр Градский. Но у певца были сложные отношения с властями, и это отразилось на мультфильме: «Принцесса и Людоед» восемь лет не попадала на экраны телевизоров.

А потом «приполз» Муравей. Помните? «Ты что, с Луны свалился?! Нет! С гусеницы!» Эдуард Васильевич не только нарисовал всех персонажей и написал сценарий, но и сам озвучил все роли!

Изначально мультфильм планировалось сделать по сказке Бианки, но в итоге получилось настоящее авторское кино.

«Были в деревне в Смоленской области, – вспоминал Назаров. – Лежу под деревом, гляжу в траву, а там... Кто-то кого-то ест, кто-то убегает, рядом кто-то работает, кто-то кого-то любит. Стыдно перед Бианки за то, что взял его текст, а потом его выкинул. Перерыл огромное количество специальной литературы. Про каждого насекомого книги написаны. Каков Клоп-вонючка (фу!)? Как живётся Тле, на которую нападает безжалостная Божья Коровка?..»

«Я хотел, что все было построено на чувствах и ощущениях, а не на объяснениях. Да и что там было объяснять? Отсюда и дичайшая задача с актёрами – кого брать? Риту Корабельникову, Клару Румянову, Людмилу Гнилову? Все они замечательные актрисы, травести, но это уже стереотипы. Как только зазвучат их голоса, зрители начнут вспоминать их прежние роли. Поэтому я записал всё сам, постепенно, в свободное время. Обдумал какой-либо вариант голоса и – в тон-студию. Большого жука с фразой «Эх, молодёжь!» сделал под Бориса Фёдоровича Андреева, а когда верещал за гусеницу, чуть горло не сорвал. Деньги же, сэкономленные на актёрах, позволили нам лишний месяц рисовать».

Актёр и художник

Озвучивать мультфильмы Эдуард Васильевич начал, ещё работая ассистентом у Хитрука. Почти все многочисленные персонажи «Шпионских страстей» и «Ограбления по...», «Как казаки мушкетёрам помогали» говорят голосом Назарова. Ему же принадлежит капитан «Чёрной каракатицы» в «Приключениях капитана Врунгеля». А знаменитое «Таити, Таити! Не были мы ни в какой Таити. Нас и здесь неплохо кормят!» тоже произнёс Эдуард Васильевич.

Почти пятнадцать лет Эдуард Назаров был президентом первого в стране и одного из лучших в мире международных фестивалей мультипликации «Крок», создал Ассоциацию аниматоров России и стал её президентом.

C 1979 по 2000 год преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров. В 1993 году организовал школу-студию мультипликаторов-режиссёров «ШАР».

А ещё была и есть иллюстрация к художественной литературе. Переведённые на русский язык произведения Алана Милна и Астрид Линдгрен украшают яркие, живые и весёлые рисунки Эдуарда Назарова.

«Кино для себя – это безумие, – не уставал повторять Эдуард Васильевич. – Для себя рисуйте лучше картины или общайтесь посредством компьютера. А делая кино, вы должны думать о том, чтобы зритель на вашем фильме не заснул...»

  • Расскажите об этом своим друзьям!