НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?

Заглянем в завтра: игры для правнуков

14 Июля 2014 г.

[sigplus] Критическая ошибка: Папка галереи изображений TXTS/2014/sovrem_tehno-14-07 как ожидается будет относительно пути базовой папки изображений, указанной в панели управления.

tehnologii

Побывать в Дании на родине Лего и не увидеть, как его делают! Увы, об организации интервью и поездке в Биллунд мне надо было задуматься заранее. Однако научным журналистам, приехавшим в Копенгаген, на Euroscience Open Forum 2014, фестиваль науки, представилась возможность увидеть будущее конструкторов Лего и других роботехнических игровых устройств. Таким, каким его видят в Центре игровых технологий (Center for Playware) на факультете электрической инженерии Датского технического университета.

Желающих увидеть игрушки будущего набралось на целый автобус. Сначала перед нами с лекцией об использовании робототехники в обучении детей или лечении взрослых выступил директор Центра, профессор Хенрик Лунд (Henrik Hautop Lund). В своем рассказе он процитировал российского психолога Льва Выготского с его мыслями о когнитивном развитии ребенка, а еще показал фотографии, как королева Дании Маргарете II прыгает по музыкальным «классикам», а потом по тем же клавишам прыгают дети из Африки и ходят больные после инфаркта.

Главная идея разработок – сделать так, чтобы через игру с интеллектуальной системой ребенок узнал новое, а взрослый смог преодолеть неверие в свои силы. «В игре, как в увеличительном стекле, концентрируются все возможности для развития ребенка», – уверен Хенрик Лунд. Игра позволяет преодолеть скуку и страх перед новым.

Лунд в своем рассказе использовал понятие «зона ближайшего развития» ("a zone of proximal development"), которое в Википедии расшифровывается так: "«область не созревших, но созревающих процессов», объемлющие задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым". Интеллектуальные игрушки, создаваемые Центром, позволяют заменить взрослого на каких-то этапах. Рассказ Хенрика Лунда о его разработках можно послушать в ходе 20-минутной TED-лекции.

В больнице же созданные датчанами интеллектуальные «классики» и другие устройства благодаря playful care technologies позволяют добиться более быстрой реабилитации. В клинических испытаниях приняли участие группы кардиологических больных. «После инфаркта у пациентов не всегда возникает желание заняться гимнастикой и упражнениями. Должно быть что-то, что оживит эти упражнения, сделает их занимательными», – сказал датский профессор. Наступая на интеллектуальные клавиши пациенты, практически заново обучающиеся ходить, видят, какого они стали цвета, если красного, значит шаг был не очень сильным и можно постараться шагнуть на клетку более уверенно.

Интеллектуальные игрушки можно использовать и для занятий фитнесом пожилых людей, разработки Центра были успешно протестированы на людях 63-95 лет. Оказалось, что игровые интеллектуальные «классики» полезны и детям, и взрослым.

Каждый из нас смог попрыгать на музыкальных «классиках». «Так эту штуку можно использовать для обучения детей математике! На клетках могут быть не разные цвета, а цифры», – сказала я Лунду. Кажется, моя идея ему понравилась.

Лего будущего

Рюне Фог (Rune Fogh), веселый блондин, работающий над своей PhD по робототехнике, показал нам смешную Лего-пчелу, которой можно управлять с помощью интеллектуальных Лего-кирпичиков. Он – один из тех, кто работает в области осязаемого программирования (tangiable programming).

Нажмешь на один Лего-кирпичик – пчела хихикает от щекотки, нажмешь на другой – пчела становится агрессивной, нажмешь на третий – пчела начинает танцевать под твои хлопки. Нажатие всех трех клавиш приводит к забавному эффекту – агрессивная пчела смеется от щекотки и танцует. Пчела также слушается команд «Следуй за мной» (Follow me), «Убегай от меня» (Escape from me), «Пой песни» и других.

Роботом-пчелой можно управлять и с помощью геймпэда, пульта управления с джойстиком. У ребенка будет возможность программировать свои Лего-кирпичики, научить пчелу как шевелить головой и делать какие-то другие движения. Можно в одном кирпичике объединить несколько действий, обучив пчелу более сложному поведению. «Эта технология учит ребенку творческому подходу, учит его робототехнике», – заметил Рюн.

«Я хочу такую игрушку! Где купить? Сколько стоит?», – спросила я Рюна, но он ответил, что это всего лишь прототип, им очень заинтересовались в Лего, но когда эта игрушка появится в продаже, он не знает. Пока прототип из проекта Modular Playware Technology очень дорог и вряд ли будет доступен массовому потребителю.

Хенрик Лунд также не мог сказать, когда пчела появится в руках детей всего мира. Между научными идеями и применением на рынке – еще много работы. «Может так получиться, что мой сын вырастет, а игрушка еще не появится на рынке?», – спросила я, он покачал головой и сказал, что да, такое возможно. У них не хватает голов и рук, чтобы доводить все идеи до коммерческих приложений.

Music 2.0

Еще одна разработка, которую уже можно потрогать руками, а точнее пальцами – MusicTiles, дает возможность стать не пассивным, а активным музыкальным фаном. Теперь с помощью приложения на IPad мы можем сами определять, что хотим услышать в звучащей музыке: только вокал, или вокал + гитару, вокал + синтезатор, вокал + ударные или всё это вместе. Пользователь также может менять фрагменты мелодии местами, создавая свою собственную, делая ремиксы. Увы, для Android версии этого приложения пока нет, сотрудникам Центра предстоит создать более «легкую» его версию.

Питеру Габриэлю так понравилась идея музыкальных "плиток", что он разрешил создателям приложения, использовать его мелодии из легендарного альбома "So", создав своего рода новый альбом "So 2.0".

Сотрудник Центра Макс, приехавший из Италии, провел для меня видеоурок с маленькими музыкальными кубами, больше похожими на коробки спичек. Вращение кубиков позволяет добавить или убрать из мелодии тот или иной эффект, например, включить или выключить звук барабанов, или изменить его. «Вы видите, что музыка очень быстро реагирует на движения кубов. Коммуникация с приложением идет через Bluetooth». Такие интеллектуальные кубы, но гораздо большего размера, появились на концертах Питера Габриэля во время турне по Европе.

Пожалуй, больше всего во время экскурсии в Центр игровых технологий, меня поразила общая его гуманистическая направленность – с помощью междисциплинарности, использования психологических концепций и робототехники помочь детям, помочь старикам, сделать их жизнь более интересной. Пожилым людям порой нравится играть не меньше, чем детям. Ученые думают и о том, как сделать реабилитацию сердечных больных более быстрой и интересной для них.

Мысли о коммерческих приложениях, о продвижении идей на рынок идут нога в ногу с мыслью о тех, кому интеллектуальная роботехника может помочь преодолеть неверие в себя, болезнь, избавиться от какого-то недостатка, стать сильнее, здоровее, мобильнее и увереннее в себе. Не это ли Робототехника 2.0 – робототехника будущего?

{gallery}TXTS/2014/sovrem_tehno-14-07{/gallery}

Polit.ru

Тэги: