НА КАЛЕНДАРЕ
ЧТО ЛЮДИ ЧИТАЮТ?
2024-10-23-01-39-28
Современники прозаика, драматурга и критика Юрия Тынянова говорили о нем как о мастере устного рассказа и актерской пародии. Литературовед и писатель творил в первой половине XX века, обращаясь в своих сочинениях к биографиям знаменитых авторов прошлых...
2024-10-30-02-03-53
Неподалеку раздался хриплый, с привыванием, лай. Старик глянул в ту сторону и увидел женщину, которая так быи прошла мимо прогулочным шагом, да собака неизвестной породы покусилась на белку. Длинный поводок вытягивалсяв струну, дергал ее то влево, то вправо. Короткошерстый белого окраса пес то совался...
2024-11-01-01-56-40
Виктор Антонович Родя, ветеран комсомола и БАМа рассказал, что для него значит время комсомола. Оказывается, оно было самым запоминающимся в жизни!
2024-10-22-05-40-03
Подобные отказы не проходят бесследно, за них наказывают. По-своему. Как могут, используя власть. Об этом случае Бондарчук рассказал в одном из интервью спустя годы: «Звонок от А. А. Гречко. Тогда-то и тогда-то к 17:20 ко мне в кабинет с фильмом. Собрал генералитет. Полный кабинет. Началась проработка....
2024-10-30-05-22-30
Разговор о Лаврентии Берии, родившемся 125 лет назад, в марте 1899-го, выходит за рамки прошедшего юбилея.

С Новым годом!

28 Декабря 2017 г.

 

В Древней Руси церковный новый год начинался с 1 марта, а гражданский – с 1 сентября. В 1342 году великий князь Симеон Гордый, сын Ивана Калиты, повелел праздновать Новый год, как церковный, так и гражданский, в один день – 1 сентября. В этот день по православному календарю отмечается новолетие. Эта традиция возникла в Византии. По преданию, первый христианский император Константин Великий учредил новогодний праздник в память о военном сражении, во время которого на небе явился крест.

2812 24 1 

Праздновать Новый год – древняя традиция

Петровские традиции

Современный новогодний праздник, который отмечается 1 января, учреждён 15 декабря 1699 года Петром I. В указе сказано: «Поелико в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря. А в знак доброго начинания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшение из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает».

До самой своей кончины Пётр I зорко следил за тем, чтобы торжества по случаю наступления Нового года в России проходили не хуже, чем в заморских государствах. Именно с его подачи празднование стало носить светский характер, а не религиозный, как было раньше.

В канун праздника император поздравлял всех окружающих, собственноручно одаривал щедрыми подарками наиболее знатных вельмож, преподносил дорогие сувениры своим фаворитам и принимал участие в придворных гуляниях и забавах. Именно из уст Петра Великого пошло новогоднее поздравление «С Новым годом! С Новым счастьем!».

Царь устраивал во дворце невиданные маскарады, приказывал палить из пушек, пускать в небо грандиозные разноцветные фейерверки.

Новая коммунистическая эра

Большевики, захватив власть, решили, как и французские революционеры, покончить не только со старой властью, но и со старым летоисчислением. Из старорежимного календаря сначала были изъяты христианские праздники – Рождество Христово, Пасхальное Воскресение, Преображение Господне – как не совместимые с идеалами новой власти. Сам новогодний праздник и названия месяцев, напоминавшие имена императоров, эксплуататоров римского рабочего класса, ставшего у Маркса пролетариатом, также нуждались в корректировке.

25 ноября 1918 года на заседании ВЦИК обсуждался вопрос «О замене христианского летоисчисления». Выступавшие Свердлов, Енукидзе, Теодорович и другие члены ВЦИК предлагали учредить новый календарь, поскольку началась «новая коммунистическая эра». Её отсчёт должен начинаться с 7 ноября 1917 года. Новые имена должны быть и у месяцев. Предлагались имена утопистов Бабёфа и Мора, теоретиков Маркса и Энгельса, практиков Ленина и Троцкого. В результате дискуссии было решено до победы мировой революции оставить старые названия и начало года – 1 января, но счёт лет вести не только по григорианскому календарю (переход на него был осуществлен в 1918 году – 1-е февраля стало 15-м), но и по новому, коммунистическому: «Первый год Октябрьской революции», «Второй»... «Третий»... и так далее. Отголоски большевистского календаря обнаруживаются и позднее. Все, «кто родился в СССР», помнят скромную строчку на каждом листочке советского календаря – «...цатый год Великой Октябрьской социалистической революции». И своеобразный отголосок «коммунистического летоисчисления» – наименование отдельных годов брежневских пятилеток – «решающий», «определяющий», «завершающий».

Героиня праздника

Символ Нового года – ёлка. Впервые её стали украшать в XVI веке – на ветвях появились сладости, орехи, яблоки, позднее их заменили игрушки, на вершине устанавливалось изображение солнца, а ниже – 12 свечей, символизирующих месяцы наступающего года.

В России, начиная с Петровских времен, ёлка также была неотделима от зимних праздников – Рождества и Нового года. Но после Октябрьской революции зелёная красавица попала в немилость, как и календарь. В одном из изданий читаем: «Обычай украшать ёлку на рождественские праздники в нашей стране появился в первой половине XIX века и был занесён из Германии. Ёлка первоначально устраивалась в императорской семье, откуда перешла в среду господствующих классов. Обычай украшать ёлку в наших условиях не имеет того хозяйственного значения, как во время своего возникновения. Его первобытно-дикарский характер ничего не может дать нашим детям».

Безбожная власть, особенно в период «атеистической пятилетки» (1932–1937), давала другие уроки: «Сегодня по улицам, – читаем в дневнике настоятеля Знаменской церкви отца Петра Попова, – ходят группы детей с флагами. При встрече с духовенством поют: «Будь готов, будь готов! Бить попов, буржуев-дураков! Бога нет! Нет! Нет! Нет!» Трудно отрицать «первобытно-дикарский характер» этой сценки.

В газете «Красный пахарь» один из авторов возмущался: «Пора прекратить возмутительное действо, называемое новогодней ёлкой. Это один из немногих пережитков до сих пор отравляющих около религиозным дурманом наших детей». И ёлочный «дурман» был запрещён. И только в 1935 году началась реабилитация новогодней ёлки, когда в Харькове по инициативе П. Постышева был проведён новогодний утренник. И с той поры ёлка снова стала неотъемлемым атрибутом новогоднего праздника, конечно, праздника советского, идеологического.

Вот описание новогодней елки в одном из дальневосточных гарнизонов. «Ёлка была закреплена на подставке, изображающей мировой капитал. Она, как копьё, пронизала врага пролетариата. На ёлочных ветках – проткнутые штыками куклы Колчака, Юденича, Деникина, Махно и других прислужников капитала». Главную ёлку в 1937 году, установленную в Доме союзов, украшало огромное панно с изображением Сталина и его изречением: «Жить стало лучше, жить стало веселей!». Новогодний номер «Правды» открывался приветствием: «С Новым годом, товарищи! С новыми победами под знаменем Ленина-Сталина!» Ёлка была не только чудесным праздником, но и эффективным педагогическим мероприятием – право на праздник надо было заслужить хорошей учёбой. Об этом напоминали стихи: «Мне на днях сказала мама,/ Если все отметки «пять»,/ Значит, ты имеешь право/ Ёлку весело встречать». Праздник заканчивался раздачей подарков, а в кульке с конфетами советский школьник находил записку: «Спасибо, товарищу Сталину за наше счастливое детство!». Потом записки исчезли, но идеологический компонент праздника сохранялся ещё долго.

Детское воспоминание. Рисунок в газете за 1 января 1950 года: земной шар поделён на две части – «социализм» и «капитализм», стилизованные под молнию цифры «1950» вонзаются в «капитализм» и уничтожают его, а внизу строка: «Мы стоим на грани полувека, в будущее устремляя взор!».

Ещё не прошла вторая половина XX века, и мы стали встречать новогодние праздники у « капиталистической» ёлки. Закономерный парадокс: новый год и ёлка – праздник общечеловеческий, поэтому и спустя века актуально поздравление Петра Великого: «С новым годом! С новым счастьем!».

  • Расскажите об этом своим друзьям!